Рабочая программа
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Рабочая программа по системе Алеева, Науменко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc187 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на методическом

объединении МС

Протокол №___от_____________________

Утверждаю:

Приказ №___от______________________

Директор_______________Т.П. Шестакова

Рабочая программа

Музыка

7а,б класс

Составитель:

Дувалкина Мария Владимировна,

учитель музыки

с. Кемля 2014 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного общего образования «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010) с учетом федерального компонента государственного стандарта  общего образования.  

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • способствовать развитию интереса к музыке;
  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и др.

Организация всех видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

 

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34 (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.        

Контроль осуществляется в следующих видах:

 входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Форма контроля:

  • самостоятельная работа;
  • устный опрос;
  • практическая работа;
  • взаимоопрос;
  • тест;
  • музыкальные викторины по итогам полугодия;
  • урок – концерт;
  • анализ музыкальных произведений

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

музыки 7 класса.

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру  музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

    Критерии оценки образовательных результатов на уроках музыки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

     На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,  импровизацию, коллективное музицирование.

   Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

    Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

     Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

   Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

 

 Тематическое планирование по дисциплине «Музыка»

№п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое обучение

Лабораторно-практические работы, ч

Контрольная работа, ч

Экскурсии, ч

Самостоятельная работа, ч

1

Содержание в музыке

4

2

2

2

Каким бывает музыкальное содержание

5

2

2

1

3

Музыкальный образ

3

2

1

4

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

2

1

1

5

Что такое музыкальная форма

3

2

1

6

Музыкальная композиция

8

3

4

1

7

Музыкальная драматургия

7

3

3

1

Итого

34

16

14

4

Содержание образовательной программы

1. Содержание в музыке – 4 часа

1.1. «Магическая единственность» музыкального произведения

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно

самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.

1.2. Музыку трудно объяснить словами

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.

1.3. Что такое музыкальное содержание

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа.

1.4. Что такое музыкальное содержание

Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней.

Знания и умения учащихся по разделу:

- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

- охарактеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой;

- формулировать своё отношение к изучаемым  произведениям в невербальной форме;

- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

2. Каким бывает музыкальное содержание- 5 часов

2.1. Музыка, которую необходимо объяснять словами

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.

2.2. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец.

2.3. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова.

2.4. Когда музыка не нуждается в словах

Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений.

2.5. Содержание в музыке

Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение.

Знания и умения учащихся по разделу:

- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства;

-дать характеристику образно-эмоционального содержания произведения, средств музыкальной выразительности, процесса развития музыкального образа;

- расширять опыт творческой деятельности в процессе сочинения по заданным параметрам;

- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

3. Музыкальный образ – 3 часа

3.1. Лирические образы в музыке

Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.

3.2. Драматические образы в музыке

Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

3.3. Эпические образы в музыке

 Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Знания и умения учащихся по разделу:

- выявлять связь музыки с жизнью;

- формулировать своё отношение к изучаемым  произведениям в невербальной форме;

- контролировать качество своего вокального и хорового звучания.

4. О чем рассказывает музыкальный жанр – 4 часа

4.1. «Память жанра»

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения.

4.2. Такие разные песни

Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки.

4.3. Такие разные танцы

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев.

4.4. Такие разные марши

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра.

Знания и умения учащихся по разделу:

- уметь представлять, каким должно быть звучание музыкального произведения в определённом жанре;

- совершенствовать навыки: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции в процессе пения с сопровождением  и без сопровождения;  

- координировать  свою деятельность с деятельностью учащихся и  учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

5. Что такое музыкальная форма – 3 часа

5.1. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы.

5.2. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы.

5.3. От целого к деталям

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы.

Знания и умения учащихся по разделу:

- слышать  особенности формообразования;

- осознавать связь выбора отдельных компонентов музыкальной ткани с жизненными истоками;

- выявлять общее и различное между произведениями разных композиторов.

6. Музыкальная композиция – 8 часов

6.1. Какой бывает музыкальная композиция

Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса».

6.2. Музыкальный шедевр в шестнадцать тактов(период)

Разнообразие музыкальных образов.

6.3. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа.

6.4. Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки

Трехчастная форма – тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма.

6.5. Многомерность образа в форме рондо

Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия.

6.6. Многомерность образа в форме рондо

В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой.

6.7. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной войны. Особенности сложных жанров: симфония.

6.8. Музыкальная композиция

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики.

Знания и умения учащихся по разделу:

- дать характеристику средств музыкальной выразительности изучаемых произведений, своеобразия их мелодико-ритмических, синтаксических и жанро-во-стилевых особенностей;

- выявлять связь музыки с жизнью;

- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства;

- характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой.

- совершенствовать навыки: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции в процессе пения с сопровождением;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

7. Музыкальная драматургия – 7 часов

7.1. Музыка в развитии

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете).

7.2. Музыкальный порыв

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии.

7.3. Движение образов и персонажей в оперной драматургии

Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов.

7.4. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра.

7.5. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки.

7.6. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без

мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

7.7.. Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке»

Повторение произведений. Пение песен по выбору учащихся.

Знания и умения учащихся по разделу:

- характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой;

- выявлять общее и различное между произведениями разных композиторов;

- выбирать сценические средства выразительности;

- искать варианты вокального исполнения эпизодов из оперы;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении;

- прослеживать процесс интонационного  развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоя-тельной работы

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

1        Содержание  в музыке (4 часа)

1.1.

«Магическая единствен-ность» музы-кального произведения

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: сочинение «В поисках прекрасного», рисунок.

1.2.

Музыку трудно объяснить словами

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание:  список произведений программной музыки.

1.3.

Что такое музыкальное содержание

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: изобрази (д.м.р. стр. 3).

1.4.

Что такое музыкальное содержание

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: сравни (д.м.р. стр. 4).

2        Каким бывает музыкальное содержание (5 часов)

2.1.

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: эссе «Помогает ли тебе программность?». Д.м.р. стр. 8-9.

2.2.

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 10-11.

2.3.

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

Урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

1

Творческое задание: написать сказку для Шахеразады (восточную).

2.4.

Когда музыка не нуждается в словах

Комбинированный урок

1

Творческое задание: рисунок; анализ средств музыкальной выразительности

2.5.

Содержание в музыке

Комбинированный урок

1

Тест, музыкальная викторина

        3        Музыкальный образ (3 часа)

3.1.

Лирические образы в музыке

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: «Музыкальный образ».

3.2.

Драматичес-кие образы в музыке

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 15.

3.        3.

Эпические образы в музыке

Урок комплекс-ного примене-ния ЗУН

Творческое задание: д.м.р. стр. 14.

4        О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)

4.1.

«Память жанра»

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: сравни.

4.2.

Такие разные песни

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: «Модель музыкального произведения».

4.3.

Такие разные танцы

Урок комплекс-ного применения ЗУН

1

Творческое задание: «Музыкальный портрет».

4.4.

Такие разные марши

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Творческое задание: Д.м.р. стр. 16-17.

Тест

5        Что такое музыкальная форма (3 часа)

5.1.

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 18-19.

5.2.

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: сочини мелодию в мажоре и миноре.

5.3.

От целого к деталям

Урок комплекс-ного применения ЗУН

1

Творческое задание: сравнительная таблица произведений Шуберта и Моцарта

6        Музыкальная композиция (8 часов)

6.1.

Какой бывает музыкальная композиция

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: сочини «Музыкальную сказку» (составленную из фрагментов музыкальных произведений).

6.2.

Музыкальный шедевр в шестнадцать тактов

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: музыкальный экскурс.

6.3.

Два напева в романсе М. Глинки «Венециан-ская ночь» (двухчастная форма).

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: буриме.

6.4.

Трёхчаст-ность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр.20.

6.5.

Многомер-ность образа в форме рондо

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: кроссворд «Музыкальная форма»

6.6.

Многомер-ность образа в форме рондо

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 21

6.7.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинград-ской» сим-фонии Д. Шостаковича

Комбинированный урок

1

Творческое задание: «Что бы вы показали на экране, если бы были кинорежиссёром?»

6.8.

Музыкальная композиция

Комбинированный урок

1

Творческое задание: музыкальная викторина.

7        Музыкальная драматургия(7 часов)

7.1.

Музыка в развитии

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: рисунок к пьесе Мусоргского.

7.2.

Музыкальный порыв

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр.22-23; сравнительный анализ.

7.3.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: придумать сценическое оформление одного из действий оперы.

7.4.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: исполнять партии героев оперы в своей трактовке.

7.5.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 25

7.6.

Развитие музыкальных тем в симфо-нической драматургии

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 24.

7.7.

Заключительный урок по теме года «Содержание и форма в музыке»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

1

Творческое задание: д.м.р. стр. 30-31. Сочинение на тему «В чём красота музыки».

Музыкальная викто-рина, кроссворд

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. –  2-е изд. –  М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя:

1. Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 155, [5] с.: ил.

2. Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.  

3.Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования  [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

5. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.

6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

7. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев.  - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

8. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.

9. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.

11. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

12. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

13. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст]  / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

14. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

15. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие [текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

16. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

17. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст]  / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

18. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

2.Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

3. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5.Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

7. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

8. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

9.Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Шедевры музыки.  «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

2. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

3. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

4. Художественная инциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

5.Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

6.Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

7. Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов

3.Учебники

Технические средства обучения

1 Ноутбук;

2.Мультимедийный проектор;

3. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование

1.Музыкальный инструмент (фортепиано);

2.Доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...