Программная музыка
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Прокопенко Лариса Борисовна

 

Урок  музыки в седьмом   классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.

3 четверть, 4 урок

Цель урока:

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

Образовательные:

  • Знать особенности программной музыки и виды программности
  • определять на слух темы из произведений: А.Бородина «Богатырская симфония», Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», М.Глинки «Патриотическая  песня», М.Мусоргского «Богатырские ворота»
  • формировать у обучающихся  навыки аналитического мышления

Воспитательные:

  • воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла

формирование  героико – патриотического  настроение обучающихся, опираясь на музыкальные произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnaya_muzyka.docx168.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Програмная музыка.

Урок  музыки в седьмом   классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.

3 четверть, 4 урок

Цель урока:

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

Образовательные:

  • Знать особенности программной музыки и виды программности
  • определять на слух темы из произведений: А.Бородина «Богатырская симфония», Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», М.Глинки «Патриотическая  песня», М.Мусоргского «Богатырские ворота»
  • формировать у обучающихся  навыки аналитического мышления

Воспитательные:

  • воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла
  • формирование  героико – патриотического  настроение обучающихся, опираясь на музыкальные произведения

Развивающие:

  • развитие образного восприятия мира через музыку и слово
  • расширение кругозора учащихся
  • умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию
  • проявлять активность в решении познавательных задач

Технические средства обучения:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.

Дидактический материал:

  • Wordle.net –текстовое задание
  • Презентация
  • Задание eor.edu.ru
  • Audassity

Ход урока:

  1. Организационный этап.  Wordle.net – определить тему урока.
  2. Основной этап.
  1. Составить таблицу программных произведений (картинная  программность; сюжетная программность). Выяснить отличительные черты.
  2. Викторина по произведениям М.Мусоргского, П.Чайковского, М.Глинки, Д.Шостаковича,А.Бородина.
  3. «Ленинградская симфония» Д.Д.Шостаковича
  4. Задание в программе Аудассити (выбрать из папки 4 темы симфонии Шостаковича)
  5. Рефлексия. Проверка задания и оценка самих обучающихся. Исправления, дополнения.

 III.         Песни о родном городе: «Мальчишки у стен Ленинграда», «Ладога», В.П. Соловьёв – Седой «Вечер на рейде»

IV.        Заключительный этап. (подведение итогов) Д/З

Наши уроки II полугодия  объединяет тема  «Музыкальная драматургия».  Я хочу предложить Вам самостоятельно выяснить чему будет посвящён урок сегодня, назвать тему урока. Предлагаю задание Wordle.net. «Зашифрована» тема: «Програмная музыка».

Ленинградская симфония, Богатырская симфония, Богатырские ворота, Садко, Ромео и Джульетта, Картинки с выставки, Патриотическая песня, Эгмонт, Кармен, Времена года, Ленинградская симфония,  Богатырская симфония.

II.1

Постарайтесь распределить в две колонки произведения по тематизму, в чём их различие?

Картинная программность - (Времена года,  Картинки с выставки, Садко –повесвовательно - картинный)

Сюжетная программность - (Ленинградская симфония, Богатырская симфония, Патриотическая песня – обобщённо-сюжетный)

В нач. 19 в., после длительного периода существования музыки и поэзии как самостоятельных иск-в, тенденция к их единению ещё более усилилась. Это определялось уже не их слабостью, а скорее их силой, желанием отобразить  действительность во всём её многообразии. Не всякое заглавие, не всякое пояснение к музыке могут рассматриваться как её программа. Заглавие  не является разъяснением музыки, оно дополняет её.

Определёнными средствами конкретизации обладает сам музыкальный язык. В их числе музыкальная изобразительность - отражение различного рода звучаний действительности, ассоциативные представления, порождаемые музыкальными  звуками - их высотой, длительностью, тембром. Важным средством конкретизации является также привлечение черт "прикладных" жанров - танцевальных, марша во всех его разновидностях и т.п. Конкретизации могут служить и национальные -характерные черты музыки,стиль. Все эти средства конкретизации позволяют и без обращения к программности выражать общую концепцию сочинения (напр., торжество светлых сил над тёмными и т.п.). И всё же они не дают той предметной, понятийной конкретизации, которая обеспечивается словесной программой.

Обращение композитора к П. м. обычно определяется его связью с жизнью, с современностью, вниманием к актуальным проблемам, в других случаях само способствует сближению композитора с действительностью, более глубокому её постижению. Богатое развитие программность получила в русской  музыке. Для русской  национальной музыкальной  школы обращение к программности диктовалось эстетическими установками её ведущих представителей, их стремлением к демократичности, общепонятности своих сочинений, а также "объективным" характером их творчества. От сочинений, основанных  на песенных темах и потому заключающих в себе элементы синтеза музыки и слова, поскольку слушатель при их восприятии соотносит с музыкой тексты соответствующих песен ("Камаринская" Глинки), русские композиторы вскоре же пришли к собственно П. м. Ряд выдающихся программных сочинений создали члены "Могучей кучки" - М. А. Балакирев (симф. поэма "Тамара"), М. П. Мусоргский ("Картинки с выставки" для фп.), Н. А. Римский-Корсаков (симф. картина "Садко", симфония "Антар"). Немалое число программных произв. принадлежит П. И. Чайковскому (1-я симфония "Зимние грёзы", симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симф. поэма "Франческа да Римини" и др.). Программность широко представлена и в творчестве  композиторов С. С. Прокофьева ("Скифская сюита" для оркестра, симф. Эскиз.) и Д.Д.Шостаковича.

II.2

  1. М.Мусоргский «Богатырские ворота»
  2. А.Бородин «Богатырская симфония»
  3. М.Глинка «Патриотическая песня»
  4. Д.Шостакович «Ленинградская симфония»

II.3

Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,

это гимн человеку…,

это протест против жестокости…,

это исповедь художника

это летопись нашей жизни…”.

Так написал Родион Щедрин о музыке Д.Шостаковича. Вы согласны с этим высказыванием и почему?

Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.

16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:

(На экране слайд №8: слова Д. Шостаковича.)

“Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение “Седьмой симфонией”.

Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как “Ленинградская симфония”.

- Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию? (Вопрос биографам)

Уч-ся: Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.

У.М.: Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки:

(На экране слайд №10: слова Д.Д. Шостаковича на фоне блокадного Ленинграда.)

“Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию”.

Лев Болеславский писал в своей поэме “Шостакович”

Дежурить шёл, надев комбинезон

И то и дело каску поправляя.

С консерваторской крыши видел он

Весь Ленинград, до заводских окраин.

Затишье страшно стиснуло виски,

Достал, спеша, огрызок карандашный

И чистые эскизные листки

И - на бумагу замысел вчерашний.

На этот, в нотных контурах листок,

Как будто знак иного звукоряда,

Внезапно пепел неостывший лёг

Сгоревшего Бадаевского склада.

Такое чувство брезжило в душе,

Как будто в самом воздухе Седьмая

Жила неслышно до него уже,

А он лишь ловит звуки, ей внимая.

II.4

Работаем в программе Аудасити.

Я предлагаю  Вам создать звуковой файл в котором будут звучать последовательно 4 темы симфонии (Г.П Iч, тема нашествия, тема IIIч и Финал). Выбрать их надо из папки на рабочем столе с названием «программная музыка».

II.5

Обучающиеся демонстрируют полученную звуковую дорожку.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\аудасити.bmp

Сравнивают свои работы, правильность выбранных тем  и сами оценивают.

III

С первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг она не покидала солдата в трудную минуту, она «шла» с солдатом в бой.

Что пели на фронте?

Сначала это были популярные песни довоенного времени. Но очень скоро появились новые песни. Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.

Осенью 1941г замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Враги рассчитывали на то, что Ленингадцы сдадут свой город. Но они просчитались. Ленинград выстоял, выдержал 900 дней и ночей блокады.

Огромную роль сыграла легендарная трасса, проложенная по льду  Ладожского озера – Дорога жизни. Никогда не забудется мужество и героизм всех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз и метель работал на дороге жизни.

Их подвигу посвящена песня «Ладога». Автор слов Пётр Богданов – обратился к участникам художественной самодеятельности старшине Краубнеру и сержанту Шенбергу подобрать музыку к словам. В декабре 1942 г песня была напечатана в красноармейской газете, а в феврале 1943г состоялась её премьера на смотре армейской художественной самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов. И стала песня одной из самых любимых для воинов и защитников Ленинграда. И сегодня ветераны с удовольствием слушают и поют эту песню.

Исполнение песни «Ладога»

"Прощай, любимый город..." История создания песни "Вечер на рейде"Пожалуй, самую первую песню Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:

— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...

Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».

Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой» показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше...

А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют: «Вечер на рей-де!..» Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения. «Вечер на рейде» приняли единодушно. Скоро, после исполнения по радио, ее запели тысячи, миллионы людей:

Почему же мирная и тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что говорила она о том, что пережили тогда миллионы,— о расставании с любимыми, родными местами. И еще, наверное, потому, что есть в ней не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила. Привольная мелодия льется естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки, отклика:

У рояля — словно всплески волн, и ты уже видишь морской простор с его бесконечными далями, ощущаешь величие и силу моря,    испытываешь   возвышенное   настроение — именно   это, видно, и стремился композитор передать в музыке:

Красивая, чистая, душевная песня...

Исполнение  песни.

IV .Оценка деятельности обучающихся.

Д/З Составить программу концерта, посвященного 70.й годовщине снятия блокады, с использованием программной классической музыки и песенного репертуара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена года" в программной и инструментальной музыке.

"Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки" - так писал Роберт Шуман о программной музыке. Различным инструментальным произведениям, пусть это будет даже маленькая пьеса, композиторы нере...

"Времена года" в программной и инструментальной музыке.

"Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки" - так писал Роберт Шуман о программной музыке. Различным инструментальным произведениям, пусть это будет даже маленькая пьеса, композиторы нере...

Конспект открытого занятия "Программная музыка"

Программная музыка-это музыка,не включающая в себя словестный текст то есть чисто инструментальная,однако сопровождаемая словестным указанием на своё содержание....

Презентация к уроку ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ В ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ

на примере «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ В ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКЕ...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Презентация к уроку по музыкальной литературе на тему :"Программная музыка"

Презентация к уроку по музыкальной литературе с учащимися 4 класса...