Технологическая карта урока " Гармонии задумчивый поэт"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Мария Александровна Дашкина

Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов, на примере творчества Ф.Шопена.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна

ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район

Предмет: музыка

УМК:Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения:

 наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Образовательные технологии:

 технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)

 элементы технологии критического мышления (кроссворд«Шопен»)

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

“Открытие” новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе)

Практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Практические методы (кроссворд «Шопен»)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Домашнее задание

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, в малых группах, индивидуальная. 

Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура,

Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.

Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.

Методическое обеспечение, ресурсы: фрагменты произведений : Полонез ля мажор, мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор, вальс си минор.

Тема года

(тема раздела)

Музыка и литература

Тема урока

Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен

Художественно

-педагогическая идея урока

Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов, на примере творчества Ф.Шопена.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление связи между эмоциональным состоянием и творчеством композитора

Создание условий для формирования представления о творчестве и стиле Ф.Шопена

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Познакомиться с жизнью композитора

2.Прослушать примеры музыкальных произведений

3.Выявить отличительные особенности

 4.Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения своих чувств и мыслей

5.Разгадать кроссворд        

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  •  формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов
  •  выражению личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.
  • Выявление общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД)и формированию:

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  •  информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
  •  коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
  •  рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе)

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • расширить представления учащихся о жизни и творчестве Шопена.
  • Ознакомиться с понятиями: прелюдия, этюд, мазурка, баллада.
  • Научиться проявлять чувства, откликаться на характер музыки.
  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно-коммуникационных технологий);
  •  способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

1 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность.

-Мы изучаем раздел под названием « Музыка и литература». Этот раздел очень обширен и продолжается темами « Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт»

Приветствуют учителя.

Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение темы о музыкальных жанрах зарубежных композиторах.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);

Личностные (интерес к

К творчеству композитора,мотивация к обучению)

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)

5 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация « Писатели и поэты о музыке и музыкантах»), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Слушают учителя,вступают в диалог,отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания,погружаются в тему.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем);

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

5 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Подводит учащихся к формулированию темы урока:

-Многим композиторам приходилось жить на чужбине. Фридерик  Шопен всю свою недолгую жизнь (39 лет) прожил и умер во Франции. Но поляки похоронили его сердце в Польше, в костле  Святого Креста. Они чтят и помнят своего земляка. Давайте вспомним какую музыку писал Шопен? Какой был его любимый музыкальный инструмент?

Предлагаю игру ассоциации на тему Шопена, называйте слова, которые могут быть связаны с этим именем.

1. Заслушивают изречения, предложенные учителем.

2.Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.

3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Активизируют имеющиеся знания,  погружаются в тему

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

27 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение),

-Предлагает учащимся прочитать стихи о музыке Шопена

-Предлагает вспомнить историю его жизни.

-Предлагает послушать полонез ля мажор и определить с каким периодом в жизни связана эта музыка.

-Какие интонации в музыке вы услышали?( Героические, приподнято-торжественные, призывные.)

-Как звучит мелодия? (Решительно, уверенно, как  пламенная речь оратора)

-Какой ритм в полонезе Шопена? (Пунктирный)

Слушают вальс ми минор ,размышляют о музыке.

-Шопен также сочинял мазурки. Мазурка- старинный польский танец. Слушают мазурку ля минор.

-Что можно сказать о мелодии мазурки?

-Какими чувствами исполнена мелодия мазурки? (на доске- задумчиво, мечтательно, как воспоминание, грустно, проникновенно, ,поэтично, сердечно, лирично.)

-Познакомимся еще с такими жанрами как прелюдия, этюд. Прелюдия означает вступление, но у Шопена эти миниатюрные ,законченные пьесы.

Этюд означает  пьеса виртуозного характера. Шопен был великим пианистом, в своих этюдах он создавал яркие, красочные образы. Послушаем одни из них.

Что можно сказать о музыке ,характере, средствах выразительности?

-Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы

-Анализируют музыкальные фрагменты

-Сопоставляют выразительные особенности языка музыки,

-Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Расширение представления о жизни и творчестве Шопена.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса.

познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов.

  1. Первичное закрепление

5 мин.

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики

Технологии: элементы технологии критического мышления (кроссворд )

-на основе полученных знаний предлагает учащимся индивидуально выполнить задание в виде кроссворда на тему творчества Шопена.

-Делают выводы о неповторимом, узнаваемом стиле Шопена

-Выражают своё мнение в виде творческой работы

Расширение представления о стиле в творчестве Шопена.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах);

познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

  1. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

1 мин.

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии).

1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.

Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

 Заполняют лист рефлексии:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Я почувствовал, что… Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);

личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

  1. Домашнее задание

1 мин.

Составить впечатление об одном произведении Шопена на выбор.

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученного материала

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Разгадать кроссворд

  1. Имя композитора Шопена
  2. В какой стране родился Шопен
  3. Быстрый, польский, народный танец
  4. Пьеса для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте
  5. Торжественный польский танец-шествие
  6. Пьеса ,переводится как « подготовка»
  7. Семейство чёрных и белых клавиш
  8. Пьеса, в основу которого положена легенда, предание.
  9. Небольшая пьеса лирического содержания, переводится как «ночной»
  10. Направление 19 века в искусстве, отражает чувства, внутренний мир человека

1Ф

2

О

3

Р

4

Т

5

Е

6П

7

И

8

А

9Н

10

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...

"Гармонии задумчивый поэт" презентация к уроку музыки в 5 классе

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"

Презентация составлена к уроку в 5 классе по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской  "Гармонии задумчивый поэт" и посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Ф.Шопена....

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Гармонии задумчивый поэт"

На данном уроке продолжаетс знакомство учащихся с творчетвом польского копозитора Ф.Шопена. На уроке активизируется  воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и по...

Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).

Тема:  Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...