Воспитание нравственной личности на уроках музыкального искусства
статья по музыке на тему

Ляшенко Елена николаевна

Обобщение профессионального опыта учителя музыки за 2012 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_2012g.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

учитель музыки МБОУ СОШ № 27

 города Ставрополя,

Ляшенко Елена Николаевна

г. Ставрополь, 2012 г.

На протяжении ряда лет я работаю над темой «Воспитание нравственной  личности на уроках музыкального искусства».

Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

В своей работе я опираюсь на программу «Музыка» для 1-8 классов основной школы, разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского, которая нацеливает  меня на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их духовной культуры.

Работая  уже несколько лет по программе Д. Кабалевского, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода, «сверхзадача» в школьных занятиях музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое планирование. Творчески подходя к программе, я ни в коем случае не разрушаю ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. При этом из различных видов учебной деятельности в каждом случае избираются наиболее необходимые, и все они связываются в единый тематический узел. Отдельные произведения, мои комментарии и вопросы, ответы учащихся – все что происходит на уроке, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи.

В программе Кабалевского используются направления музыкального развития учащихся 1-8 классов, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство» (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классики и современной музыки, обновленный песенный репертуар). Программа под редакцией Д. Б. Кабалевского предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий – это слушание музыки и размышления о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, импровизация, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, рисунках, расширяет возможности участия детей в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию. Раздел программы «Примерный музыкальный материал» включает дополнительный музыкальный материал, соответствующий учебным темам и отвечающий таким критериям, как художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность..Так же кроме музыкального материала, в программу включены произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись¸  скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогают мне работать по воспитанию нравственности у школьников. 

На своих уроках изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

  • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • Развитие музыкальности (музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения)
  • Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. Особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальном музицировании, импровизации, драматизации музыкальных произведений;
  • Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В результате изучения предмета я стараюсь научить ребенка:

  • понимать специфику музыки, как вида искусства;
  • понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • знать основные формы музыки;
  • знать характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • знать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • знать имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей.

В своей педагогической деятельности стараюсь научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • певческого и музыкального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.) выражение своих личный музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности

Одна из важнейших линий в моей работе – это тематическое построение программы (приложение). Тематическое построение программы дает мне два существенных преимущества. Во-первых, я получаю возможность «свободно маневрировать» в рамках четвертной программы и программы всего года, не выходя за пределы основных тем. Во-вторых, я вооружаюсь «тематическим компасом», который помогает мне ясно видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудных задач в области эстетического установления критерия требований к учащимся.

Это  свободное маневрирование» при ориентации на «тематический компас» дает мне не только возможность улучшить учебно-воспитательный процесс в целом, но, прежде всего, помогает в решении одной важнейшей задачи музыкального образования в школе – творческого  развития учащихся.

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мною. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающие именно творческую жилку в ребенке. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности:

Слушание музыки

         (Личностно – окрашенное эмоциональное восприятие и оценка изучаемых образов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.)

Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой.

Общение

Для предмета «музыка» общение - одно из центральных понятий. Это взаимодействие учителя и учеников, имеющее эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить, как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Размышления детей на уроках музыки – это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Пение.

        (Хоровое, ансамблевое, сольное. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений, в поисках вариантов их исполнительской трактовки.)

        Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности проходит в процессе накопления и «проживания» ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная тренировка которых и дает новое качество – развитие их как творческой культуры и духовной личности. Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведение уроков – концертов. Детям нравится такая форма. Мы приглашаем родителей, учителей стать очевидцами совместного творчества.

Инструментальное музицирование.

        (Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.)

        Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, я опираюсь на следующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция, учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения и помогает найти ученику прием исполнения.

        Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсит жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувства ритма. Тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Драматизация музыкальных произведений.

        Создание художественного замысла и воплощение  содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения происходит во время подготовки школьных концертов, внеклассных мероприятий. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, выступать перед публикой, интересно проводить время. Для многих этот вид деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания.

Музыка и современные технологии.

        Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

        Задача не только урока музыки, но и школы – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки – импульс для достижения этих целей.

Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ № 27 города Ставрополя,

Ляшенко Елена Николаевна

Практические рекомендации для наиболее успешного нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;

2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.

3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

4. Проводить музыкально-обрядовые игры..

5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.

Музыка занимает особое место в воспитании нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межкультурной коммуникации и вовлечение учащихся международные проекты- необходимое условие воспитания нравственной личности.

Развитие кругозора, осознание своего места в мире, который становится все более «тесным», выдвигают требования межкультурной интеграции. Владение иностранным языком является тем необходимым условием, ...

Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...

Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  прони...

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств

В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...