Творческий отчет
учебно-методический материал по музыке по теме

Коновалова Елена Анатольевна

Творческий отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.konovalova_e.a.docx189.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Тазовского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская  средняя общеобразовательная школа

Творческий отчет

C:\Users\СВЕТА\Pictures\К5\06032014027.jpg

Коноваловой Елены Анатольевны,

учителя музыки

2014 г.

Содержание творческого отчета:

  1. Введение
  2. Результаты педагогической деятельности
  3. Научно-методическая деятельность
  4. Учебно-материальная база
  5. Список использованной литературы
  6. Приложения

РАЗДЕЛ 1.  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Фамилия Имя Отчество: Коновалова Елена Анатольевна
  2. Дата рождения:  15 апреля 1966 г.
  3. Образование :  среднее профессиональное

Наименование учебного заведения: Свердловское областное училище культуры, квалификация – организатор социально-культурной деятельности, руководитель детского хорового коллектива, специальность – социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. Дата окончания 1998 год

  1. Стаж работы:

Дата

Трудовой

Педагогический

Стаж работы в МКОУ ГСОШ

На 1 марта 2014г.

28 лет

12 лет

2 года

  1. Аттестация:

Категория

Разряд

Год

Форма проведения

Вторая

2008 г.

  1. Повышение квалификации:
  • Свидетельство о повышении квалификации №3271 по программе «ФГОС основного и среднего (полного) общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации»  г.Салехард   2012г.
  • Свидетельство о прохождении курса «Личностно-ориентированный урок»  (дистанционно) 2014г.
  • Сертификат № 00208215 о прохождении курсов «Отечественная история». Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» (дистанционно) г.Москва 2012 г.
  • Сертификат № 00095357 о прохождении курсов «Intel «Обучение для будущего». Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» (дистанционно) г.Москва 2014 г
  1. Наличие почетных, ученых званий, степеней: нет
  2. Наличие наград, грамот, благодарственных писем:

Год

   

2012

Муниципальный

Благодарственное письмо в связи с празднованием Дня Учителя за активное участие в мероприятиях, проводимых учреждениями культуры.

2012

Муниципальный

Благодарственное письмо за оказанную помощь в проведении IV форума молодежи Тазовского района

2013

Муниципальный

Благодарность за активное участие в культурно-массовых мероприятиях Центра национальных культур п.Тазовский по итогам творческого сезона 2012-2013 г.г.

2013

Муниципальный

Благодарственное письмо за подготовку участника II открытой научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»

2013

Муниципальный

Благодарность за вклад в организацию и проведение торжественной церемонии вручения грантов и стипендий Главы района «Достижения молодых», «Спортивная элита – 2012» и подведения итогов XIII-ой  Спартакиады трудящихся Тазовского района «За единую и здоровую Россию в XXI веке»

2013

Муниципальный

Диплом за участие в районном военно-патриотическом фестивале «Пусть будет мирным небо над Россией»

2013

Муниципальный

Благодарность за активное участие в концертной программе, приуроченной Дню Победы

2013

Муниципальный

Благодарственное письмо за активное участие в культурно-массовых мероприятиях Центра культуры и досуга творческого сезона 2012-2013

2014

Муниципальный

Диплом II степени районного конкурса народного творчества «Радуга талантов» в номинации Изобразительное искусство

2014

Всероссийский

Благодарность за профессиональное мастерство и педагогический талант

2014

Всероссийский

Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации

2014

Всероссийский

Сертификат о том, что являюсь членом детского информационного агентства CREATIV

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации статьи «Заповеди педагога искусства»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации конспекта-урока по музыке «Инструментальная полифония»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации конспекта-урока по ИЗО «Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации итогового тестирования по теме «Эпоха Возрождения»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации статьи «Музыка Древней Руси»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации статьи «Музыкальная культура Древнего Египта»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации методической разработки «Проектная деятельность в системе работы учителя мировой художественной культуры»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации презентации к урокам музыки, ИЗО, МХК «Загадочная и великолепная «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи»

2014

Всероссийский

Свидетельство о публикации статьи «Хоровое пение как средство воспитания»

2014

Международный

Диплом участника международного творческого фестиваля «Век живи, век учись»

2014

Международный

Диплом участника международного креатив- фестиваля методических разработок «Инновации будущего»

2014

Международный

Грамота за организацию и проведение Международного конкурса-игры «Аккорд»

2014

Международный

Грамота за подготовку участников Международного конкурса-игры «Аккорд»

2014

Международный

Диплом участника международного фестиваля педагогических проектов «Золотой пеликан»

2014

Международный

Диплом участника международного фестиваля методических разработок «Моя педагогическая копилка»

РАЗДЕЛ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Результаты обучения:

2012-2013 уч. год

Предмет

Класс

Количество  учащихся

На «4» и «5»

Из них на «5»

Средний балл

% успеваемости    

% качества

Музыка

18

18

10

4,5

100%

100%

18

18

18

5

100%

100%

2

2

1

4,5

100%

100%

16

14

5

4

100%

93,7%

20

19

12

4,5

100%

95%

2

1

1

1

100%

50%

21

21

10

4,4

100%

100%

15

15

9

4,3

100%

100%

9

9

6

4,6

100%

100%

18

18

15

4,8

100%

100%

12

12

5

4,4

100%

100%

4

4

1

4,3

100%

100%

Итого

155

151

93

4,2

100%

97,4%

2013-2014 уч. год( по итогам I - II триместров)

Предмет

Класс

Количество  учащихся

На «4» и «5»

Из них на «5»

Средний балл

% успеваемости    

% качества

Музыка

22

22

16

4,7

100%

100%

15

15

13

4,8

100%

100%

18

18

16

4,8

100%

100%

22

22

21

4,9

100%

100%

7

6

2

3,7

100%

85,7%

17

17

14

4,8

100%

100%

19

19

11

4,4

100%

100%

21

21

21

5

100%

100%

14

13

11

4,7

100%

92,8%

9

9

8

4,8

100%

100%

Итого

164

162

133

4,6

100%

97,9%

ИЗО

21

21

15

4,7

100%

100%

15

13

9

4,5

100%

86,8%

18

18

13

4,7

100%

100%

22

22

22

5

100%

100%

18

11

5

3,6

100%

82,4%

18

11

5

4,5

100%

81%

Итого

111

99

64

4,5

100%

88%

  1. Внеклассная работа:

Участие в районном фестивале «Юморина 2013»

Участие в военно-патриотическом фестивале «Пусть будет мирным небо над Россией»

Участие в XVI районном конкурсе детского творчества «Пусть торжествует музыка и жест»

Участие в XXV районном конкурсе художественного творчества «Полярная звезда»

Участие в XVII районном фестивале детского творчества «Добру пусть откроется сердце»

Участие в XII районном фестивале народного творчества «Все народы в гости к нам»

Участие в II открытой научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее»

Участие в Международном конкурсе-игре по музыке «Аккорд»

Участие в общешкольных мероприятиях.

РАЗДЕЛ 3. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

В своей работе опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об образовании», закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Обучение учащихся веду на основе требований Федерального образовательного стандарта.  Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. Обучение по музыке веду по программе под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной,  использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений.  

  • 1-4 класс: Музыка. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М., Просвещение, 2010 г.                  
  • 5-7 класс:  Музыка. / под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. М., Просвещение, 2012 г.
  • 8 класс: Искусство. / Е.Д. Критская, И.Э. Кашакова, Г.П. Сергеева М., Просвещение, 2012 г.

Постоянно совершенствую уровень знаний и свою сложившуюся систему преподавания, развивающую интерес учащихся к музыке и результатам собственной деятельности.

     Работая над проблемой  «Использование межпредметных связей на уроках искусства», поставила перед собой следующие цели:

  • Активизировать учебное познание обучающихся;
  • Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д.;
  • Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.

    Для реализации данных целей мною были поставлены следующие  задачи:

  • проанализировать методическую литературу по данному вопросу;
  • разработать систему уроков, заданий;
  • помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;
  • вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;
  • создать обстановку комфортности для ученика;
  • развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;
  • дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

   Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения уроков с использованием межпредметных связей дает сочетание предметов:

  • Музыка – ИЗО
  • Музыка – Литература
  • Музыка – Окружающий мир

     Так, на уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи; у них развиваются способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Учащиеся знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – все это способствует более полному восприятию музыки. Кроме того, используются понятия, получаемые школьниками на уроках ИЗО при прохождении тем «Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре», «Расширение представлений о портретном жанре».

     Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предлагает использование знаний и умений, полученных учащимися на уроках русского языка и литературы. Также в разучивании хоровых произведений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используются полученные на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении; используются навыки слогового и звукобуквенного анализа. Изучение музыкально-исторических стилей предусматривает использование знаний и умений, полученных на уроках русского языка.

     Изучению нотной грамоты помогают навыки счета, приобретенные на уроках математики. Введение в урок движений под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры.

    При знакомстве с произведениями М.И.Глинки, в беседе о близости творчества Глинки и Пушкина используются знания учащимися произведений великого русского поэта, включенных в программу по литературе.

     Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» используются сведения, полученные на уроках истории.

     В процессе ознакомления учащимися с музыкальной культурой ближнего и дальнего зарубежья я использую знания, приобретенные школьниками на уроках географии.

     Важным условием  для достижения высокого педагогического мастерства является постоянное пополнение знаний по предмету. Чтобы идти в ногу с современными требованиями к уроку, использую все возможные и доступные для меня методы: приобретаю и изучаю методические пособия, постоянно пополняю личную фонотеку, повышаю квалификацию на курсах (как очных, так и дистанционных).

     Имею личные кабинеты на сайтах:

Центр дополнительного образования СНЕЙЛ   http://www.снейл.рф/

Детское информационное агентство CREATIV  http://pia-creativ.ru 

Образовательная галактика Intel  https://edugalaxy.intel.ru         

Центр педагогического мастерства «Эврика»  http://evrika-centr.moy.su 

Дистанционный творческий центр «Академия успеха»  http://dtc-academy.ru 

Центр педагогического мастерства «Новые идеи»  http://konkursidei.ru 

Всероссийские конкурсы, олимпиады, викторины «Я – гений»   http://www.ya-geniy.ru 

Издательский дом «1 сентября»  http://1сентября.рф 

Самоанализ педагогической деятельности.

     Каких бы взглядов и методов не придерживались родители и педагоги в деле музыкального воспитания, все равно музыка ворвалась бы в детскую жизнь, так как она есть прямое воплощение жизни. Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче. Музыка и есть все наше существование, наш окружающий мир, следовательно, отмежеваться от нее мы никак не можем, как не можем уйти от самих себя, только подходить к ней мы можем разными путями и освещать вопросы музыкального воспитания можем разносторонне.

     На протяжении моей музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов я стремлюсь найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку, а также опираюсь на то, чтобы школьные занятия музыкой были связаны с реальной жизнью. Я изыскиваю такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой , приблизить к ним это искусство.

     Главное, к чему я стремлюсь – это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как и все искусство) не простое развлечение и не добавление к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека.

     В стенах школы закладывается не только образовательный, но и духовный мир будущего поколения. Цель моей педагогической деятельности : развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
• увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
• развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
• заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения и слушания;
• развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
• побудить к музыкальному самообразованию.

     На уроках музыки ребята получают необходимые знания о музыкальной грамоте, хоровом пении,  музыкальной терминологии, знакомятся с великими композиторами-классиками и их музыкой, прослеживают связь музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства, музыки и истории. На примерах отдельных героев литературных произведений, исторических событий ребята учатся анализировать их поступки, сравнивать, сострадать, находить те ценности, которые заложил в смысл этих произведений поэт, композитор, писатель. Очень многому научит и простая, понятная песня. В начальных классах – это добро и зло (песня «Светлячок», «Сурок», «Про меня и муравья»). В средних и старших классах с простой, повседневной жизнью и проблемами можно встретиться в бардовских песнях, а они, как правило, являются без прикрас самыми правдивыми и полезными для формирующегося духовного мира учащегося. Это песни Ю.Визбора (о геологах, молодежных стройках, студентах), Б.Окуджавы (о любви, преданности, патриотизме), В.Высоцкого (о человеческих пороках, социальной несправедливости), В.Цоя ( о любви, общечеловеческих ценностях) и др. В крупных произведениях - это подвиги национальных героев ( опера М.Глинки «Иван Сусанин», симфоническая сюита Э.Грига «Пер Гюнт» и др.)
    Как и у любого учителя-предметника у меня были, есть и будут определенные проблемы, на которые нужно искать и находить ответы, принимать какие-то решения и реализовать их на практике. Во-первых, это не очень серьезное отношение к урокам музыки некоторых учащихся средних и старших классов. Многие считают, что урок музыки – это «второстепенный» урок, не требующий выполнения определенных заданий, умственного напряжения, выполнения домашнего задания. Чтобы справиться с этой проблемой, приходится  внимательно пересматривать поурочное планирование на каждый урок, искать то самое главное, интересное, что заинтересует данный классный коллектив, учитывая их интересы, потребности, психологические особенности. Иногда приходилось перестраивать план урока в точности до наоборот, и начитать его, например, с интересных фактов из жизни композитора, ставить себя на его место, находить компромиссы, выходы из отдельных ситуаций. Стараюсь связать свой рассказ с современными событиями, созвучными теме урока, предлагаю привести примеры из своей жизни, из жизни близких людей, из своего жизненного опыта. Применяю на уроках видеосюжеты, мультимедиа, вношу дополнения в поурочное планирование, взятые из Интернета. Стала практиковать чередование пения под аккомпанемент  синтезатора, с исполнением под фонограмму. Тексты песен  ребята получают в распечатанном виде индивидуально каждому. Работа с тестами, музыкальные кроссворды и головоломки на каждом уроке музыки сделала деятельность ребят разнообразной и интересной. Благодаря Интернету и  другим информационным технологиям пополнила багаж наглядности к урокам. Результаты не заставили себя ждать. Теперь, даже восьмиклассники,  с удовольствием слушают классику, знают и помнят великих русских и зарубежных композиторов. Некоторые из учащихся даже просят аудио- и видео-записи  для дополнительного прослушивания дома. Поют на уроках все без исключения. Никогда не унижаю  ребенка намеками на то, что у него слуха нет, да и голос не тот. Как правило, такие дети часто бывают очень активны в рассуждениях по произведению, анализе музыкального произведения, могут добросовестно приготовить доклад и выступить с ним по просьбе учителя. Иногда ребята просят: «Давайте просто попоем». Конечно же, я иду им навстречу. Ведь пение – это положительное эмоциональное состояние человека, благотворно влияющее на психологическое состояние учащегося. В начальных классах стали чаще рисовать, выполнять определенные ритмические движения в течение урока. В итоге – у ребят стало богаче воображение, стал выше на уровень ритмический слух. Вообще, с начальными классами, как правило, особых проблем нет. Это настолько чистый и пластичный «материал», из которого можно «вылепить» удивительные вещи.
    Мое участие в реализации программы развития общеобразовательного учреждения заключается по нескольким параметрам. Во-первых, это подготовка и участие детей во всевозможных музыкальных фестивалях на уровне школы, села, района. А также  помощь в проведении общешкольных мероприятий. Обеспечиваю музыкальным материалом к урокам коллег по работе.
     Немаловажным фактором считаю анализ ситуаций на уроках, что активизирует детей, открывает их души, находит эмоциональный отклик, помогает свести все школьное музыкальное образование к важнейшей цели – формированию у учащихся потребности в музыкальном образовании и воспитании. Невозможно приобщить школьника к музыке, если тебе самому она не доставляет наслаждения. Трудно добиться от других четкого выполнения музыкальных заданий и упражнений, если предварительно не показать жизненность и нужность того, чему ты их учишь.
    Для того, чтобы эффективно использовалось время детей на уроке, тексты песен, разучиваемых на роке, распечатываю заранее и раздаю каждому учащемуся до начала урока. Большинство детей еще до урока успевают прочесть его. Опрос по пройденной теме проходит как по вопросам, так и с помощью тестов, карточек, разгадывания кроссвордов. Быстро анализирую недостатки пения и всего того, что происходит в классе. Говорю кратко, излагая основную мысль. Даю четкие команды: приготовьтесь -  вступление, поем первые две строчки. Исполняем по группам: 1 куплет – девочки, 2-й – мальчики, 3-й вместе, и т.д. В течение урока часто меняю вид деятельности: слушание музыки, исполнение знакомой песни, задания на воображение. Сама, как преподаватель, готовлю все необходимое для урока заранее: фонограммы, тексты песен, наглядный материал. Обязательно оставляю минутку для шутки. На уроке поиск причин для веселья и эмоциональной разрядки – своеобразное проявление творчества. И музыкальные занятия обязательно должны предоставлять эту возможность и детям, и учителю. Продумываю методы и приемы эффективного использования учебного материала на уроке.

    Для активизации мыслительного процесса учащихся на уроке, применяю метод «проблемная ситуация». Ведь мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Следующим этапом урока может стать дискуссия о нужности, важности, разнообразии тех или иных музыкальных произведений. Разноречивые чувства, мысли непрерывно сменяют друг друга, взаимодействуют. В итоге разворачивается ситуация, где нужно отстоять свою точку зрения, доказать на примере из личного опыта, или использовать подобный пример из другого произведения. Следующий прием – это анализ наблюдаемых музыкальных явлений. Результатом применения различных методов и приемов, думаю, можно считать раскрепощение учащихся на уроках музыки, доброжелательное отношение к предмету и учителю, желание идти на урок, чтобы узнать еще что-нибудь интересное. Результатом своей работы в начальных классах является доброжелательное отношение даже во внеурочное время: на переменах, после уроков, при встрече на улице. Вопросы просты и добродушны: «А у нас будет завтра музыка? Хотим попеть…», «Почему у нас так редко бывает урок музыки? Был бы каждый день!»
    В течение учебного года часто возникает необходимость исполнения всем классом какой-либо песни или частушек на внеклассном мероприятии. Это требует дополнительных занятий с данным детским коллективом. Ребята всегда с удовольствием готовятся к предстоящему празднику, вместе решают, какую песню из ранее разученных им лучше исполнить. Считаю, что  проблем в работе со всеми классными коллективами у меня не возникает. Ребята без проблем приходят на репетиции во внеурочное время. Результатом этого сотрудничества можно считать интересные, ценные с воспитательной точки зрения, имеющие большую культурную ценность внеклассные общешкольные мероприятия.
    Познавательный интерес учащихся к уроку музыки не всегда бывает на высоком уровне. Здесь можно выделить ряд причин, тормозящих этот процесс. Это, в первую очередь социальная запущенность некоторых детей. Если ребенок дома редко соприкасается с прекрасным, не слушает музыку, воспитывается у родителей не «поющих», и не считающих важным элементом воспитания ребенка в положительных эмоциях, получаемых от общения с прекрасным, ему трудно понять, для чего это нужно и он начинает сопротивляться. Другой причиной может стать низкая самооценка своих возможностей по отношению к сверстникам, замкнутость характера. Такие ребята требуют индивидуального общения.  В свою очередь я, постепенно, шаг за шагом внушаю  ребенку, что он очень талантлив, даю индивидуальные задания, учитывая его интересы и наклонности, постепенно подойдя к основной цели: возникновению интереса к предмету. Поэтому, считаю уровень познавательного интереса индивидуальным для каждого учащегося и стараюсь повышать его в процессе своей трудовой деятельности.
    Многие дети понимают, что уроки музыки, - это отдых, развлечение, интересные беседы и дискуссии, путешествие в мир прекрасного.

    С особо одаренными детьми много работаю индивидуально. Ребята с хорошими вокальными данными обязательно приходят заниматься. На занятиях они повышают не только уровень исполнительского мастерства, но и учатся таким наукам, как сценическое мастерство, повышают уровень актерского таланта. Ведь песня – это законченная история, которую нужно обыграть так, чтобы не осталось равнодушных. Ребята это понимают, спокойно воспринимают взаимную критику и замечания. Многие учащиеся принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях, проводимых сельским домом культуры, выезжают на районные музыкальные фестивали: «Пусть торжествует музыка и жест», «Все народы в гости к нам», «Пусть добру откроется сердце», «Полярная звезда», «Пусть будет мирным небо над Россией», «Юморина».

     Оценка деятельности обучаемых на уроке имеет несколько критериев:
- умение слушать музыкальное произведение
- исполнение песни в соответствием с требованиями к данному возрасту
- устные ответы детей на заданные вопросы
- рассуждения, участие в дискуссиях
- выполнение индивидуальных заданий учащимися
- выполнение домашнего задания
- творческие работы (доклады, сообщения)

    При выполнении учащимися этих критериев, ставлю высокую отметку. Но иногда приходится нарушать правила и ставить оценку пять ребенку, не способному к чистой интонации по причине природных данных, или «музыкальной запущенности», потому как этот ребенок знает больше других учебный материал, активно участвует во всех видах деятельности на уроке и т.д.
    Психологическая атмосфера в классе – это один из важнейших факторов, влияющих на усвоение материала, сохранение познавательного интереса и желания общаться со сверстниками и учителем на уроке. Из опыта работы знаю, что прежде всего, чтобы добиться доброй, доверительной обстановки в классе, нужно уважать каждого ребенка как личность. Не сравнивать его достоинства и недостатки с другими учащимися, не ставить в неловкое положение. Нужно постараться внушить каждому , что он – талантлив, умен, и если захочет, справится с любыми проблемами сам. А если потребуется помощь, то мы ему поможем. Если у ребенка не получается чисто спеть, и он получает критику со стороны сверстников, нахожу такие качества его личности, такие достижения, которые сделают его на ступень выше, а неудача отойдет на задний план. Можно привести примеры из жизни музыкантов и композиторов, о развитии их таланта. Вообще – в нашей школе редко наблюдаются такие отклонения, как замкнутость, недоверие, моральное давление между сверстниками. Чаще наблюдается сплоченность, взаимовыручка, защита сильными слабых.

     Взаимоотношения с коллегами у меня хорошие. А как иначе? В процессе обучения и воспитания детей в школе нам часто приходится вместе решать проблемы, помогать друг другу. Я считаю своим долгом помочь любому, кто ко мне обратиться, не ссылаясь на нехватку времени. Коллеги отвечают мне взаимностью.

Планы на будущее.

     В следующем учебном году планирую продолжать участие во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, участвовать в районных фестивалях и конкурсах. А также совместно с одаренными детьми создать периодическое издание по искусству, где планируем освещать культурную жизнь села, района и знаменательные даты деятелей культуры и искусства.

РАЗДЕЛ  5.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА.

  1. Синтезатор
  2. Музыкальный центр
  3. Усилитель, акустическая система
  4. Микрофоны  

Перечень используемых источников и литературы:

1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
2. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.
3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991.
4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки. Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.. 1982.
5. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов – на - Дону. 2007.
6. Зимбардо Ф. Развитие музыкально-творческих способностей у детей. М., 1991.
7. Комский Д.М. Основы теории творчества. М., 1994.
8. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». – 1981. - № 1.
9. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 113-120.
10. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 109-113.
11. Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца. Искусство в школе – 2000, №4, с.21.
12. Эдмунд Сайклер. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания ХХ века. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 198-200.
13. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности. Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1979.

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ.

Тема урока: «ТРИО И КВАРТЕТ»

З а д а ч и : дать определение терминам «трио» и «квартет»; показать символическое значение числа 3 в сказках и былинах; определить состав трио и квартета; познакомить с квартетом как мини-оркестром; раскрыть понятие «умение и навыки музыканта».

М у з ы к а л ь н о  -  л и т е р а т у р н ы й    м а т е р и а л : «А третий – это я» (сл. и муз. В.Сибирского); басня И.А.Крылова «Квартет»; репродукции картин В.М.Васнецова на сказочно-былинные темы («Три богатыря», «Три царевны подземного царства»); иллюстрации художников к сказкам «Три медведя», «Царевна-лягушка» (три царевича).

ХОД  УРОКА.

  1. Актуализация опорных знаний.

 - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас в гостях цифра 3. Это очень необычная цифра, потому что она волшебная. Не верите? Напрасно. Скажите, пожалуйста, где живет все самое волшебное, самое неожиданное и чудесное? ( В сказках)

- Правильно, а цифра 3 в этих сказках очень частый гость. Назовите сказки, где можно встреть число, которое обозначает эта цифра. («Три поросенка», («Три медведя»)

- Верно, а еще «Жихарка». Помните, там еще было три друга: Кот, Петух и мальчик Жихарка. Посмотрите внимательно и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? («Три медведя»)

- Верно. Подумайте, а почему иллюстрация к сказке «Золотое, серебряное и медное царство» тоже оказалось на нашей выставке? (Потому, что в названии сказки – три царства, а на картинке – три царевны)

- А эта иллюстрация к какой сказке? ( «Три поросенка»)

- Мы с вами убедились, что число 3 – очень частый гость в сказках. Как вы думаете, какая роль в музыке отведена этому символическому числу? ( важная)

  1. Введение понятия и три, квартете.

- Конечно, ведь не зря мы называем музыку волшебной страной. Поэтому у числа 3 на музыкальном языке есть свое название – трио. Оно итальянского происхождения и означает ансамбль из трех музыкантов или певцов. ( показать фотографию с изображением инструментального трио)

- Посмотрите и скажите, сколько на этой фотографии изображено музыкантов? ( трое)

- Кто знает, как называются инструменты исполнителей? ( ответы детей).

- Раньше этот инструмент можно было видеть в основном на народных гуляньях, а теперь гармонь завоевала себе место и на сцене.

- Вы заметили, что трио и дуэт похожи между собой? Основное их отличие – количество участников. А какие бывают дуэты по составу? ( Вокальные, инструментальные  и смешанные)

- Правильно, эти же разновидности характеризуют и трио. Часто участником трио становится рояль. И когда музыкант-пианист  становится «начальником», то есть следит, чтобы остальные инструменты вступали вовремя. Играли слаженно, задает тон всему звучанию ансамбля из трех участников.

- Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыкантов самое главное. (учитель читает басню И.А.Крылова «Квартет»)

- Что же самое главное?( умение играть на инструментах)

- Верно. А  еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось? (потому что они спешили, ссорились между собой, каждый, не владея навыками исполнения на музыкальных инструментах, хотел представить себя главным музыкантом)

- Что еще мешало героям выступать слаженным музыкальным коллективом – ансамблем? ( они решили, будто могут играть сразу ,а учиться не обязательно)

- Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получилось, и внимательно слушать учителя. А как называлась басня? («Квартет»)

- Что это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько зверей участвовало в этом действии? ( Мартышка, осел, козел, медведь)

- Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет? ( когда играют вчетвером).

- Давайте послушаем, как звучит квартет.( видео или аудио фрагмент квартета)

- А теперь посмотрите на эту фотографию. ( показать фотографию струнного квартета)

- Посмотрите, как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнителей хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и одновременно начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт ее украшает, а виолончель – это опора, фундамент всего квартета. Если мы послушаем произведение целиком, то увидим, что у каждого инструмента есть своя партия, каждый немножко «побывал главным» , но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная и очень красивая музыка. Теперь давайте послушаем, как звучит вокальный, то есть певческий квартет. ( фрагмент из  м/ф « Пес в сапогах»)

3. Маршево –ритмическая импровизация.

- Какой характер мелодии этой песни? ( бодрый, боевой, задорный)

- Попробуйте помаршеровать под эту песню.

- Молодцы. Сложно было все делать одновременно и четко? ( нет, если смотреть на товарищей и выполнять соответственно, подстраиваться друг под друга)

4. Разучивание песни.

5. Разгадывание кроссворда  (закрепление)

1

2

1

2

3

4

П о  г о р и з о н т а л и :

  1. Большой и певческий коллектив. ( Хор)
  2. Ансамбль из тех исполнителей ( Трио)
  3. Ансамбль из четырех исполнителей ( Квартет)
  4. Название, образованное от слов «много» и «звук» (многоголосное произведение) ( Полифония)

П о  в е р т и к а л и  :

  1. Композитор, автор многих многоголосных произведений ( Бах)
  2. Артист, исполняющий самостоятельную партию ( Солист)
  3. Автор басни «Квартет». ( Крылов )

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Сколько участников в три? (трое)

- Как называется коллектив, в котором музыкантов четверо? (Квартет)

 - Как нужно играть, чтобы получилось красивое музыкального исполнения  или вокального произведения? ( слаженно)

Тема урока « ОТ ОПЕРЫ К РОК-ОПЕРЕ». 


Цель урока
 – увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось». 
Задачи: 
• Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы. 
• Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя рок-оперы. 
• Способствовать расширению информационного пространства. 
Тип урока – комбинированный. . 
Виды муз. деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций. 
Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность. 
                                                                            Ход урока. 
Организационный момент в форме музыкального приветствия. 
Учитель:  Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель – составить осмысленное высказывание. 
«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка» 
«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка» 
«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто» 
«Наличие и развитие образов главных героев»

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов. 
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16 веке в Европе. На доске записывается тема урока «От оперы к ………» 
Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок) 
Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков» 
После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок. 
Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере? 
- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера) 
На доске дописываем тему урока «От оперы к рок-опере 
Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось» 
Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера. 
Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз? 
Размышления учащихся на поставленные вопросы. 
Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась в 60 – гг в Америке. Одна из первых - «Томми», одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда». В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников. Либретто написано А. Вознесенским. В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии. 
Слушаем романс. 
Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь…. 
- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной) 
- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину) 
- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс) 
- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты) 
- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров) 
- Современные или традиционные приемы использовал композитор? 
(запись в тетрадь – романс «Ты меня на рассвете разбудишь). 
Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна. 
Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась. 
Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки. 
Слушаем «Сцена помолвки и прощания» 
Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали? 
- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…) 
- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный? 
- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание) 
Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний. 
Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет - 
1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение. 
2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады. 
3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты 
4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности. 
5. в рок опере играют только на электроинструментах. 
Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки в тетради, на основании критериев: 5 ответов – оценка «5», 4 ответа – оценка «4» и т.д. 
Учитель: рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните? 
Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления. 
На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки. Работа ведется индивидуально в тетрадях, которые сдаются на проверку. 
Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....