Приёмы и методы дыхательной гимнастики
материал по музыке по теме

Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области»

ТЕМА:

«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»

 

                               Мастер-класс: учителя музыки

 МОУ «СОШ с. Терса Вольского района

Саратовской области» Сахаутдиновой Л.В.

20 мая 2013 г

«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.

В своей хоровой практике, особенно на начальном этапе работы, я часто сталкивалась с беспорядочностью дыхательных движений. Это происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой - не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание где попало. Это отражается на звучании голосов как отдельных певцов, так и хора в целом: нарушается протяжённость звучания, появляются «звуковые провалы». Поэтому очень важно не только вырабатывать единый тип певческого дыхания, но и приучать хористов делать вдох всем одновременно по руке дирижёра.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Основные типы певческого дыхания

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

  1. ключичный;
  2.  грудной;
  3. брюшной;
  4. смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину.

Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ХОРИСТОВ

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть,

  положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение

  затрудняет работу мышц живота при пении.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИ

На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика).

Упражнение 1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Предлагаю ребятам вспомнить смешную историю и громко посмеяться. При этом руки дети держат на талии и могут самостоятельно  ощутить, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясницы/, живот при этом подается вперед.

 

Упражнение 2

В этом упражнении дети ложат руку на живот для контроля дыхания и делают  медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдыхают, снова считая до четырех. Чувствуют, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, пробуют выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

 

Упражнение 3

Вдохнуть  через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развивать мышцы губ и интенсивность выдоха.

 

Упражнение 4 «Ладошки»

 Исходное положение для выполнения данного дыхательного упражнения: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.
Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Упражнение 5 «Ёжик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Упражнение 6
Губы «трубкой»

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.
  2. Губы сложить «Трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.
  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Упражнение 7

Дышим тихо, спокойно и плавно

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Упражнение 8

«Шарики»

Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

 

Упражнение 9 

Сделать глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержать дыхание, затем  по руке дирижёра мягко воспроизвести  звук «Ш» на выдохе  подрят 3 раза коротко, по 1-й секунде,  а 4-й раз  длинно на остаточном выдохе. При этом последний звук должен быть   ровным и умеренным по силе воспроизведения.  

Упражнение 10  

Освоение практического навыка вдоха и выдоха

- длинный вдох - длинный выдох (Д - Д)

- короткий вдох - короткий выдох (К - К)

- короткий вдох - длинный выдох (К - Д)

Упражнение 11

Наклонять голову попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

Методические рекомендачии по дыхательной гимнастике ( метод Стрельниковой)

Применение дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой на уроках физкультуры....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...

Консультация для родителей, Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...

Консультация "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

Материал для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...

Курс дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина

ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья»       Курс дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина...