ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
статья по музыке на тему

Карпунина Елизавета Дмитриевна

Творчество обучающегося связано с самостоятельными действиями. С умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.

Неоценимое значение в решении задач по формированию творчески самостоятельной личности обучающегося имеет обращение к музыке современных композиторов, сочиняющих для гитары. В ней заложены огромные возможности для воспитания творческого отношения обучающихся к окружающему миру.

Система образного мышления складывается в социальной среде, в процесс общения людей друг с другом и потому естественно можно ожидать, что каждая самобытная культура имеет свою музыкальную культуру, отличающуюся способами музыкального выражения и своими особенностями в мышлении. Музыкальное мышление как особый вид познания действительности отмечает роль не только интеллектуального, но и эмоционального  момента в содержании искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Преподаватель Карпунина Е.Д.

 г. Самара ГБОУ СПО Самарский социально - педагогический колледж

Нужно «ставить» не руки, а голову студента.

С. И. Савшинский

В современных условиях неизмеримо возросло значение развития эстетического вкуса, мыслительных способностей обучающихся, как одной из важнейших составных частей формирования творческой личности.  

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремлённость, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого  воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Творчество обучающегося связано с самостоятельными действиями. С умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.

Неоценимое значение в решении задач по формированию творчески самостоятельной личности обучающегося имеет обращение к музыке современных композиторов, сочиняющих для гитары. В ней заложены огромные возможности для воспитания творческого отношения обучающихся к окружающему миру.

Система образного мышления складывается в социальной среде, в процесс общения людей друг с другом и потому естественно можно ожидать, что каждая самобытная культура имеет свою музыкальную культуру, отличающуюся способами музыкального выражения и своими особенностями в мышлении. Музыкальное мышление как особый вид познания действительности отмечает роль не только интеллектуального, но и эмоционального  момента в содержании искусства.

Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.

Интенсивное развитие мышления осуществляется при овладении обучающимся знаний:

  • о стиле композитора;
  • об исторической эпохе;
  • о музыкальном жанре;
  • о структуре произведения;
  • об особенностях музыкального языка;
  • о замысле композитора.

Эффективности развития интеллектуальных возможностей обучающегося способствует поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением (3 этапа):

1. Охват в целом его содержания, характера, логики развития музыкальной мысли (стиль, жанр, историческая эпоха). Рекомендуются: метод целостного анализа музыкального произведения, метод сравнительной характеристики, метод обобщения и метод историко-стилистической дедукции (жанр).

2. Пополнение знаний в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности через метод дифференцированного анализа.

  1. Эмоциональное восприятие музыкального произведения и воплощение его в звуковом образе. На этом этапе для более эффективного развития образного мышления обучающегося целесообразно систематически пополнять его знания в области смежных искусств. Рекомендуются: метод комплексного анализа исторической эпохи, метод словесной интерпретации художественного образа, метод художественного сравнения.

Поэтапная работа над музыкальным произведением интенсивно влияет на развитие профессионально-интеллектуальных качеств обучающихся и позволяет успешно осуществлять самостоятельное изучение музыкального материала.

На практике часто все три этапа идут одновременно.

Существует два основных метода работы с обучающимся в практике обучения музыкальному исполнительству:

  1. Показ, т.е. демонстрация того, как надо сыграть что-либо на инструменте (наглядно - иллюстративный метод).
  2. Словесное пояснение.

Когда центр тяжести в обучении смещается на развитие обучающегося, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала, максимально эффективным оказывается метод словесного пояснения.

Показ на инструменте может дать только непосредственный эмоциональный импульс  обучающемуся.

Вывод: определенная программа, заложенная в названии произведения, дала толчок творческому воображению обучающегося, ярко раскрыло его художественно – мыслительный потенциал.

В современной психологии  художественный образ рассматривается как единство трех начал– материального (мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр, фактура), духовного (настроения, ассоциации, различные образные видения) и логического (формальная организация музыкального произведения – его структура, последовательность частей).

Из этого следует, что структура произведения способствует раскрытию образного содержания музыки. Только при понимании и единстве всех этих начал музыкального образа в сознании исполнителя (слушателя) можно говорить о наличии подлинного музыкального мышления. Чувства, звучащая материя и ее логическая организация.

Начальным толчком для включения процессов мышления чаще оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся знания не соответствуют новым требованиям. Проблемные ситуации применительно к задачам музыкального обучения могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки:
  • выявить главное интонационное зерно;
  • определить на слух стиль произведения;
  • подобрать произведения живописи и литературы в соответствии с образным строем музыкального произведения;
  • найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других и т.п.
  1. Для развития навыков мышления в процессе исполнительства:

сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;

  • составить несколько исполнительских планов одного произведения;
  • исполнить одно и то же произведение с различной воображаемой оркестровкой и т.п.

Вывод: субъективный фактор исполнителя (редактора) накладывает свой отпечаток на понимание того или иного музыкального произведения.

Фундаментом развивающего обучения в современном обучении музыке являются следующие основные музыкально – педагогические принципы.

Принципы развивающего обучения музыке:

1.Увеличение объема используемого в учебной практике музыкального материала (расширение репертуара);

2.Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала;

3.Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством (общая интеллектуализация урока в музыкально – исполнительском классе);

4.Отход от пассивно – репродуктивных (подражательных) способов деятельности (побуждение обучающихся к активности, самостоятельности и творческой инициативе);

5.Внедрение современных технологий, в частности - информационных ;

6.Осознание педагогом главной стратегической задачи – обучающегося надо учить учиться.

Профессионально-развивающие формы работы

  • Чтение с листа (кратчайший путь в направлении общемузыкального развития обучающегося, максимум информации в минимум времени);
  • Эскизное разучивание музыкальных произведений (ведет к существенному увеличению прорабатываемого обучающимся музыкального материала).

Мышление музыканта при организации творческого процесса (от замысла до конкретного воплощения) должно быть сконцентрировано на следующих аспектах деятельности:

  • продумывание образного строя произведения;
  • обдумывание материальной ткани произведения;
  • нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте.

В структуре игровых движений всегда присутствуют два элемента – программирующий, связанный с формированием нужных представлений в головном мозге, и исполнительский, связанный с непосредственным выполнением движения.

Точность исполнительских действий напрямую связана с точностью и ясностью программ этих движений в сознании обучающегося (идеомоторный акт).

Необходимо соблюдать ряд условий при использовании идеомоторных образов:

1.Сначала необходимо сформировать движение в мысленном плане и только потом пытаться выполнить его в реальном действии. При неудаче вновь возвращаться к программирующей части.

2.Мысленные представления необходимо пропускать через двигательный аппарат, вызывая при этом соответствующие ощущения.

3.Точности выполнения движения помогает проговаривание его в громкой речи (не рекомендуется использовать слова с приставкой «не»)

4.Выполнение движения в идеомоторном плане надо начинать с      медленного темпа.

5.При выполнении движения в реальном плане следует сосредоточиться на конкретных действиях, которые должны привести к искомому результату (а не на общей успешности).

Хотелось бы закончить его словами известнейшего музыканта Г. Г. Нейгауза  «Тот, кто только переживает искусство, навсегда останется лишь любителем. Музыканту-профессионалу необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения».

Споры продолжаются и по сей день: интеллект или эмоции? Точка в этом вопросе не поставлена…



Предварительный просмотр:

ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА

Преподаватели: Карпунина Е.Д.

г. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

В условиях кардинальных перемен изменяются все основные элементы формирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и социальная жизнедеятельность).

В современном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественных формаций, утверждаются следующие тенденции:

1. Становление социального образования и социального воспитания;

2. Расширение круга социальных институтов воспитания (школа, гимназия, лицей, колледж; общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; Церковь; политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы);

3. Повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния на детей и подростков;

4. Увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых для них специальностей - социальных педагогов, социологов ит.д.

Эти и другие обстоятельства являются отражением социально-педагогической парадигмы воспитания. Необходимо отметить, что человеческая цивилизация вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Очевидно, что будущность России связана с её полиэтничностью. В России проживают 147 национальностей, которые имеют разное вероисповедание, собственную культуру, нередко сложную и драматичную историю. Это обуславливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией. И роль образования, а в более частном случае - образовательного учреждения, нельзя недооценивать. Все системы образования должны быть нацелены на конечный результат, который заключается в социальной адаптации, а в более широком плане - в социализации индивида. 

В научном плане, социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется термином - «этническая социализация», которая понимается как приобщение человека к его истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность.

Начнем, пожалуй, с истории. На территории Самарской области, по данным Всероссийской переписи 2001 года, проживают 102 тысячи чувашей. Чуваши в основном проживают в сельской местности, в области насчитывается более 100 населенных пунктов компактного проживания чувашского населения. На территории современного Поволжья чуваши, согласно историческим источникам, проживают, начиная с VI-VII в. нашей эры.

В те далекие времена чуваши назывались суварами, имели свою столицу - город Сувар, печатались свои монеты. Были и другие города: Биляр, Таяба и т.д. Булгары и сувары были близкими родственными племенами, позднее племя сувар входило в состав первого на территории Среднего Поволжья государственного образования Волжская Булгария. Даже во времена официального принятия в X веке нашей эры Волжской Булгарией ислама племя сувар под предводительством великого суварского князя Варыга сумело противостоять насильной исламизации и сохранить свою веру, язык, культуру, традиции и самобытные обычаи древней Волжской Булгарии. Это бесценное наследие чуваши сумели перенести через многие века. Как и все коренные народы Поволжья, чуваши богаты своей яркой самобытной культурой.

Колледж, как один из видов общеобразовательных учреждений, рассматривается как образовательный комплекс, образовательная среда, адекватная новым социальным требованиям. В связи с этим необходимы оптимальные условия организации воспитывающей среды с использованием различных педагогических технологий, психолого-педагогическим сопровождением и педагогическим мониторингом. Воспитательная концепция Самарского социально-педагогического колледжа не отметает опыта прошлого и берет из него то, что было позитивно и действенно ранее. В то же время ведется поиск новых путей в воспитании, что обусловлено задачами сегодняшнего дня. Под воспитанием педагогический коллектив понимает целенаправленный процесс создания условий для профессионального и личностного развития, самореализации и саморазвития обучающихся колледжа. Такими условиями в социально - педагогическом колледже являются:

1. Создание социально-культурной образовательной среды колледжа, способствующей становлению у обучающихся опыта творческой деятельности и эмоционально -нравственного ценностного отношения к социуму и самому себе.

2. Создание гибкой системы управления воспитательной деятельности колледжа, способствующей организации условий для творческого самовыражения личности.

Таким образом, обращение к национальной культуре, истории, традициям, ценностям, опыту, накопленному и проверенному временем, с целью определения путей дальнейшего развития общества, как нам кажется, вполне закономерно.

2013-2014 учебный год в рамках деятельности воспитательной системы колледжа объявлен в Самарском социально-педагогическом колледже годом фундамента государственности и патриотизма. Цель воспитательной работы создание специальных педагогических условий для профессионального и личностного развития, саморазвития и самореализации обучающихся колледжа, для присвоения ими общечеловеческих и национальных ценностей и формирования социальной и культурной компетенций.

Исторически сложившаяся система гармонического взаимодействия коренных этносов Поволжья сохраняется и в настоящее время. Активное содействие этому оказывает политика в области культуры. Плодотворному сотрудничеству колледжа и Самарского областного чувашского культурного общества «Пехиль» в этом году исполняется шесть лет. За эти годы достигнуто немало. В настоящее время при поддержке правительства Самарской области ежегодно проводятся национальные мероприятия, в том числе и чувашские. При организации и проведении этих мероприятий стала очевидной проблема нехватки, а порой и отсутствия музыкальных специалистов для работы в общеобразовательных школах и учреждениях культуры, расположенных в населенных пунктах компактного проживания чувашей. В связи с этим Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» обратилось к руководству Самарского социально-педагогического колледжа с просьбой наладить подготовку музыкальных специалистов.

Самарский социально-педагогический колледж - социальное образовательное учреждение, известно своими глубокими традициями. Далеко не каждое высшее учебное заведение может похвастаться такими преподавателями, профессионалами своего дела, материально-технической базой, и заботливым отношением преподавателей к своим обучающимся. Сегодня на музыкальном отделении колледжа учатся обучающиеся, знающие свой родной чувашский язык, из многих районов нашей губернии: Исаклинского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Нефтегорского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского, Шенталинского и города Самара, а также обучающиеся из соседней Республики Татарстан: Аксубаевского, Лениногорского, Нурлатского, Черемшанского районов. География расширяется. На музыкальном отделении на протяжении многих лет изучается чувашский фольклор.

Гордость колледжа - вокально-хореографический ансамбль «Шевле». Художественный руководитель этого уникального коллектива Ирина Александровна Голованова, хореограф Ольга Александровна Власенко, музыкальный руководитель Иван Федорович Данилин. Большую помощь ансамблю оказывают преподаватели Елизавета Дмитриевна Карпунина, Василий Кузьмич Жердев. В коллективе собрались люди творческие, неравнодушные. С первых же выступлений «Шевле» запомнился зрителю своей самобытностью, удивительной неповторимостью. В его репертуаре и народные песни, и современные эстрадные. В постановке танцев наблюдается бережное, трепетное отношение к народным традициям. Вокально-хореографический ансамбль «Шевле» - участник многих мероприятий города и области, является лауреатом Всероссийского фестиваля народного творчества «Родники России», ежегодно проводимого в столице Чувашской Республики — городе Чебоксары, победитель многих ежегодных региональных чувашских мероприятий: областной чувашский фольклорный фестиваль; областной чувашский эстрадный смотр-конкурс чувашских ансамблей песни и танца; областной смотр-конкурс «Играй, гармонь»; областная спартакиада и фольклорный смотр-конкурс, посвященные дню рождения просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, классика чувашской литературы К.В. Иванова, Дню чувашской письменности и традиционной встрече «Уяв»; областной национальный праздник «Акатуй»; олимпиада по чувашскому языку, литературе, этнической истории и элементам национальной культуры, посвященная дню рождения классика чувашской литературы Михаила Сеспеля.

Участвуя на этих массовых национальных мероприятиях, обучающиеся одновременно учатся их организовывать и проводить, приобщаются к традиционной народной культуре народов Поволжья, совершенствуют сценическое мастерство. В 2010 году ансамбль «Шевле» завоевал Гран- при на Международном конкурсе «Хрустальная пирамида» во Франции, городе Париже. Вокально-хореографический ансамбль «Шевле» успешно гастролирует в Самарской области. В планах ансамбля — побывать с концертами в соседних регионах: Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Оренбургская, Ульяновская области и т.д. Зритель привык видеть на сцене этот жизнерадостный, яркий, неповторимый ансамбль и ждет от него всегда чего-то нового, песни или танцы в их исполнении всегда зрелищны, удивительно запоминаемы; «Шевле» словно заряжает зрителя своей легкостью.

Костюмы для ансамбля шьются у заслуженного художника Чувашской Республики, народного умельца Чувашской Республики, члена Союза художников Российской Федерации Татьяны Ивановны Петровой. К сожалению, богатейшая чувашская музыкальная культура мало известна даже профессиональным музыкантам. Вообще «запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, да и истощается он с все прогрессирующей скоростью. Чтобы сохранить и восстановить этот «запас», необходимый для воспитания нравственного и духовного здоровья человека, надо искать, творить и создавать, опираясь на фольклор и обрядовые традиции. Именно этими причинами обусловлено создание чувашского ансамбля «Шевле».

На музыкально-педагогическое отделение колледжа, благодаря деятельности культурного центра чувашской диаспоры, приходят получить образование молодые чуваши. Необходимо отметить, что несмотря на недостаток профессионального образования, некоторые из этих молодых людей выступали на сцене. С одной стороны это является положительным моментом, т.к. у них имеется сценический опыт; с другой стороны, отсутствие навыка грамотной работы с музыкальным текстом влечет за собой небрежность, неточность интонирования, форсировку звука, использование однорегистрового пения. Но это компенсируется их желанием учиться и любовью к своей народной музыке.

Чувашская народная музыка имеет свои национальные особенности. Прежде всего, это: пентатоника, особая ритмика, переменно-смешанные сложные размеры (отсюда несимметричность, синкопы), преимущественное движение сверху вниз небольшими скачками, короткие распевы на 2-3 звука и т.д. Но певцы, с детских лет находящиеся в атмосфере народной музыки, достаточно легко преодолевают подобные трудности. Воспринять, почувствовать этническое ядро, интонацию чувашской музыки можно исполняя ее традиционно в бытовавших в прошлом и сейчас бытующих способах - вариационно, с импровизацией, в движении. 

Выступления ансамбля представляют собой мини спектакли, где жанровые сценки сменяются танцами, сольными номерами, дуэтами, хоровыми номерами. Необыкновенно обогащают впечатление от выступления ансамбля великолепные белые костюмы, украшенные яркой национальной вышивкой. Хочется надеяться, что обучающиеся, с огромным удовольствием занимающиеся в ансамбле, получат большой запас умений и энергетики, которые пригодится им в их дальнейшей работе с детьми. Своим творчеством они подтверждают, что поколения не уходят бесследно - остается накопленный опыт, традиции, язык, литература, музыка. Обращение к народным корням обогащает духовную жизнь молодого поколения, делая его чище и сильнее. Наша задача - бережно сохранить созданное народом искусство, т.к. в нем отразилась совесть нации, ее философия и гуманизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»

Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...

Активизация восприятия музыки как основа музыкального воспитания младших школьников

Формирования активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоци...

"Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"

Статья "Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе – учить основам слухового восприятия музыки.Во...

Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественн...

Система работы по развитию эстетического вкуса обучающихся с нарушением зрения

Личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становл...

Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки

О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь....

Воспитание экологической культуры обучающихся на основе изучения мира птиц.

Только непосредственное наблюдение за природой позволит выработать у детей экологическую жизненную позицию, позволяющую ценить Природу, уважать жизнь во всех её проявлениях; находясь на ответств...