Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Есипова Елена Анатольевна

Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Используется музыкальный материал: П.И.Чайковский. Симфония «1812год»; М.П.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И.Бородин. Опера «Князь Игорь»; С.В.Рахманинов «Сюита №1 для 2 оп., часть 4».

 Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kolokola_na_rusi.docx32.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

по музыке в 6 классе

                                   

                                      Подготовила:  учитель музыки

                                                                                     МКОУ «Быковской ООШ»

                                            Есипова Елена Анатольевна

2014г.


УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «КОЛОКОЛА НА РУСИ»

 Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Симфония «1812год»; М.П.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И.Бородин. Опера «Князь Игорь»; С.В.Рахманинов «Сюита №1 для 2 оп., часть 4».

 Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

  • Здравствуйте,  ребята.  Скажите,  пожалуйста,  что
    за звуки открыли наш урок?
    (Это был колокольный звон.)
  • Правильно. А где можно услышать колокола?

(На улице, в церкви, по телевизору.)

  • Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению - колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да.)
  • А почему? (Потому что когда звонят колокола,
    то можно услышать в их звоне мелодию.)
  • Правильно. Как вы думаете, колокольный звон -
    это новое явление или нет?
    (Нет. Это было придумано давно.)

-        Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня - исследовать, где звучал
колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А
почему мы заговорили о колоколах именно в это время?

(Потому что скоро праздник Пасхи.)

  • Верно, в этот день мы услышим один из самых кра
    сивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола:
    и большие, и самые маленькие.
  • Как вы думаете, в каком веке появились колокола

На Руси? (...)

    - Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику.

      Ребята, я сейчас произнесла название «малиновые» перезвоны, как вы считаете, откуда взялось это название?

(От звона воздух малинового цвета,..)

- На самом деле выражение «малиновый» звон западного происхождения - от французского названия города Мехелна (фр. Malines), где издавна отливали колокола.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

 Колокола!                                              Колокола-

Ваш звучный звон -        Руси венец,

Язык земли,        Червонным золотом

Меня вскормившей.        Горящий,

Живет в вас радость,        Ваш звон-

Клич и стон,        Связующая нить

Как отголосок        Меж будущим

Жизни бывшей.        И настоящим.

Г.Голуб

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».

(Звучит фрагмент с колокольным звоном.)

-        Постарайтесь рассказать, каким вам услышался этот
звон, о чём он говорил - о празднике или о несчастье?

(Анализ прослушанного фрагмента.)

-        А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?

(Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».)

(Звучали колокола.)

  • Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает
    слово «имитация»?
    (Это значит изображение или подражание.)
  • Часто композиторы пользовались этим приёмом в
    различных произведениях.  Послушайте фрагмент «Сюиты
    № 1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

(Звучит фрагмент «Сюиты № 1» С. Рахманинова.)

(Это рояль.)

- Молодцы, причём это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создаётся эффект звона. Послушайте, как будет звучать партия одного инструмента.

(Учитель исполняет фрагмент по нотам.)

Светлый праздник

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

Хомяков

У каждого колокола особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

(По величине, по месту изготовления.)

- А если мы говорили о голосах? (По высоте голоса.)

  • Правильно. Вспомните, как называют низкий мужской голос? (Бас.)
  • А высокий мужской голос? (Тенор.)
  • А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы распределили голоса, и какие колокола будут соответствовать ба
    сам и тенорам.

(Звучит фрагмент «Музей колоколов».)

-        Вы, наверное, заметили, что голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам
относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку
и даже брали в плен. У побеждённых брали то, что являлось
национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.

(Звучит фрагмент песни «Колокол».)

-Колокола находились в специальном помещении. (Колокольня или звонница).

  • Почему называется колокольня - это понятно. А почему звонница! (Потому что оттуда лился колокольный звон.)
  • А как называли человека, который звонил в
    кола?                                                                                
    (Звонарь)

-        Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело?

 (Трудное)

-        Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов!

Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны».

(3 группы, наслоение ритмов.)

-Молодцы. Как вы думаете, есть ли какие-нибудь легенды, связанные с колоколами? (Да.)

-Их очень много. Например, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем…
опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.

Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

Давайте и мы с вами споём песню о колокольном звоне («Христос воскрес»).

Благовест

- Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест
звучит». Что такое «благовест»?
(Это праздничный перезвон.)

  • Верно, а от каких двух слов образовалось такое
    название?
    (От слов «благо» и «весть».)
  • Получается, что колокола празднуют вместе с
    людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.

По рассказам жителей Ярославской губернии, одна люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако когда он звонил, звуки его были печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».

Как колокол называл своего брата? (Кондрат.)

-        Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого
большого колокола не только в России, но и всём мире.
(Царь-колокол. Он находится в Москве, только он не звучит, потому что поломан.)

  • Самые лучшие колокола отливали в России. Они на
    столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых задействованы все
    колокола - и большие, и малые. Давайте посмотрим фрагмент
    такого концерта («Колокольный звон»).
  • Вы заметили, что после концерта всем желающим
    разрешили попробовать себя в роли звонарей? Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех
    желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь
    день. Говорят: икона - молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол - молитва в звуке (колокольный звон).

Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

- И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

Литература

1.Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985.

2.Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.З. – С.-Пб.: Лита, 2000.

3.Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...