Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Попова Наталья Станиславовна

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx22.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Табл № 1

Авторы,  разработчики:

Учебник  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка».

Предмет

 Музыка

Класс

 5

Цель урока

Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Задачи

  • Обучающие:
  • формирование умения анализировать, сравнивать  музыкальные и литературные произведения;
  • развитие чувства художественного слова;
  • знакомство с новыми произведениями искусства;
  • расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.
  • Развивающие:
  • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
  • развитие исследовательских способностей;
  • развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
  • развитие образного мышления.
  • Воспитательные:
  • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,
  • определение значимости роли музыки в жизни человека;
  • воспитание чувства любви к Родине;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Тип урока

 Комбинированный урок.

Тема

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Оборудование

Компьютер, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видео ряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.

Табл № 2 Планируемый результат

Предметные умения:

      1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

      2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

      3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения  зарубежной классики.

 Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

 Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;

  Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.

Табл. № 3 Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

 - Учебник;

- Тетрадь;

- Фонохрестоматия;

- Компьютерная презентация материала.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

3

4

5

1.

1 этап – Мотивационный

-Здравствуйте, ребята! В этом году у нас очень интересные темы: «Связь музыки с разными видами искусства». В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы. Наша задача исследовать, что объединяет эти два вида искусства?
– Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.
– Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?
– Это русский композитор?
– Почему вы так решили?
– О чем это музыкальное произведение?

– Как он относится к Родине?

– Кто исполнил это произведение?
– Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта. Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.

Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова. Просмотр видео ряда.

Варианты ответов учащихся.

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока

2

2 этап - Осмысления новой информации

Сообщение: биография Свиридова В.В.

-Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт.

-Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.

– Вы догадались – это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта?
– Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят  произведений написано на стихи Есенина у Г.В.Свиридова.
Сегодня мы послушаем вторую часть из  «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Эпиграфом к поэме Свиридов выбрал стихи Есенина: «…более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».
– Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр? 
– Что это за жанр этого музыкального произведения?
– Поэма – это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей.  Вторая часть «Поет зима – аукает!».
– Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово –  «поет».
– Знакомо ли вам это стихотворение?
– Попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы стали композиторами?
– Наверно, стоит начать с внимательного прочтения текста. С «вслушивания» в него. О Свиридове говорили: «Он обладает абсолютным поэтическим слухом».

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Работа с текстом. <Приложение № 1>.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…

У. –  Какая музыка будет созвучна этим строчкам? … (Зима – образ богатырской силы, мужества, «стозвон» – звон колокола.Это – символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике.

Учащиеся предлагают варианты, например:

Характер – тревожный, решительный
Лад – минор
Темп – умеренный
Динамика – яркая.
Мелодия – скачки, нет плавности

У. – …Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…

 – Будет ли изменяться музыка? Как?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Характер – решительный, но более спокойный
Лад – минор
Динамика – яркая
Мелодия – более распевная.

У. –

…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

У. – Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?

Варианты учащихся, например:

Темп – более быстрый
Лад – минор
Мелодия –  развитая, с изгибами, более плавная
Ритм – четкий.

У. –

…Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…

У. – Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»?

Варианты учащихся, например:

Характер – более мягкий
Динамика – тихая, не громко
Мелодия – без скачков, протяжная
Темп – спокойнее.

У. –

…А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

– Как изменяются образы, как изменяется их характер?

Варианты учащихся, например:

Ритм – четкий
Характер – жесткий, тревожный
Мелодия – решительная
Динамика – яркая, звучит громко
Темп – быстрый.

У. –

…И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна, красавица весна.

У. – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?

Варианты ответов учащихся, например:

Темп – спокойный
Динамика – тихая
Ритм – менее четкий
Лад – мажор.

У. – Музыка постоянно изменяется. Как? 
У-ся – (Контрастно).  От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.
У. – Кто будет исполнять? 
У-ся – (Смешанный хор)
У. – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?

Ответы на вопросы учителя.

Называют поэта.

Работа с текстом. Предлагают варианты ответов.

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

Учатся слушать  и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать;

действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный  образ?
– Какие средства вы знаете?

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Работа с текстом. 

– Музыка постоянно изменяется. Как? 
– Кто будет исполнять? 
– Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?

3

3 этап - Включение в систему знаний и повторение

Анализ произведений:  Вторая часть «Поет зима – аукает» В.В. Свиридова; рассказ «Слово о мастере» В.П.Астафьев.

-Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.

Слушание второй части «Поет зима – аукает», слова Свиридова. Анализируют, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся определять интонационное сходство, единство средств выразительности двух видов искусства.

4

4 этап  - Рефлексия

– Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений  из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

Удрас А.Ф.

– Основная тема  произведений  – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям…
– Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.

Ответы на вопросы. Самоанализ.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование  самооценки, самоуважения




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

       Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г...

Тема урока : Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель:   Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...

Презентация к уроку " Писатели и поэты о музыке и музыкантах "

Цель:   Выявить общие черты  связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...

Технологическая карта урока " Гармонии задумчивый поэт"

Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с вос...