Использование технологии критического мышления на уроках музыки в школе.
статья по музыке на тему

Смирнова Мария Викторовна

Статья с презентацией.Методика

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

. Использование в обучающем процессе современных технических устройств преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.( слайд3) Объем получаемой информации неукоснительно растет,  тем самым возрастает и потребность к умению систематизировать, накладывать новую информацию на личный жизненный опыт. Поэтому, все более актуальным становится выбор педагогических технологий, в которых акцент делается на исследовательскую работу ребенка, развитие его творческого потенциала.

В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления.(слайд4)  Творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.(слайд 5)

Данная технология может быть использована в различных предметных областях. Она универсальная, проникающая, «надпредметная»,открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это   подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. (слайд 6)

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. ( слайд 7)

Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений.  ( слайд 8)

В  основе ТКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».  (слайд 9)

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что  известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего необходимы полученные знания  и как  их можно применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

 Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.(слайд10)

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала

Задачи:

•        актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

•        пробуждение интереса к изучаемой теме;

•        обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

•        побуждение ученика к активной деятельности. (слайд 11)

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Например, на уроке по теме: «Опера», возможен следующий ряд: ария, оркестр, ансамбль, сцена, либретто, хор.

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"( слайд 12)

   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему. Например ,верно ли, что ария- вокальное произведение для хора, а квартет- ансамбль, состоящий из 5 участников. (слайд 13)

«Кластеры» Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила составления следующие: в центре пишется тема, а вокруг нее, как спутники, располагаются вспомогательные понятия, которые конкретизируют ее . От них могут идти аналогичные гроздья, уточняющие слова-спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем могли получить при обычной  работе.   Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. (слайд14)

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происхо¬дит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения и усвоения нового материала всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Задачи:

•        активное получение новой информации;

•        осмысление новой информации;

•        соотнесение новой информации с собственными знаниями;

•        отслеживание процесса познания и собственного понимания.

(Слайд 15)Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому. Во время чтения текста или слушания нового материала, необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Закончив работу с индивидуальными таблицами, можно обсудить их содержание в парах. Учащиеся по желанию могут озвучить каждый этап работы в таблице. Оставшиеся вопросы - в теме следующего урока. Их озвучивают и записывают на доске. Вопрос учителя - в каких источниках можно самостоятельно найти ответы на эти вопросы? (Словари, Интернет, учебник по музыке и т. д.) (слайд 16)

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

Задачи:

•        целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

•        выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

•        выявление еще непознанного;

•        анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

•        поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Значение стадии рефлексии:

Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Этот прием особо эффективен при работе со справочным раздаточным материалом. На полях делаются отметки, например «V»-уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Затем, можно составить таблицу, в которой будут конкретизироваться данные символы по усвоенному материалу. (слайд 17)

Прием «Синквейн»  Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: хокку; сонет. К таким формам относится синквейн. Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:( слайд 18)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).        Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.  Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. ( слайд 19) В своей практике, я часто использую этот прием, благодаря которому за  довольно короткое время, ребенок может почувствовать себя творцом. Этот вид деятельности получается у всех, желающие могут прочитать свои синквейны перед классом. Детям эта форма работы очень нравится. Так же, как вариант домашнего задания, можно попросить детей составить вопросы для вымышленного интервью с композитором или главным героем, а затем в классе можно дать предполагаемые ответы на поставленные вопросы.

Принципиальными моментами для технологии  являются активность субъектов в образовательном процессе, организация групповой работы в классе, развитие навыков общения, идея ценности личности, подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека, соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Литература и интернет ресурсы:

Баннов А.М. учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А.М. Баннов – М.:ИНТУИТ.РУ, 2007. – 136с.:ил.

Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.

Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.

ХаяпернД. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— 126. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001

http://ct-net.net/ru/ct_about_ru

Развитие критического мышления через чтение и письмо http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm -http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

Развитие критического мышления. Апробация технологии

http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200302802

Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

http://vio.fio.ru/vio_47/cd_site/Articles/art_2_2.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе

Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое  инновации?...

Использование технологии критического мышления на уроках технологии

Подробное описание технологии критического мышления....

Использование технологии критического мышления на уроках музыки.

Презентация предназначена учителям музыки  и рассказывает о технологии критического мышления, как средстве активизации познавательного интереса на уроках искусства. В презентации представлены раз...

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Применение технологии критического мышления на уроках музыки.

Техники и приемы  технологии критического мышления...