программа по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Лосев Михаил Иосифович

                                    Программа по музыке для учащихся 5-6 классов.Программа выстроена с учетом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства.

                              Её основу   составляют:

         ·       опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно – образной природы музыки (художественная дидактика);

         ·       познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное» (теория обучения);

         ·       воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-художественного мышления (теория воспитания).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke.rar57.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кыштын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«4 №-а торъя предметъяс пыдiсянт велöдан общеобразовательнöй шöр школа»

муниципальнöй бюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн Усинска кар

ИНН 1106011519           КПП 110601001             БИК 048702001             ОГРН 1021100897322

169712 Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная 10,  (82144) 46-8-93, 24-3-78, 42-6-16; е-mail: usinsk-shkola4@rambler.ru

   

СОГЛАСОВАНО                        ПРИНЯТО                                УТВЕРЖДЕНО

на заседании                                 на заседании                                 приказом

научно-методической кафедры                научно-методического совета                МБОУ «СОШ №4

МБОУ «СОШ №4                        МБОУ «СОШ №4                        с углубленным изучением

с углубленным изучением                с углубленным изучением                отдельных предметов»

отдельных предметов»                        отдельных предметов»                        г. Усинска

г. Усинска                                г. Усинска                                № ____ от _____________

№ ____ от _____________                        № ____ от _____________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

музыка

5 - 6 класс

срок реализации 2 года

Составитель:

Лосев Михаил

Иосифович

учитель музыки

2013г.

г.Усинск

Пояснительная записка

Программа выстроена с учетом ФГОС второго поколения и современной теории преподавания музыки как вида искусства. Её основу составляют:

  • опора на принципы и закономерности, вытекающие из интонационно – образной природы музыки (художественная дидактика);
  • познание музыки в единстве процесса и результата как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное» (теория обучения);
  • воспитание умений и навыков исполнительской и слушательской культуры, являющихся критериями воспитанности музыкально-художественного мышления (теория воспитания).

Фундаментальное ядро предмета

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» (далее – ФГОС) диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как  универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Базовые национальные ценности  представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени. Проблемы человеческого бытия раскрываются в них языком художественных образов.

К основным элементам научного знания следует  отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.

Общая характеристика курса «Музыка»

На современном этапе модернизации российского образования приобщение младших школьников к музыке продолжает играть важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. В ситуации господства в обществе массовой музыкальной культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, ответственности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатленного в нем, является специальной задачей преподавания музыки в начальной школе.

В основе данной позиции – ведущая идея концепции художественного образования детей и молодежи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества – важнейший способ развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».

Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в начальной школе является развитие творческих сил обучающегося в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:

  • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;
  • воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
  • освоение музыки в союзе с другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрывать сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;
  • изучение музыки как вида искусства во всем объеме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приемов исполнительства;
  • знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;
  • воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).

Программа опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;
  • возвышение школьника до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);
  • проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.

Методы, используемые в работе по программе:

  • моделирование художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр);
  • «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В. О. Усачёва);
  • содержательный анализ музыки (В. А. Школяр).

Метод моделирования художественно-творческого процесса,  в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях, призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: её надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен её подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства, обеспечивает ребенку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.

Моделирование художественно-творческого процесса – это по сути и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания её как бы изнутри и проживание самого этого момента. Это особенно важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только для слушания. Это важно и для освоения фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины. Это важно и для освоения (разучивания) любой песни, и для инструментального музицирования.

Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении пути композитора они не отчуждаются от ребенка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т. д.); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Метод «сочинение сочиненного» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного.

Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идет тем же путем сочинения, что и автор, т. е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.

Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Процесс представляет собой особого рода музыкальную рефлексию ученика (или класса), он проницательно и гибко регулируется педагогом так, что сама совокупность возникающих содержательных элементов образа органично ведет по пути авторской концепции. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку – в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершенную вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.      

    Идти путем «сочинения сочиненного» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаенные, сокровенные «механизмы», как работающие в процессе рождения образа – схватывание, видение идеи, её рассматривание и продумывание музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования.

Импровизация музыки на уроках может рассматриваться и как частный случай процесса рефлексии в методе «сочинение сочиненного», и как самостоятельная творческая деятельность, когда на уроках совместно с учителем ученики пробуют создавать музыкальные композиции, связанные с собственными творческими потребностями и идеями. Здесь также важно использование синкретики в поисках адекватных музыкальных средств выражения и освоения жанрового разнообразия.

Суть содержательного анализа музыки состоит в следующем. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трех философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.

Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея (содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развертывания.

В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира человека. Сама музыкальная драматургия (логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом выражения диалектичности человеческих чувств.

В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти виды рассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.).

В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания, инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. – но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.

В условиях реформирования системы образования важным является вопрос о соотношении учебной и художественной деятельности на уроках музыкального искусства. Выявление его сущности фактически превращается в исследование проблемы преодоления бытующего в широкой практике мнения о несовместимости научно-теоретического и художественного мышления, что выражается в утверждении: «У искусства – свои законы».

Традиционная дидактика считает, что усваивать и осваивать музыкальные знания можно в готовом виде, без преобразования музыкального материала, лишь классифицируя некоторые признаки, сравнивая, сопоставляя отдельные стороны изучаемого музыкального явления. При этом не считается обязательным обнаруживать те существенные основания, которые определяют и причинно-следственные связи внутри звучащего материала, и конкретные соотношения между содержанием и формой произведения.

В развивающем образовании ключевыми понятиями выступают постигающее мышление, содержательное обобщение, мыслительный эксперимент, проникновение в природу знания, проживание самого процесса выведения знания (рефлексия). Отсюда учебная деятельность на уроках музыки не может, а значит, и не должна противоречить художественной, потому что и учебная, и художественная деятельность в одинаковой мере отличны от учебной работы, обе они не равны простому «обучению», «усвоению» и «освоению» событий, явлений и фактов жизни и искусства.

Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо организовать деятельность школьников на уроках музыкального искусства как художественную по содержанию и учебную по форме. Это становится возможным, если школьники не усваивают знания в готовом виде, а воспроизводят сам процесс рождения музыки и при этом самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора и его трактовку исполнителем. Учащиеся должны проникать в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывать в целостном искусстве его сущность, внутренние связи и отношения. В результате такой изначальной организации учебной и художественной деятельности школьников музыка предстает как сущностное воспроизведение «диалектики жизни, её противоречий и конфликтов» (В. В. Медушевский).

Теперь в самом прямом смысле раскроем скобки в методологическом положении В. В. Давыдова, в котором он предупреждал о наметившейся в его время тенденции к подмене подлинной учебной деятельности примитивной учебной работой путем внешнего «занаучивания». Эта тенденция в последнее время усилилась. Происходит это из-за непонимания природы теоретического знания как такового: «…Теоретическое знание, прежде всего, выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности, средствами искусственного и естественного языка (теоретическое понятие может уже существовать как способ выведения единичного из всеобщего, но ещё не иметь терминологического оформления)».

Исключительно важно, чтобы на уроках искусства было как можно меньше специальной профессионально-научной терминологии, только самые необходимые ключевые понятия. Духовная жизнь человека – это эмоционально-драматургический процесс, насыщенный огромным количеством нюансов поэтического, возвышенного отношения к миру. Потому учить школьников говорить о человеческих чувствах эмоционально, живым человеческим языком, используя все метафорическое, идиоматическое, ассоциативно-аллегорическое богатство русского языка, становится главной педагогической задачей. Это один из важных моментов поиска «противоядия» от примитивных молодежных жаргонов, выросших на почве шоу-бизнеса.

Преемственность музыкального образования проявляется многогранно. Во-первых, в том, что в начальной школе, где учащиеся погружаются в начала, или музыкальные основы (П. И. Чайковский), и накапливают опыт музыкально-творческой деятельности, и тем более в основной школе музыка рассматривается не как пропедевтический курс, а как самоценный целенаправленный процесс вхождения ребенка в мировую художественную культуру в целом.

Во-вторых, преемственность органически заложена в самой логике тематизма программы Д. Б. Кабалевского: в основной школе продолжается начатое в младших классах исследование фундаментальных функций искусства, являющихся одновременно главными направлениями всей системы человеческой деятельности.

В-третьих, стратегическая цель данной программы – подвести школьников к самостоятельному выводу о диалектической природе человеческого мышления. В процессе воспитания основ диалектического мышления формируется понимание того, что оно «…новый, принципиально отличный, качественно несводимый к любому количеству ассоциативных связей тип деятельности» (Л. С. Выготский), что оно вообще существует только «в виде процесса или деятельности» (С. Л. Рубинштейн). От такого понимания школьниками их собственной мыслительной деятельности зависит, насколько успешно будут сформированы навыки учебной деятельности, которая становится ведущей в массовой школе (об этом много писал автор теории развивающего обучения академик В. В. Давыдов).

Основой организации учебной деятельности в развивающем обучении является самостоятельная деятельность учащихся. В свете этой установки формируется отношение к школьникам не как к ученикам, получающим знания об искусстве, а как к поколению людей, осваивающих культурное наследие прошлого, развивающих его и участвующих в создании нового культурного пространства. Эта принципиальная позиция данной программы выражается в проблематизации содержания музыкального образования.

Сущность проблематизации заключается в выведении детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций общечеловеческих ценностей. Иными словами, уровень приобщения ребенка к искусству должен отвечать природе самого искусства как философско-художественного осмысления жизни и природе самого ребенка – генетически заложенной в нем готовности к опережению уровня своего развития.

Место курса «Музыка» в учебном плане

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка изучается в 5-6 классах в объёме не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе).

Требования к результатам обучения музыке

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
  • потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
  • овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни в России и других стран мира;
  • убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • понимание роли и значения музыки в жизни ученика, школьной среды и окружающей жизни;
  • наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
  • общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
  • знание о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
  • сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
  • использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
  • понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.

Содержание курса «Музыка»

В качестве содержательных линий предмета «Музыка» выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой этой системы в определенном сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне.

На перекрестке искусств – художественное познание мира

Научное и художественное познание мира. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегративная художественная целостность.

Искусство слышать, искусство видеть. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всем богатстве его звучания, многоцветия и выражать свое отношение через художественный образ.

Предназначение искусства – воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство – ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.

Истоки творчества. Состояние творчества – потребность человека- творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация – единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве – символ и знак.

Образный язык искусства. Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее – способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров, форм.

Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, ее процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).

Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.

Путь к слушателю, читателю, зрителю. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.

Музыкальная культура как часть духовной культуры человека

Музыка в жизни, жизнь в музыке. Музыка – знаковая система особого рода. Содержание музыкального искусства – система общечеловеческих ценностей. Преобразующее воздействие музыки на человека, на жизнь в целом.

Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость личностного восприятия музыки от степени проникновения в деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Накопление опыта содержательного восприятия музыки – что и как слушать и слышать в музыке. «Лента памяти» - способ активизации накопленного школьниками опыта общения с музыкальным искусством путем включения шедевров мировой музыкальной культуры в жизнедеятельность растущего человека.

Законы художественного творчества. Принципы раскрытия природы искусства и природы художественного познания мира. Предназначение символического языка искусства запечатлевать характерные черты атмосферы исторической эпохи. Сущность взаимодействия музыкальной и духовной культуры человека, исследование механизма воздействия искусства на человека. Конкретизация интеллектуально-творческой деятельности композиторов как фактор приобщения к мировой художественной культуре.

Духовный мир человека. Что включает в себя это понятие: конкретные знания о добре и зле, возвышенном и низменном (обыденном), прекрасном и безобразном в жизни и искусстве или не только знания, сколько переживания (отдельного человека или всего человечества) по поводу явлений, событий и фактов, происходящих в жизни? Ответ на этот вопрос является кульминационным моментом музыкальных занятий по данной программе.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Законы жизни – законы музыки. Деятельность композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) – общее и различное.

Драматургия как теоретическая система, как исторически сложившийся общий способ выражения результатов научного и художественного познания мира, как продукт диалектической природы человеческого мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика – основной закон развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что борьба взаимоисключающих противоположностей так же абсолютна, как развитие и движение.

Классическая схема драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка. Тождество стратегии мышления ученого и композитора и его преломление в художественной драматургии (гипотеза и художественная идея – сходство и различие). Сонатное allegro – «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.

Закон единства содержания формы. «Музыкальная форма как процесс» (Б. В. Асафьев) – строительство музыки как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Драматургические возможности музыкального языка и циклических музыкальных жанров и форм (вариации, рондо, сюита и т. д.).

Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная драма: символико-смысловое сопоставление полярных образов (уровень контрастности, переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.

Композитор и время. Живые события истории человечества в их звуковом осмыслении. Обзор развития музыкального искусства в закономерно сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, стилей, направлений, школ и проч. Духовная (церковная) музыка – огромный пласт мировой музыкальной культуры с характерным специфическим интонационно-образным содержанием и строгим отбором художественных средств.

Музыкальный язык XX столетия (творчество А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Шёнберга и др.) как отражение социальных и духовных изменений в России и в мире.

Джаз – его эпохальное значение. Истоки происхождения джаза и закономерность его превращения в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза, конкретность эмоционально-интонационного общения, диалектика художественного времени и интонирования – подлинная природа музыкального искусства. Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.

Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры, их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка, разновидности рока, поп-музыка, рэп и др. Электронно-компьютерные технологии, обусловившие тембрально-интонационное обогащение музыкального исполнительства.     

 

5 класс

Тематическое планирование

№  

п/п

Название раздела

Количество часов

Практическая часть

РК

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

9

2

2

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

7

2

3

Можем ли мы увидеть музыку

10

4

Можем ли мы услышать живопись

9

1

Итого

35

5

Календарно-тематическое планирование

по музыке (35 часов)

5 класс

 «Школа 2100»

№ раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Универсальные учебные действия

1.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9 ч.)

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

- определять интонационное сходство и различие музыки и литературы

 -выявлять особенности воплощения литературного текста в музыке.

Л:-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимание ее значимости в мировом музыкальном процессе

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

П:-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

К: - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Взаимоконтроль

2-3

Музыкальный жанр песня. Р.к. детские песни Коми композиторов

- узнавать отличительные черты русской народной и композиторской песни. Уметь определять лад, характер, настроение муз.произведения, определять особенности русской и коми композиторской песни

- определять жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, плясовые

П: - пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Р: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Л: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных жанров

К: - понимать сходство и различие русской и коми композиторсой музыки

Взаимоконтроль

4

Использование вокализа в композиторской и народной музыке

- определять элементы вокализа в народной музыке в произведениях композиторов (П. И. Чайковского, М. И. Глинки и других)

- определять элементы вокализа в инструментальной музыке

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

5-6

Музыка и поэзия дополняют друг друга 

- выявлять многосторонние связи музыки и литературы

- слышать  музыку в поэзии и поэзию в музыке

П: - применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л: - эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально – эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Самоконтроль

7

Опера.

- определять жанр музыки- опера, узнает историю развития
оперного искусства
 

- выявлять общее и особенное между оперой и произведениями других жанров

П:  - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Р: - прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении

Л: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

К: - приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально – исполнительской деятельности.

Взаимоконтроль

8

Использование песен в

инструментальной

музыке

- слышать песни в произведениях композиторов

- уметь объяснить, как композитор может использовать песни в создании своих произведений

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

9

Обобщающий урок по разделу «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

- применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л: - эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально – эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Самоконтроль

2.                                                          Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 ч.)

10

Что стало бы с литературой если бы не было музыки

- понимать, что роднит разговорную и музыкальную речь

-уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

11-12

Литература и музыка Р.к «Коми земля» П. Чисталёв

- узнает, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Познакомится с творчеством  П. Чисталёва

- выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь литературы и музыки

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи, понимать сходство и различие в творчестве русских и коми авторов

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

13-14

Музыка в рассказах К. Паустовского

- узнает, что благодаря музыке
появились многие произведения литературы

- определять, какую

преобразующую силу

имеет музыка, как она

способна пробудить в

человеке зрительные

образы, заворожить,

околдовать, пробудить

далекие воспоминания.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

15

Музыка в кино

- узнает о роли музыки в

кино. Научится эмоционально

откликаться на звучание

музыки.

- сравнивать,

анализировать,

сопоставлять. музыку и другие виды искусства

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

16

Обобщающий урок по разделу «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

- применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств музыкальных произведений;

Р: - контролировать и корректировать свою работу;

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

Л:  -  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Самоконтроль

3.

Можем ли мы увидеть музыку (10 ч.)

17

Можем ли мы увидеть музыку?

- научится понимать, что

взаимосвязь музыки и

живописи происходит

через образное

восприятие жизни

- понимать, что связь музыки

и изобразительного

искусства проявляет себя

по-иному. Слушая

музыку, мы можем

мысленно увидеть то, о

чем музыка

рассказывает, только

тогда, когда наши

зрительные

представления будут

возникать из самой

музыки.

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Самоконтроль

18

Картины природы в музыке

- узнает понятие «музыкальный пейзаж». Научится находить общие понятия в музыке и живописи.

- овладеть

художественными

умениями и навыками в

процессе продуктивной

музыкально-творческой

деятельности

, включать

образное мышление,

творческое воображение

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

19-20

Богатырская тема в русской музыке

- знать картины

выдающихся русских

художников. Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

- сравнивать, проводить

параллель, сопоставлять,

находить общее и

отличное.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

21

Симфония Увертюра 

- узнает основные понятия жанра.

- определять жанры, темы, сюжеты в профессиональной музыке разных стран

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

22-23

Музыка

М. Мусоргского

- узнает об образном мире произведений М. П. Мусоргского о своеобразие его творчества

- выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

П: - участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств музыкальных произведений;

Р: - контролировать и корректировать свою работу;

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

Л:  -  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Самоконтроль

24

«Могучая кучка»

- определять понятия «композитор», «Исполнитель», «слушатель»

- определять главную роль каждого из создателей музыкального произведения

П: - логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно–художественной задачи

Л: - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Самоконтроль

25

Музыка С.С. Прокофьева

- узнает об образном мире произведений С.С. Прокофьева, о своеобразие его творчества

- формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

26

Обобщающий урок по разделу «Можем ли мы увидеть музыку»

- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность- применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением

Р: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

К: - слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Л: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Взаимоконтроль

4.                                                                             Можем ли мы услышать живопись (9 ч.)

27

Можем ли мы услышать живопись

- научится находить общее и различное между музыкой и живописью.

- научится слышать музыку в живописи

П: - участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств музыкальных произведений;

Р: - контролировать и корректировать свою работу;

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

Л:  -  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Самоконтроль

28

Образ Матери-Родины

- научится любить и уважать Родину, образ которой воплощен в различных произведениях искусства.

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Л:-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимание ее значимости в мировом музыкальном процессе

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

П:-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

29

Симфоническая картина

- определять жанр симфоническая поэма

- выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи.

П: - логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно–художественной задачи

Л: - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Взаимоконтроль

30

Колокольный звон Р.к.

Творчество П.Чисталева

- узнает историю появления колокольного звона, виды и их значение. 

 -научится сопоставлять музыкальные образы с образами изобразительного искусства.

Л:-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимание ее значимости в мировом музыкальном процессе

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

П:-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

К: - понимать сходство и различие русской и коми музыки

Взаимоконтроль

31-32

Хоровая поэма

 -узнает основные понятия жанра

 -уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

П: - логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно–художественной задачи

Л: - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Взаимоконтроль

33-34

Балет

 -узнает основные понятия жанра

 -узнать историю развития балетного искусства.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Взаимоконтроль

35

Обобщающий урок по разделу «Можем ли мы услышать живопись»

- применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств музыкальных произведений;

Р: - контролировать и корректировать свою работу;

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

Л:  -  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Самоконтроль

6 класс

Тематическое планирование

№  

п/п

Название раздела

Количество часов

Практическая часть

РК

1

Преобразующая сила музыки

17

2

2

В чём сила музыки?

18

Итого

35

2

Календарно-тематическое планирование

по музыке (35 часов)

6 класс

 «Школа 2100»

№ раздела

№ урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Универсальные учебные действия

1.

«Преобразующая сила музыки» (17 ч.)

1

Утро школьное – здравствуй!

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека

 Выявлять особенности воплощения литературного текста в музыке.

Л:-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимание ее значимости в мировом музыкальном процессе

Р: - принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

П:-обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

К: - понимать сходство и различие композиторской и народной музыки

Самоконтроль

2-3

Жизнь - источник музыки 

Воспринимать и сопоставлять  художественно-образное содержание произведений

Осуществлять поиск музыкально-справочной информации

П: - пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Р: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Л: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных жанров

К: - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

Взаимоконтроль

4-5

Воздействующая сила музыки

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

6-7

Воздействие песни на человека. Коми край мой северный 

Выявлять  возможности эмоционального воздействия песни на человека.

Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

П: - применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л: - эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально – эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Самоконтроль

8-9

Отражение жизненных событий в музыке

Осознавать значение истории в музыке и жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве

П:  - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Р: - прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении

Л: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

К: - приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально – исполнительской деятельности.

Взаимоконтроль

10

Воздействие песни на международное движение.

Выявлять  возможности эмоционального воздействия песни на человека.

Определять роль музыки в жизни человека

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

11-12

Музыка, зовущая на борьбу.

Выявлять  возможности эмоционального воздействия песни на человека.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

П: - применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л: - эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально – эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Самоконтроль

13-14

Героическая музыка Бетховена

Определять характерные черты произведений Бетховена

Осваивать отдельные образцы западноевропейской музыки

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и

взаимоконтроль

15-15

Величественная музыка Баха

Определять характерные черты произведений Баха.Узнает, что такое полифония.

Сравнивать стили различных композиторов

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

самоконтроль

17

Обобщающий урок по разделу «Преобразующая сила музыки»

- применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л: - эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально – эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

взаимоконтроль

2. В чём сила музыки?(18 ч.)

18-19

М.И. Глинка «Жизнь за царя»

Формировать представление о художественной картине мира.

Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

20-22

Сюита Баха.

Узнает основные понятия жанра

Узнать историю развития сюиты в разных странах.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

23-24

Музыка Моцарта

Определять характерные черты произведений Моцарта

определять, как музыка

способна пробудить в

человеке зрительные

образы.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

25-26

Действительность, отражённая в музыке

Узнает о связи музыки и истории.

Научится эмоционально

откликаться на звучание

музыки.

Сравнивать,

анализировать,

сопоставлять. музыку и другие виды искусства

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

27-28

Использование народных песен в творчестве композиторов

Узнает о связи классической и народной музыки, о народности русской композиторской музыки.

Научиться слышать фрагменты народных песен в творчестве композиторов.

П: - участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств музыкальных произведений;

Р: - контролировать и корректировать свою работу;

К: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

Л:  -  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Самоконтроль

29-30

Природа в музыке. Природа в музыке Коми композиторов.

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Понять, как связь музыки и природы

проявляет себя

Слушая

музыку, мы можем

мысленно увидеть то, о

чем музыка

рассказывает, только

тогда, когда наши

зрительные

представления будут

возникать из самой

музыки.

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Самоконтроль

31-32

Король вальса- Штраус

Познакомится с творчеством Штрауса  и историей развития вальса в разных странах

Овладеть

художественными

умениями и навыками в

процессе продуктивной

музыкально-творческой

деятельности

, включать

образное мышление,

творческое воображение;

П: - обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

Л:- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

К: - слушать собеседника и вести диалог

Взаимоконтроль

33-34

Музыка света, радости, счастья.

Размышлять о взаимодействии между музыкой, литературой и живописью. Выражать свои суждения.

Уметь сравнивать, проводить

параллель, сопоставлять,

находить общее и

отличное

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Самоконтроль

35

Обобщающий урок по теме раздела «В чём сила музыки?»

применять полученные знания

- обобщать

полученные

знания, делать

выводы, выделять

главное.

П: - адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения

Р: - выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

К: - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно – художественной задачи

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...