Методическая работа «Роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Журвлёва Ольга Петровна

  Целью данной работы являляется  раскрытие понимания того, что роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ является наиболее значимой в учебном процессе, как с творческой, так и с воспитательной стороны.  Главное внимание в этой работе уделяется развивающему аспекту коллективного музицирования: развитию  у учащихся гармонического, полифонического слуха, умению  хорошо читать с листа. Определённое место отведено  освещению игры в унисон, как наиболее эффективному способу достижения синхронного  звучания  большого  инструментального коллектива учащихся. Один из разделов методической работы отдан  верному подбору репертуара – одному из способов  облегчения  решения многих воспитательных и учебных задач.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа № 1 города Ржева Тверской области

Методическая  работа

«Роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ»

Составитель : Журавлёва О.П.

преподаватель МОУ ДОД ДМШ №1

города Ржева Тверской области

2013год

     Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающихся к этому виду искусства. При этом каждый обучающийся становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место ансамбля в воспитании будущего музыканта: игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.

        В течение всей профессиональной деятельности в качестве преподавателя по классу баяна, аккордеона в музыкальной школе, мне приходилось наблюдать, какое большое влияние на музыкальное развитие учеников оказывала игра в ансамбле, оркестре. Как отстающий, казалось уже безнадёжный ученик, именно в ансамбле раскрывался как музыкант. А работа руководителем школьного оркестра баянистов окончательно убедила в правильности наблюдений и позволила сделать окончательный вывод в том, что коллективное музицирование обладает большими развивающими возможностями.

 Игра в ансамбле предполагает не только умение исполнять музыку вместе, но также – чувствовать и творить вместе. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд необходимых музыкальных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает чувство нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха. Учащийся музыкальной школы, никогда не игравший в ансамбле, многого лишается, польза от этого рода занятий бесспорна.

 Ритм – один из центральных элементов музыки. Действительно, что помогает ансамблистам  играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек.? Это ощущение метроритма. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой. Вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. Конечно, в ансамбле, могут быть исполнители, у которых по-разному развито чувство ритма. Поэтому, очень важно, чтобы в ансамбле были ритмически устойчивые исполнители. Тогда и остальные участники ансамбля начнут тянуться к более сильным в ритмическом отношении.

На уроках оркестра в начале этапа обучения, когда ученики ещё недостаточно владеют инструментом для исполнения каких-либо музыкальных произведений, и когда происходит выработка ряда игровых приемов и навыков, можно ограничиться простыми упражнениями для развития метроритмического чувства. Важнейший из этих навыков – воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Играя, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость держать свой ритм делает освоение различных ритмических фигур более органичным.

  Роль метрической опоры в оркестре, ансамбле  баянистов  выполняет гитара-бас, характерный тембр которой выделяется на фоне звучания других инструментов. Подчёркивая сильную долю такта, гитара-бас может активно регулировать общее музыкальное движение в соответствии с фразировкой мелодии. Постепенно упражнения должны усложняться.

   

В процессе занятий ансамбля для развития основных музыкальных способностей ребёнка, очень полезно практиковать исполнение в унисон. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Здесь очень важно добиться от исполнителей синхронности звучания.

 Обучение синхронной игре нужно начинать уже с первого, извлекаемого совместно, звука. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля, или, при наличии дирижера, при помощи дирижерской палочки. Можно посоветовать ученикам для синхронного вступления одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры.

   

   Коллективное  музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха. Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но, в то же время, испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха.

“В интересах развития гармонического слуха музыканта, – пишет Л. А. Баренбойм необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали”. Наиболее эффективным средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением.

 Таким образом, и здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять аккомпанирующая группа инструментов.

 Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребенок будет воспринимать полностью вертикаль. В последнее время появилось много ансамблей, которые сразу же приучают слух маленького ученика к достаточно непростым, для его уровня музыкального развития, гармониям.

   Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчленено воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической фактуры. Поэтому музыкальная педагогика накопила значительное количество методических приемов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонией ускорить этот процесс. Наиболее действенным приемом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание полифонического произведения по голосам.

 Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух еще и в связи с тем, что в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все ее составные элементы.

    Особое значение в практике коллективного музицирования  имеет чтение нот с листа. Эта сложная форма умственной деятельности, включающая в себя такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение. Очевидно, формирования у детей рациональной системы приемов, способствующих приобретению навыков свободной ориентировки в нотном тексте и быстрого чтения его, должно являться одним из непременных элементов содержания обучения в детском музыкальном коллективе. Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и качественное заучивание текста. Для достижения этой цели я использую на уроках небольшие конкурсы на лучшее прочтение партий с листа, выявляя победителей.

  В итоге учащийся, посещающий уроки ансамбля, оркестра,  постепенно научится слушать музыку в целом и отдельные голоса, ориентироваться в звучании темы и сопровождения, исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения, бегло читать с листа, решать совместные творческие задачи.

       Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого коллектива. От умелого подбора произведений руководителем зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть.     Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе является их художественная и эстетическая ценность. Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару, – его доступность. Степень посильности репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных факторов плодотворного функционирования детского ансамбля (оркестра), его роста и эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей. Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству.

    Бесспорна и воспитательная функция оркестра, ансамбля, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

  Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах. 

 Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

  Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащегося за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести "чувство партнера", умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

    

   В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.

 Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

 Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, коллективное  музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

  Не оспаривая важности коллективного  музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к коллективному  музицированию как виду совместной деятельности.

Выводы психологов можно подтвердить тем фактом, что многие учащиеся моего класса, закончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в оркестре. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к коллективному музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.

Говоря о развитии коммуникативных способностей, невозможно не упомянуть о таком свойстве личности, как способность к общению.

     Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

 Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации. Учет этих особенностей особенно актуален для преподавателя по классу баяна – аккордеона, так как обучаться игре на этих инструментах приходят, в основном, мальчики.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими людьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в уровне общительности не столь количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней для мальчиков значит больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

 Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержании статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. Застенчивость – самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Им приходится ограничивать себя в контактах, они постоянно тратят много времени впустую на переживание своих комплексов. В конечном итоге, возникают неврозы.  Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов, учит определенной этике, позитивному общению, повышает самооценку.

   Говоря о развитии коммуникативных способностей учащихся, невозможно не упомянуть о роли руководителя ансамблевого коллектива в развитии этих качеств.

   Основная задача руководителя - это установление правильных взаимоотношений с воспринимающей аудиторией. Без способности к внешнему выражению своих мыслей и чувств довольно сложно. Что такое общение? Это способность найти подход к другим людям, способ коммуникации, информативное общение. Вся дирижёрская деятельность, весь репетиционный процесс предполагает системное взаимодействие руководителя и участников ансамбля - это непрерывное взаимное общение. От взаимоотношений, складывающихся между ними в процессе общения зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и неудовлетворённость общей работой.     

  Значение коллективного инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему коллективное музицирование входит во все программы дополнительного  образования детей.

 Увлечённость ансамблевым музицированием, возникшая дружба между учениками на почве общения в ансамбле, приводит к росту обще-музыкального развития учащихся и повышению интереса к музыкальным занятиям в целом. И, именно поэтому, коллективное музицирование является одной из наиболее эффективных форм воспитания и обучения детей, занимающихся игрой на различных музыкальных инструментах. Грамотное построение учебно-воспитательного процесса в ДМШ позволяет решить ряд задач – это, прежде всего, воспитание различных музыкальных качеств, а также формирование качеств личностных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взгляд родителей на учебный процесс в инструментальном классе

Взгляд родителей  на  учебный процесс в инструментальном классе Анализ анкетирования родителей.Анкетирование проходило в начале 2011-12 уч. года. Было опрошено 49 респондентов-родите...

Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»

Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки

Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки  по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...

Программа "Коллективное инструментальное музицирование" 3 класс

Программа модуля "Коллективное инструментальное музицирование" предмета "Музыка"...

Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Инструментальное музицирование (ФЛЕЙТА) (7 лет)

Программа  по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Инструментальное музицирование(ФЛЕЙТА)(7 лет)...

Коллективное инструментальное музицирование

Обмен опытом. Выступление на семинаре Коллективное инструментальное музицирование...