Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по музыке по теме

 

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

                                      Долгополова Е.С.

коррекционная школа-

интернат №8, г. Саяногорск,

педагог-организатор,

 учитель музыки ВК

«Творчество, является уделом всех,

оно является нормальным и постоянным

спутником детского развития».В.В.Давыдов.

Творческая деятельность индивидуальна, а её формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка.

Праздники в школе являются особой и предпочтительной формой организации детской художественной деятельности. Они соединяют различные виды искусства, способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных задач. Они способствуют формированию речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, развивают их эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, обогащают музыкальные впечатления учащихся, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у воспитанников школы-интерната нравственных представлений.

Праздники объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у учащихся эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов, имеют большое значение для формирования интересов детей, развития их творческой активности. Учащиеся сами охотно принимают участие в разнообразной художественной деятельности: танцуют, поют, читают стихи, ставят театральные представления, испытывая при этом разнообразные эстетические переживания. Праздничный утренник рассматривается как своеобразный итог определённого периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь наглядно видны их достижения, а также недоработки воспитателей и учителей: насколько правильно звучит песня, насколько выразительны и точны движения в плясках и играх, разнообразны интонации в театрализованных эпизодах, правильно ли подобраны солисты, актёры. Кроме того, праздники и различные формы развлечений – это действенное средство творческого и эстетического развития детей имеющих ограниченные возможностями здоровья. Необходимо создавать воспитанникам самые благоприятные условия для познания сложного и удивительно богатого внешнего мира – мира природы, мира народной, национальной культуры. Воспитанники узнают, как приходит весна, в чём заключается волшебство русской Масленицы, святок, Рождества. Традиционным стало проведение совместных мероприятий с Реабилитационным центром г. Саяногорска: «Рождественская звезда», «Широкая ярмарка», «Великая Пасха». Дети стали участниками  реализации проекта «Фольклорная группа «Печки-лавочки» (в рамках Программы «100 классных проектов».  

Праздники  - это то, без чего вообще немыслима жизнь, и чтобы каждый из них оставил в душе воспитанника маленькое или большое открытие, доброе воспоминание, которое непременно будет востребовано во взрослой жизни, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования превращаются в сценаристов, артистов, режиссёров. Этот процесс замечателен тем, что детям в нём не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий, познавательный праздник возможен только при творческом участии всех и каждого, учеников, учителей, воспитателей, родителей. В рамках декадника ко Дню пожилого человека, мы проводим праздники «Листает жизнь прожитые страницы», «Красит и седина на висках», ко Дню матери «Моя мама - лучше всех». Процесс сотворчества, показа образцовых праздников, позволяет решать и аспекты социальной адаптации учащихся коррекционных школ. Участвуя в концертах, инсценировках, встречаясь в литературно – музыкальной  гостиной с творческими людьми и художественными коллективами, ученики обогащаются новыми впечатлениями, закрепляют знания и навыки, полученные на музыкально-коррекционных занятиях. В то же время аттракционы, загадки, элементы соревнования в некоторых праздниках стимулируют сообразительность, быстроту реакции, ловкость, смекалку, смелость – качества, так необходимые детям коррекционных классов для коррекции их личности и общего развития. При этом особо следует подчеркнуть роль праздников и вечеров развлечений для развития детской самодеятельности, инициативы, находчивости, творчества. Любой успех, любая удача воспринимается такими ребятами как целое открытие.

Педагог дополнительного образования, наблюдая обратную связь (педагог – ученик) может полноправно отметить реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в той или иной степени потенциально в каждом человеке, стоит только их «разбудить», дать возможность проверить свои силы. Таким образом, необходимо использовать личностно ориентированный подход в формировании музыкальных, театральных, ритмических, танцевальных, эстрадных навыков учащихся.  Нужно стремиться находить и использовать такие формы проведения праздников и развлечений, которые носят не пассивный, а активный характер, позволяющий включить школьников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей инсценировки или музыкального спектакля, найти наиболее удачные интонации, музыку, движения, характеризующие образ, поддержать инициативу детей и помочь им найти свою индивидуальность, неординарность, а иногда и раскрыть музыкальную одарённость. Для музыкального педагога и педагога-организатора, каждый праздник, каждое развлечение – это смотр его работы, когда оценку этой работе дают администрация и педагоги школы, родители, гости, а главное – сами дети. Свободный выбор направлений, творческих поисков, использование активных форм в работе с учащимися и педагогами, постоянное творчество и фантазия способствуют успешному проведению праздничных мероприятий. На репетициях, консультациях, проводится постоянная подготовка, совместный с педагогами поиск новых идей, развитие артистичности участников – детей и взрослых (педагоги всегда исполняют роли Деда Мороза, Снежной Королевы, Чучела, Бабы Яги и др.), развитие памяти для заучивания сценариев, ролей, песен, развитие умения легко перевоплощаться из одного образа в другой. Ребята нашей школы дают концерты, встречаются с работниками органов социальной защиты, образования, известными людьми литературного общества «Стрежень». Ежегодно проводятся праздники для ветеранов ВОВ  «Память за собою позови», «Этих дней не смолкнет слава». VII краеведческого марафона «300 лет вместе»,  конкурса «Лучшие трудовые династии»,  Школьники стали участниками «Конкурсно-игровой программы» в рамках проведения Декадника детей с ограниченными возможностями, награждены дипломами за победу в VI, IX Республиканском фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя», по номинации народное творчество «Весёлые ложкари». Там, где между воспитателями, учителями и педагогами дополнительного образования отлажена система совместной работы, установлен деловой подход и взаимопонимание, там заметно отличается творческая деятельность детей в направлении достижения положительных результатов.

Результаты свидетельствуют о повышении эффективности целенаправленного процесса развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети стали лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимать происходящие вокруг события, уверенней чувствовать себя в общественных местах. Анализ их психологического состояния показал снижение уровня тревожности у большинства детей. Не маловажным показателем успешности стала активизация взаимоотношений детей имеющих ограниченные возможности здоровья с нормальными сверстниками.

Литература:

  1. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008.
  2. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.
  3. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. // Волгоград- Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческ...