Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"
рабочая программа по музыке

Спиридонова Светлана Геннадьевна

Главная цель данной Программы выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение вокальным  мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_raduga_2021-22.doc946 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Рабочая программа вокально-эстрадной студии «Радуга» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Программа вокально-эстрадной студии «Радуга» составлена с учётом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО,  базируется на следующих нормативно-правовых документах:

 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726  Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у старших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

В основе лежит типовая «Программа для общеобразовательных учреждений», рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, а так же методические разработки ведущих педагогов-вокалистов.

Главная цель выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение вокальным  эстрадным мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленных целей служат задачи.

Образовательные:

  • развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение  профессиональными певческими навыками;
  • развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования;
  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
  • обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное и народное пение»;
  • овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей  произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
  • обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.

Развивающие:

  • развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
  • развитие исполнительской сценической выдержки;
  • развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
  • развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
  • духовно- нравственное развитие.

Воспитательные:

  • воспитание навыков организации работы на занятиях;
  • воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
  • усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
  • воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Программа «Радуга» рассчитана на три года обучения и разделена на три модуля:

  1. Музыкальные ступеньки
  2. Техника вокала
  3. Я – артист

Предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объёме 162 часа в год 4,5 часа в неделю, (2 занятия по 2 и 2,5 часа). Рекомендуемый возраст участников студии от 7 до 17 лет.

Прохождение программы в праздничные дни обеспечивается за счет объединения тем.

Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов искусств: музыка, хореография, живопись, театр, литература и моделирование костюма, а также предусматривает поэтапный анализ результатов усвоения учащимися элементов эстрадного и народного пения. Основной формой учебно-воспитательной работы являются мелкогрупповые занятия (по 2-7 человек), а также групповые и индивидуальные.

Количественный состав группы составляет в среднем 20 - 25 учащихся. На каждый год обучения предполагается определённый минимум знаний, умений, навыков. В содержание каждого занятия входят все разделы программы: слушание музыки, вокально-хоровая работа, сценические движения, пение, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Материал программы подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, их физических возможностей и интересов. В отличие от специализированных образовательных учреждений (музыкальная школа), эта программа предполагает индивидуальное развитие творческого потенциала детей с разными возможностями, в том числе с проблемами в сфере обучения и общения. В этом и заключается её ценность. 

Предполагаемые результаты. Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, посёлка и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать:

  • элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.

Обучающийся должен уметь:

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

  • уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
  • степень выразительности исполнения;
  • проявление творческой активности;
  • учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;

В рабочей программе предусмотрена система работы с родителями через концертно-просветительскую деятельность, музыкальные вечера, посещение занятий, оказание помощи на фестивалях, конкурсах и праздниках. Систематически проводятся собрания, индивидуальные консультации. На отчетных концертах родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.

Большое значение для результативности образовательного процесса играет сотрудничество с творческими коллективами посёлка Уренгой: Дом культуры «Маяк», детская школа искусств, библиотечно-досуговый центр «Умка» и др. Совместные мероприятия и концерты различной тематики, конкурсы позволяют обучающимся реализовывать свои творческие возможности не только на уровне школы, но и в посёлке и в районе.

Данная программа может изменяться, дополняться с учётом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности и возможности адаптации обучающегося к современной социальной среде.

           Следует учитывать, что приобретение знаний и умений происходит при индивидуальной оценке возможностей учащихся, поэтому в течение обучения педагог должен вести контроль за качеством знаний, записывать замечания и особые отметки в дневнике, проводить беседы, давать рекомендации и советы  родителям.

             Основной формой контроля является текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий и промежуточный контроль проходит в виде контрольного урока, показа. Итоговые занятия по закреплению знаний, умений и навыков рекомендуется проводить  в виде открытых занятий, отчетных концертов, музыкальных вечеров, в репертуар которых включается песенный материал по вокалу.

Результаты контроля фиксируются в журнале мониторинга развития воспитанников. В конце учебного года анализируются работа педагога и творческие достижения воспитанников.

II. Содержание программы

Тема 1. «Теоретические основы музыки»

Главная задача - формирование музыкальной культуры школьников. Владеть азами музыкальной грамоты (размер, паузы, ступени трезвучия, мажорный и минорный лады); выполнять и чувствовать ритмический рисунок; сформировать умения и навыки чистого интонирования. Способствовать расширению кругозора музыкального восприятия. Знакомство с произведениями различных направлений. Обучить учащихся читать мелодии песен с листа с названием нот и дирижированием.

Тема 2. «Вокально-хоровая работа»

Содержание вокально-хоровой работы включает в себя:

  • учебно-тренировочный материал, способствующий овладению учащимися вокальными и хоровыми навыками. В программе используются фонопедические упражнения В. Емельянова и  упражнения для дыхательной системы А. Стрельниковой. При регулярности и систематичности занятий у учащихся расширяется диапазон, увеличивается сила и яркость голоса, раскрепощается певческий процесс, а так же улучшается певучесть голоса и вибрато. 

Упражнения делятся на несколько групп:

  • управление артикуляционной мускулатурой;
  • формирование механизма прикрытия;
  • отработка певческого вибрато;
  • голосовые сигналы доречевой коммуникации;
  • произвольное управление регистрами;
  • интенсификация и регуляция фонационного выдоха.
  • работа над произведениями (эстрадная, народная песня, и импровизация) При постановке голоса следует учитывать возрастные особенности детей и состояние здоровья их голосового аппарата. В ходе индивидуальных, групповых и хоровых занятий дети и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание. Учатся работать в коллективе.

На третьем году обучения происходит повторение и закрепление вокальных умений и навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция, вокализация гласных звуков, фразировка и т.д.). Расширение певческого диапазона; работа над тембром звука; выработка певческого вибрато. Учащиеся учится петь ансамблем в унисон и вести двухголосие, уметь слушать себя и своих товарищей, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Идёт знакомство с вокально-хоровыми навыками пения, как в народной манере, так и в эстрадной. Дети изучают произведения, учатся исполнять их сольно под аккомпанемент и аккапельно. В этом разделе осуществляется взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом песни.

Тема 3. «Творческая исполнительская деятельность»

Итогом процесса разучивания песни является публичное её исполнение. Основной задачей этой темы является то, чтобы научить детей устанавливать психологический и эмоциональный контакт между исполнителем и зрителем во время концертных выступлений. Каждый вокалист должен уметь пользоваться голосовой аппаратурой (микрофоны). Учащиеся овладевают  навыками сценического мастерства, принимают участие в написании сценариев школьных праздников, учатся работать в коллективе, инсценируя песни, принимают активное участие в концертной деятельности, а так же в  конкурсах, фестивалях различного уровня.

Тема 4. «Танцевально-художественная работа»

Современное эстрадное исполнительство – это взаимосвязь вокала, сценического движения и хореографии. Поэтому на занятиях дети учатся сочетать вокал и хореографию, как одно целое. Учить составлять небольшие танцевальные композиции по характеру песни. Воспринимать содержание музыкального произведения  и передавать его характер в движениях, уметь импровизировать и владеть своим голосом и телом.

Тема 5. «Мероприятия воспитательно-познавательного характера»

          Воспитательная работа предусматривает коллективный отдых участников студии. Это совместное посещение выставок художественной школы, различные экскурсии, концерты и творческие встречи с другими коллективами. Совместный отдых ребят делает их сплочённее, дружнее, что даёт определённый результат творческой деятельности.

Тема 6. «Вспомогательная программа по укреплению здоровья»

Программа  откорректирована так, что занятия призваны стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить учащихся на положительные эмоции, сфокусировать познавательные интересы и двигательный аппарат ребёнка на рабочий режим. Для этого на занятиях используются  приемы  валеологических  технологий (музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.), которые  позволяют  влиять  не только  на музыкально-эстетическое  развитие  ребенка, но и его энергосистему.

Такая работа  способствует  развитию у учащихся слуха и  зрения. А возможность пофантазировать  на  уроке,  расширяет  их  кругозор, развивает  нравственные  качества (дружба, взаимопонимание, любознательность), эстетические (увидеть красоту  музыкального  образа, уметь описать  его  словами), фантазию.

Все  это  в  целом  способствует  не  только  воспитанию  музыкально-эстетического  вкуса,  но и развитию психически  и  физически здорового  человека.

III. Учебно-тематическое планирование

Первый модуль «Музыкальные ступеньки»

Название темы и содержание

Количество часов.

всего

теория

практика

 1

Теоретические основы музыки

30

15

15

 2

 Вокально-хоровая работа:

40

10

30

 3

Творческая исполнительская деятельность

45

-

45

 4

Танцевально-художественная работа:

35

5

30

 5

Мероприятия воспитательно-познавательного

характера (посещение концертов, творческие

встречи с другими коллективами и др.)

6

-

        6

 6

Вспомогательная программа по укреплению здоровья.

                6

-

6

ВСЕГО:

162 ч.

Предполагаемые результаты по итогам реализации 1 модуля:

  • Сформированы правильная певческая посадка, правильное звуковедение, дыхание и чистая интонация.
  • Развит певческий диапазон, начиная со звучащей зоны  (ми-1,си -1).
  • Изучены календарно-обрядовые культуры.
  • Обучены азам музыкальной грамоты (ноты, длительности, интервалы).
  • Знают  элементы хореографии.

Второй  модуль «Музыкальный калейдоскоп»

Название темы и содержание

Количество часов.

всего

теория

практика

 1

Теоретические основы музыки

25

15

10

 2

 Вокально-хоровая работа:

45

20

25

 3

Творческая исполнительская деятельность

47

5

42

 4

Танцевально-художественная работа:

35

5

30

 5

Мероприятия воспитательно-познавательного

характера (посещение концертов, творческие

встречи с другими коллективами и др.)

4

-

4

 6

Вспомогательная программа по укреплению здоровья.

6

-

6

ВСЕГО:

162 ч.

Предполагаемые результаты по итогам реализации 2 модуля:

  • Умеют исполнять произведения в народной манере пения и обыгрывать песню.
  • Умеют чисто интонировать мелодию.
  • Умеют петь в ансамбле в унисон и вести двухголосие.
  • Владеют азами музыкальной грамоты (размер, паузы, ступени трезвучия, мажорный и минорный лады).
  • Знают элементы хореографии.
  • Четко отличают народное пение от академического, эстрадного.
  • Знают изученные произведения под аккомпанемент.
  • Участвуют в концертной деятельности.

Третий модуль «Я - артист»

Название темы и содержание

Количество часов.

всего

теория

практика

 1

Теоретические основы музыки

25

15

10

 2

 Вокально-хоровая работа:

38

10

28

 3

Творческая исполнительская деятельность

50

10

40

 4

Танцевально-художественная работа:

30

5

25

 5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческие встречи с другими коллективами и др.)

9

-

9

 6

Вспомогательная программа по укреплению здоровья.

10

-

10

ВСЕГО:

162 ч.

Предполагаемые результаты по итогам реализации 3 модуля:

  • Умеют самостоятельно распеваться.
  • Умеют слушать себя и своих товарищей, подстраиваясь и сливаясь с

общим звучанием.

  • Воспринимают содержание музыкального произведения  и передают его характер в движениях.
  • Сформированы вокально-хоровые навыки пения, как в народной манере, так и

в эстрадной.

  • Участвуют в концертной деятельности и конкурсных программах.

III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы, принципы и методы работы.

В основе  занятий вокально-эстрадной студии лежат следующие педагогические принципы:

  • единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
  • постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
  • использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
  • принцип эмоционального положительного фона обучения;
  • индивидуальный подход к учащемуся.

При проведении занятий вокально-эстрадной студии применяются следующие формы обучения:  

  • слушание музыки;
  • групповое, сольное и хоровое исполнение;
  • учебные фронтальные и индивидуальные занятия;
  • игровая форма обучения;
  • сценическое оформление песни с элементами хореографии;
  • музыкальные спектакли;
  • отчётный концерт;
  • творческая исполнительская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях;
  • посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Чтобы стимулировать интерес учащихся к занятиям по вокалу педагогу необходимо применять различные методы проведения урока:

  1. Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения,  использование наглядных пособий,  личный пример.
  2. Словесный метод:
  • беседа;
  • рассказ;
  • обсуждение;
  • сообщение задач.
  1. Метод разучивания:
  • по элементам;
  • по частям;
  • в целом виде.
  1. Метод анализа: все выступления в процессе обучения желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.

Вокальное воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром, включающая в себя не только разучивание произведений, но и их поиск, отбор. При отборе репертуара необходимо руководствоваться такими принципами:

  • художественная ценность;
  • воспитательное значение;
  • учёт психолого-возрастных особенностей учащихся;
  • доступность музыкального и литературного текста;
  • разнообразие жанровой и музыкальной стилистики;
  • логика компановки будущей концертной программы;
  • удобный диапазон и исполнительские возможности учащихся.

V. Список литературы

Для учителя:

  1. Андреева М. Первые шаги в музыке (методические рекомендации). М. «Советский композитор», 1991г.
  2. Емельянов В. Развитие голоса.  – СПБ.,1997 г.
  3. Колодницкий Г.Музыкальные игры и ритмические упражнения. М. «Гном-пресс», 1998г.
  4. Музыкальный фольклор (1-4кл.). М. «Просвещение»,1992г.  
  5. Тельчарова Р. Уроки музыкальной культуры. М. «Просвещение»,1991г.
  6. Халабузарь П.  Методика музыкального воспитания. М. «Музыка».1990г
  7. Юдина Е. Первые уроки музыки. – М., 1999 г.

Для обучающихся:

  1. Ермакова О. Е. Краткий музыкальный словарь.Ростов-на-Дону «Феникс», 2015 г.
  2. Музыка. Энциклопедия. М. «ОЛМА-ПРЕСС», 2002 г.
  3. Полная энциклопедия искусств. М. «Эксмо», 2015 г.

Электронные ресурсы:

  1. Мультиурок. https://multiurok.ru/user/register
  2. Образовательный портал «Продленка». // https://www.prodlenka.org/
  3. Песни и минусовки эстрадной студии «Мультикейс». // http://www.multicasemusic.ru/audio?page=2
  4. Мир музыки . Учебный блог для проведения уроков музыки в школе.// https://svlkmuusika.blogspot.com/2011/03/blog-post_16.html
  5. Славянский ведический портал.// http://putisvaroga.ru/putisvaroga/slavyanskie-obryady-i-prazdniki/page/3/
  6. Урок вокала. Упражнения на дыхание.// https://www.youtube.com/watch?v=ruRkE7nnwOo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...