Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Агеева Ирина Ивановна

Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_7.docx37.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по музыке

для общеобразовательных учреждений

7 класс

(модифицированная)

Учитель:

Агеева И.И.

Авторы программы:

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

Кичак Т.Н.

Москва «Дрофа» 2010г.

Тольятти

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  и примерной программы «Музыка»  для 5-8 кл. авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебники Т.И.Науменко, В.В.Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс», «Музыка. 8 класс», дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов – Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Астафьева, Н.Л.Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В.Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского.

При сохранении в программе подхода к музыки, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Цель предмета «Музыка» в 7 классе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Место предмета в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю). Согласно учебному плану на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «Музыка» отведено 34 часа (1 час в неделю).

Программа 7 класса модифицирована по количеству часов. Все темы разделов 7 и 8 классов сохранены в полном объеме, изменено количество часов выделенных на них в примерной программе.

Тематическое распределение часов

Разделы, темы

Количество часов

Государственная программа

Модифицированнная (авторизованная) программа

По программе 7 класса

34

20

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

1

2

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

8

6

3

Музыкальные образы

3

3

4

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

2

ФОРМА В МУЗЫКЕ

5

Что такое музыкальная форма?

3

2

6

Музыкальная композиция

8

4

7

Музыкальная драматургия

7

2

По программе 8 класса

34

14

9

Настоящая музыка не бывает старой

3

1

О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ

10

Искусство начинается с мифа

6

1

11

Мир человеческих чувств

10

5

12

В поисках истины и красоты

5

2

13

О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ

10

5

В разделе «Содержание и форма в музыке» подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного смысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии?

В разделе «Традиция и современность в музыке» музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение ля музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

Своеобразную часть программы составляет обновленный музыкальный материал. Наиболее ярко это проявляется в рамках темы «Традиция и современность в музыке».

В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен. Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
  • в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
  • в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
  • в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном
  • в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).

Для реализации программного содержания используется:

1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.

2. Науменко, Т. И. Музыка. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т, И. Шумейко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

3. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

4. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 8 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.

5. Музыка. 7 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.

6. Музыка, 8 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя ; учеб,-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 232 с. : ноты.

7. Музыка. 7 класс: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.-2 электрон, опт.диска (CD-Rom).

8. Музыка. 8 класс: фонохрестоматия на 3 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010.-3 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Методические пособия для учителя:

1. Музыка. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт,- сост. О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

3. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

4. Гришанович, Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей/Н.Гришанович. – Минск: Юнипресс, 2006.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, презентаций и рефератов:

1. Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki

2. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/ dimitrii_rost/ dimitrii_rostl/ 842.html

3. Классическая музыка - Режим доступа:http://classic.chubrik.ru

4. Музыкальная энциклопедия - Режим доступа: http://dic.academic. ru/contents.nsf/enc music

5. Музыкальный энциклопедический словарь - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music

7.  Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru

Средства обучения

1. Наглядно-демонстрационные печатные пособия:

  • Комплект портретов композиторов.

2. Информационно-коммуникационные средства:

  • «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
  • «Мелодия духа» - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2008 (DVD)
  • «Пасха», «Великий пост» (CD)

3. Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • принтер,
  • интерактивная доска,
  • DVD,
  • музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальный инструмент,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Неделя проведения

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

2

Что такое музыкальное содержание?

2

3

Каким бывает музыкальное содержание?

3

4

Музыка, которую необходимо объяснить словами

4

5

Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского

5

6

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

6

7

Когда музыка не нуждается в словах

7

Музыкальные образы

8

Лирические образы в музыке

8

9

Драматические образы в музыке

9

10

Эпические образы в музыке

10

О чем рассказывает музыкальный жанр

11

«Память жанра»

11

12

Такие разные песни, танцы, марши

12

ФОРМА В МУЗЫКЕ

13

Что такое музыкальная форма?

13

14

От целого к деталям

14

Музыкальная композиция

15

Какой бывает музыкальная композиция

15

16

Двухчастная форма. Два напева в романсе М.И.Глинки

16

17

Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина-Глинки

17

18

Многомерность образа в форме рондо

18

Музыкальная драматургия

19

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

19

20

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

20

21

Настоящая музыка не бывает старой

21

О ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ

22

Искусство начинается с мифа. Опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»

22

Мир человеческих чувств

23

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

23

24

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

24

25

Тема любви в музыке. П.И.Чайковский «Евгений Онегин»

25

26

Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен увертюра «Эгмонт»

26

27

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

27

В поисках истины и красоты

28

Мир духовной музыки

28

29

Православная музыка сегодня

29

О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ

30

Как мы понимаем современность

30

31

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

31

32

Лирические страницы советской музыки

32

33

Диалог времен в музыке А.Шнитке

33

34

Музыка всегда остается

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. По пронрамме В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочаяя программа по музыке для 2 класса,  авторы В.В. Алеев, Т. И. Науменко Т. Н. Кичак, включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...