интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе
план-конспект занятия по музыке на тему

интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе.

Тема: Былина русская – России слава!

Проводится в 1 полугодии.

Цели: 1. Обобщить знания о былинах.

           2. Пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны.

           3. Формировать целостное представление о фольклоре, о русском искусстве.

Задачи:

  1. Дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к родному языку и художественной культуре нашего народа.
  2. Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному  и поэтическому наследию русского народа.
  3. Обогащать музыкальный и художественный опыт ребят на примере картины, музыки и былины о богатырях.
  4. Развивать эмоционально- образное, логическое мышление на материале урока.
  5. Развивать творческие способности ребят в пении, в сочинении.
  6. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.

Музыкальный материал:

  1. «Былина о Добрыне» обр. Н,А.Римского- Корсакова ( отрывок) – разуч.
  2. Фрагмент инсценировки по былинам «Исцеление Ильи Муромца»- слуш.
  3. «Богатырская симфония»- 1 ч. А.П.Бородина (фрагм.)- слуш.
  4. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского – слуш.
  5. «Пойду ль я, выйду ль я» ( р.н.п)- испол.
  6. «Ложки деревенские» Е.Роот- испол.
  7. « Моя Россия» Г.Струве – испол.
  8. «Богатырская сила» соврем. песня в испол. ВИА С. Намина – слуш.

Оборудование: 

  диск с музыкальным материалом урока, портрет А.П.Бородина, рисунки детей, пословицы и поговорки о былинах, кроссворд на плакате, музыкальные инструменты – ложки, треугольник, бубен, шумовые инструменты, словарные слова.

Слова на доске:  АККОМПАНЕМЕНТ            Пословицы: « Быль старину                                                                                   

                             СТАРИНА                                            любит»,     

                             ГУСЛИ                                    «Быль не сказка, из неё слова

                             БОРОДИН                                   не выкинешь»

Ход урока:

Вход под музыку «Богатырская сила» - фрагм.

   Звучит «Былина о Добрыне» ( фрагмент)

Учитель музыки: -  Скажите, ребята, к какому жанру русских песен относится эта музыка?

Дети:- былина.

У.М: Правильно, былина или  старина – так называли её в древности, русская песня – сказание.

У.М: -  О чём она рассказывала?

Д: - о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли русской, о богатырях.

У.М: - Кто исполнял былины?

Д: - певцы- сказители

У.М: - Как они пелись?

-Они исполнялись под АККОМПАНЕМЕНТ гуслей, нараспев, как неторопливое  повествование ( обращаю внимание на новое слово АККОМПАНЕМЕНТ – это музыкальное сопровождение мелодии).

- Если гусли сопровождали пение былин, то, как на нём играют?

Д: - струны перебирают пальцами, движения при игре плавные, как будто скольжение, кладут на колени и играют сидя.

У.М: - Давайте споём известную былину не торопясь, на широком дыхании, нараспев, выделяя особыми интонациями главные слова.( поём два предложения былины)

- А теперь с движением ( имитируем игру на гуслях), внимательно слушаем аккомпанемент учителя ( можно выбрать одного ученика, сидящего перед детьми)

- Поём ещё раз, аккомпанируя сами себе.

Учитель литературы: - А теперь представьте, что вы – сказители, прошли дорогу долгую и трудную. Попросили вас в селении рассказать быль - умную и занимательную, поучительную и интересную.

- Какая же это  будет былина? ( включаю фрагмент инсценировки                    « Исцеление Ильи Муромца»)

- Давайте откроем учебник и прочитаем былину также величаво и напевно, как прочитал актёр ( читают)

= краткий опрос, беседа о прочитанном=

У.М: - А какие же они были – русские богатыри?

Д: - сильные, честные,  умные…

У.М: - Богатырь, в нашем представлении, это, прежде всего воплощение смелости, отваги, физической силы. Но в былинах они не только сильные и непобедимые, но и мудрые, благородные, человечные.

- Симфонию, которую сочинил А.П.Бородин – русский композитор, тоже назвал « Богатырская», послушайте её и скажите, отображает ли эти качества музыка? ( звучит «богатырская тема» из симфонии).

У.М: - Какая была музыка?

Д:- музыка утверждает характер уверенности и мощи – величественная, почти грозная, заставляющая не только вспомнить образы русских богатырей, но и их дела, подвиги.

У.лит-ры: - Давайте встанем потанцуем ( проводится физкульминутка под музыку «Богатырская сила»).

У.Л:- Перед вами целая галерея портретов, рисунков русских богатырей, репродукций картин. А в центре находится одно из самых знаменитых произведений В.М. Васнецова «Богатыри». – Кто изображён на картине?

( дети описывают богатырей)

У.Л: - Близки ли  музыка А.П.Бородина и эта картина?

Д: - да.

У.Л: - Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня».

У.М: - Ребята, чем отличаются симфония, былина, картина?

Д: - неизвестные создатели былин сложили их из слов, художник написал картину красками на холсте, композитор сочинил музыку, пользуясь звуками. Эти произведения  относятся к разным видам искусств.

У.М: - Сравнивая их, мы найдём не только различия, но и много общего. Прежде всего- содержание. И художник, и поэт, и композитор, каждый своими средствами рассказали людям об одном и том же – о славных богатырях, оборонявших от врагов землю русскую.

У.М: -« Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» - эти слова русского полководца Д.Донского мог сказать о себе любой русский богатырь.

У.Л: - Дома у вас было задание, составить несколько строк благодарности богатырям. Зачитайте их.

( на фоне « Богатырских ворот» М.Мусоргского звучат слова детей – проверка домашнего задания).

Ученик читает фрагмент  былины про пир.

У.Л: - Какими радостными событиями заканчивается сказка или былина?

Д: ( Отвечают)

У.М:- Давайте весело споём две наши песни ( раздаю музыкальные инструменты)

- Исполняем песни «Ложки деревенские», «Пойду ль я, выйду ль я».

У.Л: - Давайте подведём итоги нашего урока, ответим на вопросы кроссворда и объясним пословицы (самостоятельно можно поработать в группах – 3 минуты).

У.М:- Почему, ребята, помнят русских богатырей, ведь прошло много лет после тех времён?

Д: - Потому что они жили во имя людей, во имя Родины, защищали слабых .

 - и мы должны воспевать, гордиться своей Родиной.

У.М: - Давайте споём песню « Моя Россия»

Итог: РЕФЛЕКСИЯ

У.М:-  А в наши дни есть богатыри?

- Понравился ли вам вот такой урок чтения с музыкой? Почему?

- Как вы себя чувствовали?

-С каким настроением вы работали?

Довольны ли вы собой? Кому можете сказать спасибо?

У.М: - Судя по вашим ответам, мы ставим вам пятёрки и с вашим учителем  говорим вам спасибо.

Выход: - под песню « Богатырская сила»

д

о

б

р

ы

н

я

б

о

р

о

д

и

н

г

у

с

л

и

п

а

л

и

ц

а

т

е

т

и

в

а

б

ы

л

и

н

а

м

у

р

о

м

е

ц

в

л

а

д

и

м

и

р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....