Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
статья по музыке по теме
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_novoy_modeli_obrazovaniya.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования»
педагога дополнительного образования МОУ Цнинская СОШ №2, филиала в с. Донское Тамбовского района Тамбовской области
Галкиной Надежды Николаевны
Тамбов 2009
«Роль и место дополнительного образования в новой модели образования»
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- экономико-правовое.
Этот список может наполнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существенные противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по своей сути является личностно-ориентированным.
Организация дополнительного образования строится на основе тесного взаимопонимания общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др..Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.
Значимость дополнительного образования очень существенная, т.к. дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.
Дополнительные образовательные программы:
- углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
- делаю школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
- стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
- повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы. Утверждению благоприятного климата в ней.
Вокально-фольклорное объединение «Истоки» художественно-эстетического направления реализуется как программа дополнительного образования в МОУ Цнинская СОШ№2, филиал в с. Донское с 2008 года.
О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности с к общению с искусством.
Актуальность программы «Истоки» обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.
Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров. В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальным культурам, обрядам, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях. Дети недостаточно знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Обучающие возможности фольклора – неограниченные. Знание фольклора поможет детям понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры. При изучении народного творчества учащиеся знакомятся с местными праздниками и музыкальным материалом, связанным с ними. Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Тамбовской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Ценность данной программы заключается в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
Логико-смысловая
модель интеграции
Информационная карта программы
- Название программы «Истоки».
- Направленность - художественно-эстетическая.
- Вид деятельности – музыка, пение.
- Образовательная область – искусство.
- Уровень содержания – ознакомительная.
- Широта охвата содержания – интегрированная.
- Форма составления – экспериментальная.
- Срок освоения – долгосрочная.
- Возраст детей – младший и средний школьный .
- Цель программы – воспитание любви к малой родине, чувства гордости и ответственности за культурное наследие России.
-развитие интереса к фольклору, народной песне;
–воспитание учащихся на народных традициях своей малой Родины;
–приобщение к русской народной культуре;
–пропаганда народного творчества через концертную деятельность
Задачи программы:
- Обучить основам техники фольклорного пения.
- Сбор и разучивание старинных песен, частушек.
- Участие в фольклорных праздниках.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся знакомятся с основными жанрами детского фольклора, с элементами хороводных движений и народно-плясовых;
- знакомятся с элементами основных народных традиций Тамбовской области, с жанрами народного творчества;
- формируется манера исполнения народных и фольклорных песен;
- знакомится с различными способами передачи песенного образа;
- формируются умения выразительного исполнения произведения, пения в ансамбле, умение вносить элементы импровизации в обрядовые песни;
- формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
- формируется художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.
Описание модели интеграции
Интеграция с модулем 1 позволяет раскрыть следующий блок направлений:
- русское хоровое пение;
- духовно-направленные традиции русского народа;
- народные промыслы и ремесла;
- история русского костюма;
- среднерусский музыкальный фольклор;
- декоративно-прикладное искусство;
Интеграция с модулем 2 позволяет расширить блок направлений:
Вокальное:
* развитие песенного творчества у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
Театральное, вокальное:
* развитие речевой интонационной выразительности;
Театральное, хоровое:
*развитие пластической выразительности при создании образа;
Театральное, вокальное, хоровое:
*сюжетно-ролевые импровизации;
* развитие индивидуальных творческих способностей (вокальных, хореографических, театральных, ИЗО, спортивных);
*музыка в танце, живописи, спектакле (хореография, музыка, ИЗО, театр);
*валеология – здоровьесберегающие технологии (спорт, хореография, вокал, ИЗО, театр);
*артикуляционная, дыхательная гимнастика, музотерапия, ритмические упражнения (спорт, вокал)
*концерты, выставки, спектакли, мероприятия + союз «дети-родители-педагоги»
Модель интеграции
встречи с поэтами, интересными людьми театр
толковые словари ИЗО вокал
совместные праздники хореография
исторические, биографические данные спорт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов - как средство развития интереса к дополнительному образованию.
Данная презентация - это обобщение опыта по теме: "Метод проектов". Опыт представлен на РМО педагогов дополнительного образования....
Моделирование культурно- образовательного пространства развития сельского школьника
Красной нитью в моей статье проходит мысль, что сама жизнь диктует выработку нетрадиционных методов и форм взаимодействия учителей, родителей и детей.На уров...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»
Инклюзия в дополнительном образовании....
Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...
Региональная научно-практическая конференция статья "Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития педагогов дополнительно образования", 2020 г.
В статье представлен опыт работы МБУДО "Летский оздоровительно-образовательный спортивный центр" города Гбкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего - стремления педагого...
Индивидуальный план профессионального развития (ИППР) педагога дополнительного образования
Тема: «Повышение качества и эффективности занятий по образовательной общеразвивающей программе «Азбука анимации», посредством собственного профессионального развития».Цель...
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....