Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Гармонии задумчивый поэт"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Резвых Марина Александровна

На данном уроке продолжаетс знакомство учащихся с творчетвом польского копозитора Ф.Шопена. На уроке активизируется  воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок музыки в 5 классе29.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Название урока: «Гармонии задумчивый поэт»

Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль  и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Ход урока:

Организационный момент.

   - Здравствуйте, ребята!

Вслушайся, весь мир поет,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство?  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение,  новые впечатления и открытия.

А сейчас, дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока:

Слайд№1.

Мне снилась музыка... Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.

Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

Слайд№2.

Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить».

"Музыка,  может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка?

 Только ли ради развлечения и удовольствия?

А вот советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

3. Изучение нового материала.  Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушайте  и подумайте -  о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Слайд№3.

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной -

Все это Фредерик Шопен. (Владимир Шостак)

 

Слайд№4.

Не грусти – иная перемена

Отзовётся омутом в мозгах.

Золотая музыка Шопена

Тайною звучит на небесах.

Золотая музыка Шопена

Много лучше всяких перемен.

В жизни часто побеждает пена,

Надо чтобы побеждал Шопен. (Александр Балтин)

 

Сегодня мы окунёмся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена.

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Так и будет называться наш сегодняшний урок. Записываем в тетради число и тему урока.

Слайд№5.

Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано».

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).

Слайд№6.

Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя.

Слайд№7

Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провёл со своими   тремя сёстрами и родителями, было счастливое.

Слайд№8

 Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил своё первое музыкальное произведение – «Полонез».

Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена - педагог и композитор Юзеф Эльнер  сказал, что у его ученика необыкновенные музыкальные способности.

Слайд№9

Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

Слайд№10

Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении «Горсть земли»:

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

 Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

Сейчас мы   послушаем  один из   вальсов Ф.Шопена. Его вальсы очень нежны и лиричны.

Что такое Вальс? (Вальс – бальный танец.)

Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена.

Слайд№11

Слушание  «Вальс №7» Ф.Шопена.

 Какой был характер  музыки Вальса? (ответы учащихся)

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного   вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Слайд№12

  «ВАЛЬС»

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве. (Лев Озеров)

Ещё один жанр инструментальной музыки, к которой обращался композитор -

Прелюдия.

Слайд№13

(Записываем определение в тетрадь). Прелюдия  – это короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Учитель читает:

Все прелюдии Шопена -

Это небо, солнце, ветер,

В чашах скал морская пена,

Росы в травах на рассвете,

Ароматная истома

От жасмина и сирени,

Сердца стук и крыша дома,

В очаге - огня горенье,

 Свист меча в кромешной битве,

От души, не в искупленье -

В благодарственной молитве

Преклонённые колени,

Возвращение из плена

Горней грёзы к новой выси...

Все прелюдии Шопена -

Светочувства, цветомысл. (Валерий Стангрит)

Послушаем «Прелюдие №7» Ф.Шопена

Слушание « Прелюдия №7» Ф.Шопена.

Какое настроение в данном произведении?

Ещё к одному жанру музыкального  произведения   мы сегодня обратимся – это Этюд.

(записываем определение в тетрадь)

Слайд№14

Этюд — инструментальная пьеса,   небольшого объёма,  предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Слушание « Этюд №12 . Революционный» Ф.Шопена (фрагмент).

Какой характер музыки в данном произведении?

Слайд№15

Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.  Гений композитора принадлежит всему миру.

Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

 Слайд№16

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы. Петербурга,

Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.

И где б я ни был, как ни волновался,

Какой бы жребий не избрал земной, -

Царит ли полонез, скользит ли вальс,

Ликует ли мазурка - ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.(Лев Озеров)

 Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых  названий музыкальных произведений. Слушая Шопена, какие чувства вы испытали?  Выразите свои мысли, впечатления об услышанной музыки в синквейне.(одно подлежащее, два прилагательных, три глагола и завершает одно ёмкое слово, отражающее мысль)

Ответы учащихся.

Слайд№17

Во все времена поэты ищут вдохновение в музыке любимых ими композиторов. Под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Сегодня на уроке мы это с вами проследили на примере творчества польского композитора Ф.Шопена и прекрасных поэтических строк разных поэтов, которые были написаны под впечатление от прослушанной музыки  этого композитора.

Музыка всегда обладала волшебной силой. Об этом новая песня нашего урока.

 

Вокально-хоровая работа:

1) распевка;

2) разбор песни «Волшебный смычок» (норвежская народ.песня)

Слайд№18

 Сейчас я предлагаю вам написать мини-эссе( 5- 6предложений):  

1.Что запомнилось или понравилось на уроке?

2.Какие чувства пробудила в вас музыка Ф.Шопена?

 

4. Рефлексия.  

5. Домашнее задание: Найти стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах.

Слайд№19.

Наш сегодняшний урок мне хочется закончить словами:

 Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

                                 Д. Бочаров

Используемые источники: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012

sozvezdieoriona.rugarmonii_zadumchivyj_poeht

festival.1september.ruarticles/611029/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...

"Гармонии задумчивый поэт" презентация к уроку музыки в 5 классе

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"...

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Гармонии задумчивый поэт"

Презентация составлена к уроку в 5 классе по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской  "Гармонии задумчивый поэт" и посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Ф.Шопена....

Конспект урока по родному (нанайскому языку) в 5 классе по теме "Гармония гласных"

Материалы к уроку родного (нанайского) языка в помощь учителям родного (нанайского) языка в 5 классе по теме "Гармония гласных"...

Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Гармония"

Данный конспект урока будет интересен преподавателям гуманитарно-эстетического цикла, которые работают над  углублением интереса учащихся к культуре своего поселка, города, региона. На примере ис...

Технологическая карта урока " Гармонии задумчивый поэт"

Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с вос...