Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx21.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (2-й час)

Цель урока:  сформировать у детей понятие о взаимодействии музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Задачи:

- вызвать интерес к особенностям классицизма и романтизма в музыке;

- познакомить с фактами  из жизни В. Моцарта;

- сформулировать понимание специфики жанра реквием;

- побудить к определению значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: ф-но, проигрыватель, DVD-проигрыватель, магнитофон.

Виды контроля: устный.

Репертуар:

  • «Волшебный смычок» норвежская народная песня.
  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
  • Реквием  «Лакримоза» В.-А. Моцарт

Сценарий урока

Вход в класс.

 Музыкальное приветствие.

На прошлом уроке мы знакомились с музыкальными произведениями, которые нашли отражение в произведениях литературного искусства, а именно в творчестве поэтов. Познакомились с направлением музыки - романтизмом. И с музыкой польского композитора Фридерика Шопена. Сегодня мы продолжим разговор  о музыке и литературе. Кто помнит, в какую эпоху писал Шопен?

В эпоху романтизма.

Что характерно для этого направления музыки?

Выражение чувств и душевных переживаний.

Во все времена люди стремились зафиксировать свои знания. В литературе для этого пользуются буквами, а в музыке?

Нотами.

Назовите все ноты по порядку.

А теперь попробуем их спеть. (распевка).

Определите о каком произведении сейчас пойдет речь?

Играю мелодию песни «Волшебный смычок».

Как называется это произведение?

Исполняем песню:

- внимание на одновременное начало песни;

- внимание на дыхание;

- внимание на дикцию и артикуляцию;

- внимание на текст (доучиваем слова 3 куплета);

- внимание на характер исполнения.

Что стало основой этого произведения?

Стихотворение о музыке.

Действительно, в стихотворении рассказывается о музыканте, который отказался обменять свой инструмент на амбар хлеба. Как вы думаете, почему?

Приведите примеры литературных произведений, в которых тоже упоминается или звучит музыка.

Дети показывают домашнее задание.

Сегодня на уроке у нас литературное произведение - рассказ.

Слушание в записи рассказа  К. Паустовского  «Старый повар».

Какое главное действующее лицо в этом рассказе?

Кто из композиторов упоминается в рассказе?

Что общего в литературном и музыкальном произведениях?

Какую основную мысль выразил писатель?

Какие образы показал гость в своей музыке?

Какие музыкальные средства помогли почувствовать это настроение?

Сведения из биографии Моцарта.

27 января 1756 родился в Зальцбурге ( Австрия)

Видеосюжет о Моцарте…(начало письма музыки)

1761 сочиняет первые произведения – Менуэт и Трио

1762 путешествие с отцом и сестрой по Европе

1773 начинает печатать свои сочинения

1779 стал придворным органистом в Зальцбурге

1781 переезжает в Вену

В этот период времени Моцарт писал очень много музыки развлекательного характера.

Слушание  фрагмента «Маленькой ночной серенады» В.Моцарта.

Во времена композитора  ныне столь известная серенада служила бы просто прекрасным послеобеденным развлечением. Лёгкость и ловкость изложения подчеркивает, что это не драматическая история, а не более  чем беззаботная прелестная музыкальная шутка. Написано это произведение в форме РОНДО.

Рондо (от итальянского – круг) – это форма музыки, в которой мелодия, чередуясь с новыми музыкальными эпизодами, повторяется много раз.

Повторное прослушивание. В соответствии с формой произведения,

покажите рукой момент, где начинается повтор основной мелодии.

5 декабря 1791 умер в Вене.

Незадолго до смерти в жизни Моцарта произошёл загадочный случай. К нему поздно вечером пришёл незнакомец и заказал музыкальное произведение  «Реквием».

Реквием (в переводе с латинского – покой) - это траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное произведение для солистов, хора и оркестра.

Сейчас мы услышим самый трогательный фрагмент из «Реквиема». «Лакримоза» - «День исполненный слёз».

Обратите внимание на движение мелодии и состав исполнителей.

Какой состав исполнителей участвует в этом произведении?  (хор, оркестр)

Дайте характеристику прозвучавшей музыки:

-определяем средства музыкальной выразительности;

- определяем характер музыки;

- формулируем  музыкальный  образ  произведения.

В каком веке Моцарт  писал музыку?

Чем его музыка отличается от музыки Ф. Шопена? Что по – другому?

В конце 18 века. В эпоху классицизма.

Классицизм – это течение в художественной культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, воплощали общественно-этические идеалы современности.

Определите особенности музыкальных произведений этих композиторов.

На доске

Моцарт        -        Шопен

Назовите основные особенности романтического стиля. Классического. Все ответы фиксируем на доске – определяем особенности музыкальных стилей.

А сейчас мы попробуем на слух узнать в какую эпоху была написана музыка. Я включаю фрагмент музыкального произведения, а вам надо назвать его автора: Ф.Шопен или В.Моцарт?

Тестирование по пройденному материалу…

В каком городе родился Моцарт?

1.        Зальцбург

2.        Вена

3.        Париж

Назовите жанр вокальной музыки, в исполнении которого участвуют хор и оркестр,  в переводе с латинского значит покой.

1.        Сюита

2.        Реквием

3.        Баллада

В каком музыкальном направлении уделяли внимание выражению душевных переживаний?

1.        Классицизм

2.Романтизм

Что характерно для классической музыки?

1.        Нагромождение созвучий и обилие украшений.

2.        Строгость формы и ясность гармонии.

Обобщение урока:

 С каким новым вокальным жанром мы познакомились? (Реквием)

Связь каких видов искусств мы рассматривали на сегодняшнем уроке? (музыка и литература)

Творчество  каких композиторов мы рассматривали?

Подумайте, почему поэты и писатели рассказывали в своих произведениях о музыке и музыкантах?

Оценивание работы учащихся.

Музыкальное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Урок по программе Г.П. Сергеевой в 5 классе, который расширяет представление учащихся о творчестве композитора В.А.Моцарта....

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Конспект урока

Конспект урока по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь", 5 класс, приложение к презентации. Урок - исследование...

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах....


 

Комментарии

Тарасова Надежда Николаевна

Очень понравился Ваш конспект. Урок познавательный, содержательный. Интересный материал. Разработка не только даёт знания, но и в конце урока итоговые вопросы, которые проверяют ребят на то, как усвоен материал. Спасибо за Ваш труд!

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Спасибо за комментарий, Надежда Николаевна! Приятно, когда коллеги оценивают твой труд. Буду рада, если вам пригодится.