Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
статья по музыке по теме

Надежда Николаевна Галкина

Роль и место дополнительного образования в новой модели образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

«Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования»

педагога дополнительного образования МОУ Цнинская СОШ №2, филиала в с. Донское Тамбовского района Тамбовской области

Галкиной Надежды Николаевны

                                                                  Тамбов 2009

«Роль и место дополнительного образования в новой модели образования»

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Оно в состоянии  удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список может наполнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существенные противоречия между необходимостью, с одной стороны,  осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по своей сути является личностно-ориентированным.

Организация дополнительного образования строится на основе тесного взаимопонимания общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др..Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

Значимость дополнительного образования очень существенная, т.к. дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.

Дополнительные образовательные программы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делаю школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы. Утверждению благоприятного климата в ней.

Вокально-фольклорное объединение «Истоки» художественно-эстетического направления реализуется  как программа дополнительного образования в МОУ Цнинская СОШ№2, филиал в с. Донское с 2008 года.

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности с  к общению с искусством.

Актуальность программы «Истоки» обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.

Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров. В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальным культурам, обрядам, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях. Дети недостаточно знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Обучающие возможности фольклора – неограниченные. Знание фольклора поможет детям понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры. При изучении народного творчества  учащиеся знакомятся с местными праздниками и музыкальным материалом, связанным с ними. Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Тамбовской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Ценность данной программы заключается в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа  легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей  жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

 Логико-смысловая

модель интеграции

Информационная  карта программы

  1. Название программы «Истоки».
  2. Направленность - художественно-эстетическая.
  3. Вид деятельности – музыка, пение.
  4. Образовательная область – искусство.
  5. Уровень содержания – ознакомительная.
  6. Широта охвата содержания – интегрированная.
  7. Форма составления – экспериментальная.
  8. Срок освоения – долгосрочная.
  9. Возраст детей – младший и средний школьный .
  10. Цель программы – воспитание любви к малой родине, чувства гордости и ответственности за культурное наследие России.

-развитие интереса к фольклору, народной песне;

–воспитание учащихся на народных традициях своей малой Родины;

–приобщение к русской народной культуре;

–пропаганда народного творчества через концертную деятельность

Задачи программы:

  1. Обучить основам техники фольклорного пения.
  2. Сбор и разучивание старинных песен, частушек.
  3. Участие в фольклорных праздниках.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знакомятся с основными жанрами детского фольклора, с элементами хороводных движений и народно-плясовых;
  • знакомятся с элементами основных народных традиций Тамбовской области, с жанрами народного творчества;
  • формируется манера исполнения народных и фольклорных песен;
  • знакомится с различными способами передачи песенного образа;
  • формируются умения выразительного исполнения произведения, пения в ансамбле, умение вносить элементы импровизации  в обрядовые песни;
  • формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
  • формируется художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

Описание модели интеграции

   Интеграция с модулем  1 позволяет раскрыть следующий блок направлений:

  • русское хоровое пение;
  • духовно-направленные традиции русского народа;
  • народные промыслы и ремесла;
  • история русского костюма;
  • среднерусский музыкальный фольклор;
  • декоративно-прикладное искусство;

Интеграция с модулем 2  позволяет  расширить  блок направлений:

Вокальное:  

*    развитие песенного творчества у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

     Театральное, вокальное:

       *  развитие речевой интонационной выразительности;

     Театральное, хоровое:

       *развитие пластической выразительности при создании образа;

     Театральное, вокальное, хоровое:

       *сюжетно-ролевые импровизации;

      * развитие индивидуальных творческих способностей (вокальных, хореографических, театральных, ИЗО, спортивных);

      *музыка в танце, живописи, спектакле (хореография, музыка, ИЗО, театр);

      *валеология – здоровьесберегающие технологии (спорт, хореография, вокал, ИЗО, театр);

      *артикуляционная, дыхательная гимнастика, музотерапия, ритмические упражнения (спорт, вокал)

      *концерты, выставки, спектакли, мероприятия + союз «дети-родители-педагоги»

             

 Модель интеграции

                                               

встречи с поэтами, интересными людьми                                 театр

  толковые словари                                                         ИЗО                                   вокал                            

                                                                                                           

  совместные праздники                                                                        хореография                  

  исторические, биографические данные                     спорт          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов - как средство развития интереса к дополнительному образованию.

Данная презентация - это обобщение опыта по теме: "Метод проектов". Опыт представлен на РМО педагогов дополнительного образования....

Моделирование культурно- образовательного пространства развития сельского школьника

Красной  нитью в моей статье   проходит мысль,  что  сама жизнь  диктует выработку  нетрадиционных методов и форм  взаимодействия учителей, родителей и детей.На уров...

Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»

       Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...

Региональная научно-практическая конференция статья "Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития педагогов дополнительно образования", 2020 г.

В статье представлен опыт работы МБУДО "Летский оздоровительно-образовательный спортивный центр" города Гбкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего - стремления педагого...

Индивидуальный план профессионального развития (ИППР) педагога дополнительного образования

Тема: «Повышение качества и эффективности занятий по образовательной общеразвивающей программе «Азбука анимации», посредством собственного профессионального развития».Цель...

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....