Рабочая программа организации внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии "Планета детства"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Неркарарян Лилия Николаевна

Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития талантливого ребёнка.

   В программе представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.   представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.  

  Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Планета детства»», направленная на духовное развитие обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Курганинский район, ст. Новоалексеевская

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

 

                                                                       

  УТВРЖДЕНО

решением педагогического совета                                                                     от «30» августа 2014 года протокол №1                                                                  председатель_______ О. В. Алексанова

                                                                 

     

                                         

Рабочая программа

организации внеурочной деятельности

вокально-эстрадной студии «Планета детства»

для учащихся с 12 до 17 лет

срок реализации программы 3 года

 

        

составитель Неркарарян Л. Н.

Пояснительная записка.

     «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!Если ваша душа поёт, пойте!» (Н. Княжинская).

       Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, охватывая детей разного школьного возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения  – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

     Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

    Программа внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии « Планета детства» разработана на основе анализа государственных программ по организации хоров, вокальных групп для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Г.А.Суязовой«Мир вокального искусства», М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Программа вокально-хоровой работы в ансамбле помогает реализовать главную цель музыкального образования: формирование музыкальной культуры учащихся среднего звена, которая должна стать частью их духовной культуры с учетом  образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС.

         Данная программа сформирована с учетом особенностей учащихся в возрасте от 12 до 17 лет. Особенность программы «Вокальная студия «Планета детства» в том, что она разработана для подростков, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях программа «Вокальная студия «Планета детства»» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Цели программы:

  Заинтересовать учащихся музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека,  приобщить к вокальному искусству.

Задачи:

  1. Развитие и совершенствование голосового аппарата и вокально-хоровых навыков.
  2. Развитие музыкальной грамотности и сценического мастерства.
  3. Развитие художественно-образного мышления.
  4. Формирование хорошего музыкального вкуса и культуры пения.
  5. Воспитание уважения к народным песенным традициям и любви к Отечеству.                                                                                              
  6. Развитие творческого потенциала учащихся.

Актуальность и новизна программы:

  Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития талантливого ребёнка.

   В программе представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.   представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.  

  Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Планета детства»», направленная на духовное развитие обучающихся.

    Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Принципы реализации программы:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;
  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
  • принцип успешности;
  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  • принцип творческого развития;
  • принцип доступности;
  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребёнка;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

Модель внеурочной деятельности

 Вокально-эстрадная студия «Планета детства» - творческий коллектив, состоящий из учащихся разных возрастов, увлеченных музыкой и имеющих большое желание петь в ансамбле и сольно. Поэтому обучение пению таких детей ведется как по группам, так и индивидуально.

    В составе вокально-эстрадной студии:

1. Вокально-эстрадный ансамбль «Планета детства»- I год обучения,учебная нагрузка –1 час в неделю.

2. Вокально-эстрадный ансамбль «Планета детства» - II год обучения,учебная нагрузка –1час в неделю.

3. Вокально-эстрадный ансамбль» «Планета детства»  -III год обучения, учебная нагрузка – 1 час в неделю.

В зависимости от возраста, таланта, общей и музыкальной культуры учащихся, педагогических задач, которые стоят перед руководителем и всех других качеств музыкальных произведений соответственно подбирается репертуар, и варьируются методы обучения пению.

Формы внеурочной деятельности

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

 Главная методика по развитию певческого голоса в ансамбле заключается в следующих основных положениях:

  •  наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • репродуктивный;

 Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

Концерты и выступления.

  • Сосредоточенность внимания учащихся на эталоны певческого звучания в соответствии с возрастными особенностями, красота, звонкость, мягкость, легкость, напевность, ровность, сила, оптимальная для каждого, без форсирования – ориентир, стимулятор и регулятор деятельности голосового аппарата.
  • Пение свободное, непринужденное, льющееся, на улыбке, лишенное всякого перенапряжения. Вместе с тем – это процесс, требующий собранности, активности, строжайшего соблюдения певческой установки.
  • Вдох спокойный через нос; ровный, экономный выдох.
  • Устойчивое положение гортани как фактор особой важности.
  • Активная атака как основной способ звукообразования.
  • Пропевание гласных, четкое, короткое активное произношение согласных.
  • выразительность, музыкальность пения, опирающаяся на возможно более глубокое понимание и прочувствование музыкального произведения.
  • В кульминационной части урока – целостный или частичный художественный результат. Сочетание напряженного труда с

творческой атмосферой, создание условий, в которых преодоление трудностей воспринимается как радость, не приносит вреда и обеспечивает продвижение вперед.

  • Пение в диапазоне, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Подбор репертуара осуществляется с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

    Вышеизложенная методика обучения пению в данной программе является ведущей, поскольку более всего способствует продуктивной работе.

В результате реализации программы ожидается:

- развитие творческих способностей.

 -учащиеся должны правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, точно повторить заданный звук, в подвижных песнях делать быстрый вдох,  правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, петь чисто и слаженно в унисон, изучить азы музыкальной грамоты и хоровой звучности, разучить несколько песен различного характера, дать критическую оценку своему исполнению;

   - принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

на отчетном концерте выразительно и образно исполнить 10-12 песен под музыкальную фонограмму.

Требования к уровню подготовки

В результате обучения воспитанники вокально-эстрадной студии «Планета детства»  должны:

знать/понимать 

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • основные жанры вокальной музыки;
  • богатство музыкальных образов и способов их развития;
  • основные формы музыки;
  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь 

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях;
  • анализировать общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений вокальных жанров;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • вокального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с музыкальной литературой, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Учебно-тематический план  программы (12-17 лет)

I год обучения (12-13 лет).

(1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Форма проведения занятий

Количество часов

всего

теория

Практика

1 год обучения Вокал как вид музыкальной деятельности.

1.

Вводное занятие. Прослушивание голосов.

Беседа

2

1

1

2.

Певческая установка.

Инструктаж

1

1

1

3.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Пение вокальных упражнений

3

1

2

4.

Голосовой тембр.

Подбор репертуара. Работа над дикцией и артикуляцией.

Закрепление темы в процессе

3

1

2

5.

Вокально-хоровая работа.

Работа над музыкальными произведениями

2

1

1

6.

Пение и ритмические движения.

Вокальные, ритмические упражнения

3

1

2

7.

Дыхание.

Методика А. Н. Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика

2

-

2

8.

Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Пение вокальных упражнений

6

2

4

9.

Певческое дыхание. Звуковедение на пиано.

Разучивание музыкальных произведений

6

1

5

10.

Смена дыхания в процессе пения.

Разучивание музыкальных произведений

3

1

2

11.

Вдох и начало пения.

Вокальные упражнения

2

-

2

12

Закрепление пройденного материала.

Вокальные упражнения, исполнение песенного репертуара.

1

1

2год обучения (14-15 лет)

  Совершенствование вокальных навыков, хоровая звучность( 1 час в неделю)

1.

Формирование чувства ансамбля. Инструктажи.

Пение вокальных упражнений

2

-

2

2.

Выработка активного унисона.

Пение вокальных упражнений

2

-

2

3.

Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.

Пение вокальных упражнений

3

-

3

4.

Развитие чувства метроритма.

Пение вокальных упражнений

3

-

3

5.

Формирование сценической культуры.

Изучение

музыкальных

произведений с

применением

полученных

знаний.

Наблюдение.

3

-

3

6.

Работа с фонограммой.

3

1

2

7.

Гигиена певческого голоса.

4

-

4

8.

Мелодический строй. Знакомство с многоголосным пением.

Слушание, анализировние, исполнение.

3

-

3

9.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.

4

1

3

10.

Дикция и артикуляция.

3

1

2

11.

Арпеджио.

Вокальные упражнения

1

-

1

12.

Импровизация.

2

-

2

13

Обобщение, закрепление изученного

Работа над музыкальными произведениями

1

1

         

3год обучения (16 -17 лет)

Формирование музыкальной культуры и образного мышления.  ( 1 час в неделю)

1.

Выразительность и эмоциональность исполнения.

Выразительные распевания. Исполнение упражнений, знакомых произведений.

6

-

6

2.

Кантилена.

Вокальные упражнения, исполнение на практике в произведениях.

4

-

4

3.

Музыкальность.

6

-

6

4.

Бельканто.

Работа над характером звуковедения

2

1

1

5.

Сольфеджио и гармония.

Повторение нотной грамоты, вокальные упражнения на развитие диапозона ступеней лада.

2

1

1

6.

Работа над сценическим образом.

Репетиции на сцене

6

2

5

7.

 Подготовка к концертным и конкурсным выступлениям.

Концерты, конкурсы

8

-

8

ИТОГО:

102

Содержание занятий

                                1 год обучения  ( 34 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Прослушивание голосов . (2 часа)

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Тема 2. Певческая установка. ( 1 час) 

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения или материала и для развития музыкальных способностей. Певческая установка неразрывно связана с навыком певческого дыхания.

Практические занятия:

        Дыхательная гимнастика.

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. ( 3 часа)

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Для развития звуковысотного слуха у детей подросткового возраста применяются специальные распевки для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.

Дети в любом возрасте с интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии, пение по полутонам.  Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но игровой характер упражнения помогут  преодолеть эту трудность. Если дети ошибаются, то педагог помогает.

Тема 4. Голосовой тембр. Подбор репертуара. Работа над дикцией и артикуляцией.(3 часа)

Голосовой тембр – это красота голосового звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример педагога.

 Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

Подбор репертуара осуществляется в соответствии с особенностями и возможностями голосового тембра.

Тема 5. Вокально-хоровая работа. (2 часа)

Регулировочный образ вокалиста и хоровика.  Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  2. Упражнения  на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  4. Упражнения по инспираторной  фонации – изданию   звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист  - осознание вокально-телесных ощущений;
  5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный регистр
  6. Тренировочные программы для  фальцетного  регистра  детского и женского голоса Упражнения с твердой и  мягкой атакой.
  7. Подготовка к выходу на сцену.         

Тема 6. Пение и ритмические движения.  (3 часа)

Ценность принципов музыкальной педагогики Карла Орфа - заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, затем под фонограмму ребёнок обучается одновременно петь и двигаться в соответствующем темпе. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Тема 7. Дыхание. Методика А. Н. Стрельниковой. ( 2 часа)

"Искусство пения - есть искусство дыхания". Певческое дыхание развивается медленно вместе с развитием всего организма. В работе с учениками следует пользоваться необходимыми принципами дыхания: спокойный, умеренный глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределить. Очень хорошо обучает правильному дыханию упражнение с капелькой, которое дети с удовольствием выполняют. Главная трудность обучения детей певческому дыханию состоит в особом педагогическом подходе к этому обучению, учитывающем психику и уровень детского понимания. Учитывая небольшую ёмкость детских лёгких, учитель пения должен добиться хорошего распределения дыхания в упражнениях и песнях. Заниматься тренировкой лёгочной ткани поможет комплекс дыхательных упражнений по методике А. Н. Стрельниковой.

Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. «Ладошки»

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса».
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3—4 секунды — пауза.
Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3—4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

Упражнение 2. «Погончики»

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса

кисти рук не поднимайте. 
Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3—4 секунды и снова 8 вдохов-движений. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.  

Упражнение 3. «Насос»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий. шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Ограничения: при травмах головы и позвоночника, при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно через рот, но не открывайте его широко.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Упражнение 4. «Повороты головы»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! 
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. 
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.  

Упражнение 5. «Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает «китайского болванчика»).

Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение 6. «Маятник головой»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом. Делайте эти упражнения сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже лежа.

Упражнение 7. «Кошка»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола).

Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

Упражнение 8. «Обними плечи»

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца, врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение «Обними плечи». Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3—5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Упражнение 9. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно переходить к остальным. Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения. 

Упражнение 10. «Перекаты»

Упражнение 10А Исходное положение: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус — тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед — назад, приседание — приседание, вдох — вдох.

Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно, 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 

Упражнение 10Б

Исходное положение: станьте правая нога впереди, левая — сзади.

Повторите упражнение с другой ноги.

Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.

Упражнение 11. «Шаги»

А. «Передний шаг» 

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять исходное положение Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх — исходное положение, правое колено вверх — исходное положение). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок-н-ролл. Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.

Норма: 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.

Ограничения: при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) не рекомендуется высоко (до уровня живота) поднимать ноги. При травмах ног и тромбофлебите это упражнение выполнять только сидя и даже лежа (на спине), очень осторожно, чуть-чуть поднимая колено вверх при шумном вдохе. Пауза (отдых) — 3—4 секунды после каждых 8 вдохов-движений, можно продлить ее до 10 секунд. При тромбофлебите обязательно проконсультируйтесь с хирургом! При мочекаменной болезни и при беременности (начиная с 6-го месяца) в упражнении «Передний шаг» высоко колени не поднимать!

Б «Задний шаг» 

Исходное положение - то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в исходное положение — выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное приседание. Это упражнение делается только стоя.

Вдохи и движения в нашей гимнастике делаются строго одновременно.

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Тема 8. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).( 6 часов)  

   Цепное дыхание обеспечивает непрерывное звучание хора.
Дыхание производится неодновременно, следует избегать дыхания на границах
музыкальных фраз.Исполнять знакомые песни с использованием принципов цепного дыхания.

Тема 9. Певческое дыхание. Звуковедение на пиано. ( 6 часов)

Момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание [зажатие]. При мягкой атаке звук становится эластичным, полётным, округлым, мягким. Пение на пиано требует более активного произношения звуков, чем на форте.

 Тема 10. Смена дыхания в процессе пения.  (3 часа)

Короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных.  Для освобождения  зажатого звука применяют упражнения с придыхательным дыханием. Цель этих упражнений — преодолеть такие недостатки, как неразвитое грудное звучание, несмыкание голосовых складок, мышечные зажимы в области гортани.

-Мышцы тела расслабить. Правую руку положить на грудь (для ощущения вибрации), левую тыльной стороной поднести к губам для проверки теплого дыхания и тихо, низко простонать, используя придыхательную атаку, на разные гласные. Начать лучше с гласных У и О как самых удобных для стона, затем перейти к остальным гласным. Схема может выглядеть так: теплый выдох — стон — теплый выдох, т. е. стон звучит как бы в середине выдоха. Вдох для стона берется небольшой. При большом вдохе упражнение может не получиться и повлечь за собой напряженное звучание. При верном исполнении упражнения есть ощущение зевка, никакой задавленности в глотке быть не должно.

Упражнение делается плавно, звучание грудное, глубокое. Сделать такую «волну» на каждый гласный звук.

В начале урока, а также после нескольких упражнений по дыханию и голосу полезно провести упражнения по снятию физического напряжения.

Тема 11. Вдох и начало пения. (2 часа)

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Применение полученных навыков в пении.

Тема 12. Закрепление пройденного материала. (1 час)

Повторение и закрепление полученных знаний, применение их на практике.

                                     2 год обучения ( 34 часа)

Тема 1.Формирование чувства ансамбля. Инструктажи. (2 часа)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Тема 2. Выработка активного унисона. (2 часа)

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в унисон в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

        

Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема 3. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.(3 часа)

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений (диатонических супеней лада). Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Тема 4. Развитие чувства метроритма.(3 часа)

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

Тема 5. Формирование сценической культуры.(3 часа)

Жесты  вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
  2. Психологический  тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
  4. Упражнения на координацию движений;
  5.  Практическая работа  по формированию сценического образа.

Тема 6. Работа с фонограммой.  

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Тема 7. Гигиена певческого голоса (4 часа).

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как  последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики  лор – болезней,  их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

-  грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;  

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

-  переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

Тема 8. Мелодический строй. Знакомство с многоголосным пением. (3 часа)

 Строй хора, ансамбля (многоголосное пение) — согласованность между певцами хора в отношении чистоты звуковысотного интонирования. Качество хорового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя хора. Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя. Мелодический (горизонтальный) строй — это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон). Гармонический (вертикальный) строй — правильное интонирование интервалов, аккордов

Исполнять знакомые произведения , добиваться чистоты интонирования. Использовать в работе полученные знания , умения и навыки. Исполнять песни к предстоящим конкурсам, праздникам, концертам.

Тема 9. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.(4 часа)

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня,  блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит,   джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод-  рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Ульяновской области, Русский народный хор, академические хоры

Романс:  Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Авторская песня:  Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.

Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо  Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин,  Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл,  Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс,  Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы:  Фрэнк Синатра, Энди Уильямс,  Дин Мартин.

Рок-н-ролл:  «Статус кво».  Арт-рок:  «Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок:  Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».

Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе,  Ивонн Эллимер).

Классика: Luciano Pavarotti (стиль бельканто).

Мюзикл:  Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок:   Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул:  Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.

Регги:  Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер,  Боб Марли.

Эстрада:  Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд,  Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.

Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София  Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май»,  «Мираж»,  выпускники «Фабрик звезд»,  Майкл Джексон, Мадонна, Принс,  Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Диско:  Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.

Поп-соул, поп-франк:  Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.

Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

Практические занятия:

Групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Примечание: особенность изучения темы в том, что тематический блок рассчитан на 3 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения.  В работе используется также методика исследовательских проектов учащихся. Цель использования данного подхода:   помочь воспитанникам  постепенно  углубляться  в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

Тема 10. Дикция и артикуляция. (3 часа)

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека.

 Восприятие искусства через интонацию.

 

 Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  2. Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  3. Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);
  4. Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

Тема 11. Арпеджио. 

Арпеджио - (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpa - арфа),

Последовательное извлечение звуков аккорда (обычно начиная с нижнего тона). Способ исполнения аккордов, при котором составляющие их звуки извлекаются не сразу, а быстро один за другим.

Используются вокальные упражнения, распевки на разные слоги и звуки. Развивает свободное извлечение высоких звуков.

Тема 12. Импровизация (2 часов)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
  2. Элементы импровизации в детском исполнении.

Тема 13. Обобщение, закрепление изученного (1 час)

Повторение и закрепление полученных знаний, применение их на практике.

3 год обучения.

(34 часа)

Тема 1. Выразительность и эмоциональность исполнения . (6 часов)

     Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

    Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

Учить пластической выразительности. Учить эмоции, переживаемые нами, показывать на сцене (мимика лица, жесты).

Если бы человек лишился возможности двигаться, мы бы даже и судить не могли о том, что он чувствует.

Совершенно ясно, что мускульные движения, всегда соответствуя внутренним переживаниям человека, естественно вытекают из самой сущности эмоции, - словом, эмоция и движение составляют что-то совершенно неразрывное целое.

Музыка, более чем какое-либо другое искусство, управляет человеком, действуя на него непосредственно, порождая разнообразные эмоции.

Научить воспринимать и толковать музыку, показывать эмоции, возбуждаемые ею

Для того чтобы движения под музыку были естественными, логично вытекающими из самой музыки необходимо  при проведении этого рода занятий предоставить детей лишь действию самой музыки, не навязывая им своих жестов.

Можно лишь установить общий порядок движения или, вернее, приучить детей самих предварительно устанавливать общий план и порядок, наводить их на некоторые возможности выполнения намеченного плана, а затем предоставлять каждому ребенку свободное творчество жеста под музыку, тогда только это будет естественно и интересно.

Только такого рода движение под музыку в играх и инсценировках я себе и представляю, а жесты, навязанные нами детям, у нас, может быть, и вполне естественные, точно выражающие нашу эмоцию, вызванную музыкой, всегда будут искусственными, разъединенными с эмоцией ввиду совершенно иного переживания.

Тема 2. Кантилена. (6 часов)

    Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. 

Ребятам постепенно предлагается ряд упражнений на развитие кантиленного пения, которые нужно выполнять в классе и дома.

     Необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях. Мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы глотки К-Г, нижнюю челюсть на слоги До, Да, Ду и тому подобное. Упражнения, которые тренируют «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Пение на одном дыхании упражнения на два голоса.

      Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы: o вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот); o по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму; 
o лежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.

     Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка. 
Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» (ученицы поют на 2 голоса).

      Закрепление навыков диафрагматического дыхания в пении. 
Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать». 
«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

Тема 3. Музыкальность. (4 часа)

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия  музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Исполнительство включает в себя пение, музыкально-римические движения.

Тема 5. Бельканто (2 часа).

    Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца. Таким образом, бельканто - это вокальный стиль, набор практик и стилистических приемов, передаваемых из поколения в поколение, почти умерший во второй половине девятнадцатого века. Это истинно итальянская традиция, академическая или оперная, называемая также итальянским бельканто (bel canto all’italiana), основанная на дыхании и резонансе. Ярким представителем данной техники являлся Luciano Pavarotti. Позже и в данной технике были пересмотрены некоторые пункты, привнесены небольшие изменения, дабы сделать ее несколько более современной.

    Информационно практические занятия, слушание певцов поющих в стиле бельканто, вокальные упражнения.

 Тема 6. Сольфеджио и гармония.(2 часа)

    Повторение нотной грамоты, пение по нотам. Упражнение: пение по интервалам. Применение знаний на практике, при исполнении песен.

Тема 7. Работа над сценическим образом.(6 часов)

Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой - главная цель в воспитании учащихся отделения эстрадного пения.

Ученик, обучающийся в вокальной студии эстрадного пения должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Учить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.      

Необходимо прививать будущим исполнителям эстрадного пения понимание того, что сценические выразительные средства в эстраде не могут быть самоцелью, а должны быть тесно связаны с мыслью и эмоциональной наполненностью роли в песне, во вступлении, в проигрыше, этюде, эпизоде, каждого отдельного момента сценического существования.

Основными принципами поведения на сцене должны быть скромность и подтянутость (творческая мобилизованность). Всякий исполнитель, выходя на сцену, должен помнить, что он артист, творческий работник, что ему предстоит высокая честь владеть вниманием концертного зала. Поэтому себя бытового, домашнего, будничного он должен оставить за кулисами. Выходя на сцену, вокалист должен быть (образно говоря) одет не только внешне, но и внутренне. Он должен знать, что сейчас он будет дарить свое творчество людям, уделяющим ему интерес и внимание. Чем он ответит их интересу, чем насытит их внимание? Вот почему он должен быть подтянутым, собранным, несущим нечто.

Конечно, сценическое мастерство исключает "зажим". Объяснить детям, что нечего бояться своей аудитории, а наоборот гордиться, что, в данный момент они хозяева сцены. Следует так поработать, чтобы ученики поверили в себя. Свобода поведения должна явиться результатом правильного самочувствия на сцене. Но эта свобода не должна не только переходить в развязность, но даже граничить с нею. Вульгарное поведение на сцене не приемлемо для настоящего искусства.

Занятия проводить на большой сцене. Использовать современные фонограммы и исполнять полюбившиеся детям песни. Дать возможность каждому ребенку выступить сольно, чтобы раскрепостить и добиться характерного исполнения. Песни исполнять с движениями под музыку, позволить детям самим  придумывать и реализовывать свои танцевальные движения.

Работать с микрофонами. Микрофон должен всегда находиться на одном расстоянии ото рта и при любом повороте головы должен находиться в одном и том же положении. Только тогда звук не будет плавающим по своей динамике.

Тема 7.  Подготовка к концертным и конкурсным выступлениям.(8 часов)

Уже готовый и находящийся в процессе подготоки выбранный вместе с детьми репертуар для предстоящих концертов. Это должны быть военные, патриотические песни ( для празднования Дня победы), песни о мире и весне ( для празднования 1 мая), песни о детстве ( ко дню защиты детей), песни о школе и учителях ( для выпускного бала), песни для конкурсных выступлений. Использовать все полученные знания и умения в подготовке к праздникам.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

В результате:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;

-познавательный интерес к новым способам  исполнения

- адекватное понимание причин успешности, неуспешности творческой деятельности

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- понимать специфику музыки как вида искусства;

-планировать свои действия;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять творческую инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения , стремиться к координации при выполнении коллективной работы;

-  задавать вопросы по существу;

-  контролировать действия партнера;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть вокальными навыками

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

 Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи;

- уважению к народным песенным традициям и любви к Отечеству

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений вокальных жанров;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использованию  методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном процессе и повседневной жизни.

Оценка планируемых результатов освоения программы:

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению о планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижения этого опорного уровня интерпретируются как безусловный учебный успех ребенка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории  движения с учетом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.

 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности:

Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по ее модернизации и развитию уровня управления этой программой. Управление программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельности идет по следующим направлениям:

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями;

- мониторинг эффективности инновационных процессов;

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, окружающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

- рост социальной активности обучающихся;

- рост к мотивации активной познавательной деятельности;

- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков ;

-качественное изменение в личностном развитии, усвоение нравственных норм, духовной культуры;

- удовлетворенность учащихся и родителей жизнью школы.

Объекты мониторинга:

1.Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2.Сохранность контингента всех направлений внеурочной  деятельности;

3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями.

4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

5.Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ.

6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.

7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах  различного уровня.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.Библиотечный фонд:

  1. О. Т. Леоньтьева. Книга о Карле Орфе. «Жизнь и творчество, музыкально-педагогическая концепция, К. Орф и современники.» Издательство «Композитор» 2007-2010 г.
  2. Багадуров В. А.  Вокальное воспитание детей. – М., 1953.
  3. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  4. Дмитриев Л. Б.  Основы вокальной методики. – М., 1968
  5. Малинина Е. М.  Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.
  6. Менабени А. Г.  Певческое голосообразование. – М., 1968.
  7. Морозов В. П.  Вокальный слух и голос. – М., - Л., 1965.
  8. Назаренко И. К. Искусство пения. – М., 1968.
  9. Павлищева О.  Методика постановки голоса. – М., - Л., 1964.

 Громановский Н. В.  Певческий голос. Сольное и хоровое пение. – Л., 1981.

  1. Сафонова В. И.  Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. – М., 1981.
  2. Сергеев А. А.  Воспитание детского голоса. – М., 1950.
  3. Струве Г. А.  Хоровое сольфеджио. – М., 1981.
  4. Нотный материал.
  5. .А.Суязовой«Мир вокального искусства»
  6.  М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г;
  7. Д. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей»
  8. Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г.
  9.  «Хоровое пение» Е.В. Жарова 1997г.
  10.  «Сольное пение» Р.А. Жданова 2003 г.

2.Технические   средства обучения:

  1. Фортепиано.                                              
  2. Сборники нот.
  3. Ноутбук, микрофоны.        
  4. Концертная аппаратура.
  5.  CD-диски и другие электронные носители.

Согласовано        

протокол заседания        

методического объединения        

учителей технологии, музык и ИЗО МАОУ СОШ №12        

от 28 августа 2014 года

_______      Л. Н. Неркарарян

Согласовано

заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №6

____________ Л. С. Симоненко

29 августа 2014 года

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...

Программа по внеурочной деятельности "Все начинается с детства"

Программа по внеурочной деятельности " Все начинается с детства"...

Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"

Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (для 10–11 классов образовательных организаций)

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательны...