ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
статья по музыке по теме

Шустрова  Светлана  Ивановна

В статье раскрываются педагогические условия и способы осмысления музыкальных произведений, которые наиболее благоприятствуют обогащению социального опыта учащихся при общении с музыкой в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya1.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО   ОПЫТА  ШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ    МУЗЫКАЛЬНЫХ     ЗАНЯТИЙ.»

Важнейшей задачей современного школьного  музыкального  образования является реализация принципа связи музыки с уроками,   а  через них с жизнью,   целостным    духовным    социокультурным   опытом    учащихся.    (Э.Б.Абдуллин,  О.А.Апраксина,  Д.Б.Кабалевский  и др. Главный путь решения этой задачи – постоянная и всемерная опора учителя на имеющийся у учащихся музыкальный опыт, который уже сам по себе выступает важным условием и  результатом формирования музыкальной культуры школьников. Опора на данный опыт нашла в учебной программе достаточно яркое выражение ( в музыкальном материале, ее тематическом содержании, в отборе принципов и методов его освоения учащимися и т.д )                                        Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир.    Но  школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни.         Отсюда вытекает необходимость создания в школе таких педагогических  условий,   при  которых  ребенок   мог бы   приобретать  и  обогащать    свой   социальный  опыт.   Итак, определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо  сказать,  что  школа  выступает   как  основной   образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.

 Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы  микросоциальной  среды,  требующие  большого  внимания  со стороны учителя. Современный школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний и воздействий.   Он – не   пассивный  объект  воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие  среды, но  и  сам «активно творит себя». Под непосредственным влиянием  ближайшего  окружения  школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует  постепенно  социальную  позицию

Благодаря средствам массовой информации каждый   школьник может постоянно пополнять свой музыкальный багаж, быть в курсе   музыкальной  жизни  не только  России, но и всего мира.

Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность и функции . Авторитет  учителя  музыки  сегодня зависит не только от полноты  знаний и эрудиции в области искусства, но и от умения  в   учебно-воспитательной  работе    использовать   возможности всех социальных институтов окружающей среды.

Учителю очень важно  смотреть на хорошо знакомый  материал урока музыки в свете сегодняшней  «музыкальной  обстановки» в мире, стране, школе, классе. Урок должен вписаться в музыкальную современность. Замысел   урока  призван   учитывать  не  только     современное    состояние  

культурной   обстановки  в  обществе,  но  и  сегодняшнее  наше    и      наших учащихся  восприятие жизни  и музыки  как части  этой жизни

Музыкальное искусство – социальное явление. Музыка оказывает воздействие  на школьников, на те  стороны личности, которые, зачастую,  не учитываются  учителем  при  организации  восприятия  музыки  на  уроке,  но часто проявляются в процессе неосознаваемого привнесения учениками в содержание  воспринимаемой  музыки  некоторых   субъективно-личностных

компонентов. Наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений и, следовательно к обогащению жизненного (в некоторых источниках социального) опыта ученика и его знаний о мире через музыкальный слух. Согласно педагогической концепции Б.Асафьева, «Наблюдать искусство – значит, прежде всего  воспринимать его.»

Социальный опыт  школьника это - многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного  и  поведенческого компонентов его жизнедеятельности.  Иными  словами,  социальный опыт ребенка  –  это  не  то,  что он знает  и  помнит,  потому  что   прочитал, услышал, а  то, что  он  пережил, и  этот  опыт  постоянно  определяет  его действия  и  поступки.

 Сила  воспитательного воздействия,  оказываемого    музыкой    на   учащихся, во многом зависит от умения  учителя управлять этими процессами и от умения предвидеть уровни осмысления музыки школьниками с  точки зрения их  жизненного  опыта.   Ликвидировав  барьер, который часто возникает между самой музыкой и складывающимся жизненным опытом учащихся, учитель  сможет   использовать  этот опыт для организации процесса восприятия музыки на уроке  и  усилить  воспитательное  воздействие  музыки  на  школьников.

Внемузыкальный опыт учащихся следует рассматривать не только как эмпирическую основу формирования музыкальных понятий, а как одну  из  основ    организации    процесса   восприятия   музыки   на уроке.      Учителю необходимо   определить,   какие   стороны  содержания   музыкальных произведений   могут  быть  осмыслены   школьниками  с  точки   зрения    их внемузыкального опыта и как это осмысление будет соотноситься с целостным  восприятием   музыки  и    какими   способами  оно  может   быть организовано.

В зависимости от того, как обобщается  внемузыкальный  опыт учащихся  и  как  восстанавливаются через музыку  человеческие  отношения   выделяют 2 основных способа  осмысления музыкальных произведений: осознанно-целенаправленный  и  аффективно-эмоциональный.

Суть    первого   заключена   в  организации  осмысления  музыкальных произведений в опоре на музыкальные знания и музыкально-слуховые представления учащихся, т.е актуализируя музыкальные умения школьников, учитель   раскрывает  средства    воплощения  композиторского  отношения к жизни, процесс восприятия музыки  становится результатом  актуализации  и использования музыкальных знаний, умений и навыков, музыкально- жизненного опыта учащихся  Опыт свидетельствует, что  к  6-му- классу  у   учащихся, при правильной организации музыкальных занятий,  накапливается достаточный объем музыкальных знаний, на которые можно опереться.

Суть второго способа осмысления музыки - аффективно– эмоционального заключается  в опоре на эмоциональное воздействие  музыки  на  учащихся и последующий анализ возникших в процессе восприятия  музыкальных  произведений эмоций с точки зрения жизненных ситуаций,  вызывающих  аналогичные   эмоциональные   состояния.

В процессе  обобщения  на  уроке  внемузыкального  опыта  учащихся и его  использования при  восприятии музыки происходит, на наш взгляд, обогащение  социального  опыта  школьников.

В своем исследовании   поставили  задачу   выявить  педагогические условия и способы  осмысления музыкальных произведений, которые  наиболее  благоприятствуют  обогащению социального опыта учащихся  при  общении  с  музыкой   в  общеобразовательной   школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Психолого-педагогические условия при построении занятий в танцевальной аэробике

Данная презентация может быть использована в качестве пособия при составлении учебных программ...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...

Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-терапии"

Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов обработки материалов декоративно-прикладного творчества, как одно из условий эмоционально-личностного развития обучающихся на занятиях по арт-т...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Анимационная деятельность как средство мотивации занятий большим теннисом в спортивно-оздоровительных группах в условиях общеобразовательной школы

Теннис – олимпийский вид спорта, которым занимается множество людей разного возраста не только с целью высших спортивных достижений, но и с оздоровительной целью. Не каждый способен стать чемпио...