Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки
статья по музыке по теме

Кустарова Наталья Николаевна

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompetentnosti.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки Кустарова Н.Н.

"Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки"

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, её духовного развития, социальной компетентности, самореализации, успешности человека XXI века.

Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В результате многочисленных обсуждений в разных регионах, работающих в режиме реализации Комплексного проекта модернизации образования, складывается следующее представление о результативности современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:

 • традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);

 • надпредметные компетенции (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф, обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности);

 • ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);

 • общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕГЭ. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы.

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, выявился комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

 • уровень сформированности нравственной культуры;

 • уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

 • уровень развития патриотических чувств;

 • уровень сформированности толерантности.

      На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

 В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Рассмотрим классификацию ключевых надпредметных компетенций, которые учитель может развивать на занятии в зависимости от предмета, темы, задач занятия.

I. Исследовательские компетенции:

II. Речевые компетенции:

III. Мыслительные компетенции:

IV. Ценностно-смысловые компетенции

V. Общекультурные компетенции

 • познавать себя и других;

 • следить за своим здоровьем;

 • соблюдать этические нормы;

 • организовать себя на выполнение поставленной задачи;

 • слушать и слышать;

 • проявлять толерантность;

 • прощать и просить прощение;

 • быть благодарным.

Среди множества компетенций предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования есть в нем и такие строки "..... стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
  • осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества".

Анализ содержательной части учебных предметов показывает что на формирование данных компетенций направлено изучение следующих дисциплин:

  • Обществознание;
  • Русский язык и литература;
  • Россия в мире
  •  История 
  • а так же предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса (в том числе, например, "астрономия", "искусство", "технология", "дизайн", "хореография" или предмет из вышеназванных предметных областей, или курс по предложению образовательного учреждения).

Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В широком понимании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации. Я в своем выступлении рассмотрю возможности компьютерных средств обучения.

В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;

Возможности компьютерных средств обучения

 - усиливают положительную мотивацию к обучению,

 - активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,

 - формируют информационно-коммуникативную компетенцию обучающихся,

 - дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и т.д.).

Направления использования информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:

 - наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);

 - закрепление изложенного материала;

 - диагностика качества обучения (тесты);

 - контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);

 - подготовка презентаций, выступлений учащихся;

 - видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.

     Наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:

 - Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)

 - Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

 - Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.

 - Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.

 - Звуковые фонограммы музыкальных произведений.

 - Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)

 - Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;

 - Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

 - Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность при объяснении нового материала привлекать тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Использование вышеперечисленных методов и средств обучения

 - позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;

 - способствует повышению статуса предмета "музыка" среди других школьных дисциплин;

 - помогает достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

Использование информационных технологий в процессе формирования навыков говорения на уроках английского языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения ...

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры

Технология проектного обучения как средство формирования социальной компетентности обучающихся на уроках физической культуры...