Разработка занятия и презентация: "Программно-изобразительная музыка. Звуки осени"
план-конспект занятия по музыке на тему

Рыжакова Наталья Николаевна

Разработка включает: сценарий занятия и презентацию по теме с музыкальным  сопровождением. В конце презентации учащимся предложено интерактивное задание по изучаемому  учебному материалу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

 структурное подразделение

Центр внешкольной работы «Успех»

 

«Программно - изобразительная музыка.

Звуки осени»

План - конспект урока и презентация

                                                                                                          Подготовила

         Рыжакова Наталья Николаевна,

                                                     педагог дополнительного образования

                                                                художественной направленности,

                                                           руководитель  детского объединения

                                                                                            «Весёлые нотки»

                                                              СП ЦВР «Успех»  ГБОУ СОШ №14

         

г. Жигулевск

2014 г.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

  Цель: 

     Научить детей осознавать и  передавать собственные эмоциональные состояния от  прослушанной или исполняемой ими музыки.

      Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство с программной музыкой на примере  произведений  о природе.
  2. Продолжить работу по развитию навыков разбора и анализа музыкальных произведений.

Развивающие:

  1. Формировать навыки восприятия музыки
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку.
  3. Способствовать  снятию эмоционального напряжения (музыкотерапия).
  4. Развивать  творческое и ассоциативное мышление детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства доброго и радостного отношения к жизни и окружающим.
  2. Воспитывать культуру восприятия  и понимания музыки.
  3. Воспитывать творческий подход к слушанию музыкального произведения.

Музыкально-дидактический  материал: 

Термины и  понятия: программно-изобразительная музыка,  средства музыкальной выразительности, виды программной музыки с конкретной и обобщённой программами.

Оборудование:  компьютер, музыкальный центр, фортепиано, шумовые инструменты (ксилофон,  бубен, колокольчики  и др.)

                            Используемый в работе материал.

Музыкальный:  П.И Чайковский  - фортепианный цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), А. Вивальди – концерт для скрипки с оркестром – «Времена года» (Осень),  Л.В Бетховен «Пасторальная симфония» фрагмент – «Сцена у ручья».

Литературный: стихи А. С.Пушкина, А. Вивальди, И.А. Бунина.

Видео материал: мультимедийное сопровождение в виде презентации к уроку, портреты композиторов, художников и поэтов.

    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начало урока.

  1. Основная часть. Повторение пройденного материала.
  2. Слушание музыки, беседа.
  3. Исполнение  музыкальных произведений учащимися.
  4. Домашнее задание.
  5. Поощрение детей.
  6. Рефлексия.

1.   Дети входят и  садятся под музыку П. И.Чайковского -  Октябрь. Осенняя песнь (из цикла «Времена года»  (2-3 слайд).

Педагог спрашивает, какое настроение вызвала музыка.

Дети: грустное, задумчивое настроение, немного печальное.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

                                   (А.С. Пушкин)(4-5 слайд)

     Да, грустная музыка, печальное настроение. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию, увяданию природы.

    “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - так писал композитор  – П.И.Чайковский об этом времени года.

  1. Мы сегодня продолжим говорить об изобразительности в музыке. Тема сегодняшнего урока: «Звуки осени».

 Давайте вспомним, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

        Изумительные картины природы «нарисовал» в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский.  В фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов.

 Какой тип программности использовал композитор?

Вспомните два типа программности в музыке.

      Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа. 

      Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

      Кроме того, композиторы в своих программных произведениях пользуются звукоизобразительными приёмами. Ведь в самой музыке, можно сказать заложена программность: сама музыка может подражать звукам природы. Особенно удаётся композиторам передать в звуках музыки голоса птиц. Для этого используют высокий регистр, форшлаги и трели, острое звучание стаккато, а в оркестровых пьесах – тембры музыкальных инструментов. Например: в шестой «Пасторальной симфонии»  Бетховена, которая называется «Сцена у ручья», есть эпизод, известный как «птичье трио». В нём флейта подражает трелям соловья, гобой – пению перепёлки, а кларнет голосу кукушки.( 8-9 слайд)

      3. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (7-8слайд) есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей концерта – «Осень».

Какая осень видится вам при звуках этой музыки?

 (Звучит первая часть -  Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней) (10-12 слайд)

         Сонет Вивальди

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

 ( Звучит третья часть концерта Вивальди - Allegro, la Caccia. Охота)(13-14 слайд)

 Педагог. А какая это  музыка по характеру?

Дети. Весёлая, торжественная.

Педагог. Да, весёлая, стремительная. Эта музыка передаёт настроение охотников на осенней охоте. Стремительность, азарт, трубят охотничьи рога. Издавна на Руси увлекались охотой. После сбора урожая, все стремились на охоту.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

                                     Александр Пушкин

Педагог: послушайте и сравните  фрагменты музыки «Охота»

 А.  Вивальди (третья часть скрипичного концерта),  и Сентябрь. «Охота» (фортепианная пьеса из цикла «Времена года) у П.И. Чайковского.(15 слайд)

Что общего вы услышали?

4. Педагог. Многие композиторы писали музыку об осени,  осеннем  настроении.

Современный композитор  Алексей Рыбников (16 слайд)  создал очень много хорошей музыки к известным кинофильмам. Сейчас в исполнении учащихся 4-го класса музыкальной студии, прозвучит пьеса «Осенняя мелодия» в переложении для фортепиано (ансамбль)

Педагог.  Какую «осень» вы услышали в этой музыке?

Учащиеся: романтическую, задумчивую, очень красивую.

Педагог. А теперь послушайте её в оркестровом изложении.(16 слайд)

Педагог: А если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили для осени в ноябре?

Учащиеся: все листья опали, значит очень грустную, но скоро зима, первый снег, сани, катание с горок, значит повеселее…

Педагог:

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

ночью буря бушевала,

А с рассветом на село

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

 Вереницею гусей

                              И. А. Бунин(17-18 слайд)

 Далее звучит фортепианная пьеса П.И. Чайковского ноябрь из цикла «Времена года» (19-20 слайд)

Педагог:Какое настроение у вас сейчас? Что вы «увидели» в музыке?

     Затем педагог предлагает детям  послушать эту пьесу в исполнении симфонического оркестра и подыгрывать на шумовых музыкальных инструментах (ксилофон, колокольчики, бубен)

4.1 Тестовое задание  в презентации (21-22 слайд) на повторение пройденного материала.

  5.Домашнее задание:

Нарисуйте дома картину осени, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку П.И. Чайковского,  А. Вивальди, А. Рыбникова.

6.Поощрение детей.

7.Рефлексия.

     Педагог. Ребята, здесь на доске вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. На ваших столах лежат вырезанные изображения этих плодов разного цвета. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:

-если вам было интересно, яблоки пусть будут красными;

-если вам было скучно на уроке - жёлтого;

-если вам было не интересно - зелёного. Всем понятно задание? Прошу вас к доске.

Я вижу на нашей яблоне богатый урожай спелых красных яблок!

                                Список используемой литературы.

                   ( к конспекту занятия и подготовке презентации)

  1. Астахов Ю.А. «100 великих русских художников».
  2.  Белицкий И. «Вивальди».
  3. Туманина.  «Великий мастер Чайковский».
  4. Шер Н.С. Рассказы о художниках.

Поэзия:

      Стихи об осени:  Бунина И.А., Вивальди А., Пушкина А.С.

Музыка: 

  1. Вивальди  А.– концерт для скрипки с оркестром – «Времена года» (Осень)
  2. Рыбников А. «Осенняя мелодия»
  3. Чайковский П.И.  - фортепианный цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Художественное искусство.

Картины:

  1. К. Моне «Осень»
  2. С. Кожин «Русская охота»
  3. Ю.А. Жабин «Русская тройка»
  4. Б. Кустодиев «Осень в провинции»
  5. И. Левитан «Золотая осень», «Осень»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программно-изобразительная музыка. Звуки осени. Подготовила Рыжакова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования художественной направлености , руководитель детского объединения «Весёлые нотки» ГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех»

Слайд 2

Цикл пьес для фортепиано «Времена года» « Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят..." А.К.Толстой «Октябрь Осенняя песнь»

Слайд 3

Пётр Ильич Чайковский 1840-1893 русский композитор

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837 русский поэт, драматург, прозаик

Слайд 5

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С. Пушкин

Слайд 6

Людвиг ван Бетховен 1770 - 1827 немецкий композитор и пианист

Слайд 7

Исаак Левитан «Осень»

Слайд 8

Антонио Лучо Вивальди 1678-1741 Итальянский композитор, скрипач , педагог, дирижёр, католический священник

Слайд 9

Борис Кустодиев «Осень в провинции»

Слайд 10

Сонет А. Вивальди Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон! И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон. А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь. И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь .

Слайд 11

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. А. С. Пушкин

Слайд 12

С. Кожин «Русская охота»

Слайд 13

«Сентябрь. Охота » "Пора, пора! Рога трубят; Псари в охотничьих уборах; Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах." А. С. Пушкин

Слайд 14

Алексей Рыбников современный композитор

Слайд 15

Иван Алексеевич Бунин 1870-1953 русский писатель

Слайд 16

Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. ночью буря бушевала, А с рассветом на село На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей И. А. Бунин

Слайд 17

«Ноябрь. На тройке» "Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши." Н. А. Некрасов.

Слайд 18

Юрий Анатольевич Жабин «Русская тройка»

Слайд 19

Выполни задание: Выбери признаки программной музыки. эпиграф название программа многоголосие трёхчастная форма форма рондо

Слайд 20

Выбери программные произведения! К. Черни Этюд № 24 Л.Бетховен «Лунная соната» П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» В. А. Моцарт соната №5

Слайд 21

Хорошего осеннего настроения!

Слайд 22

В работе над презентацией «Звуки осени» использованы материалы и средства: Программное обеспечение: для создания презентации - Microsoft Office PowerPoint 2007; для обработки изображение и создания gif- анимации - Photoshop CS5 ; интернет ресурсы: http://1001kartina.su/2011/11/09/zolotaya-osen-isaaka-levitana/levitan… И.Левитан. Золотая осень http://realgallery.ru/copy/genre/peyzazh/picture/1007259 : И.Левитан. Осень http://gallerix.ru/album/Claude-Monet/pic/glrx-101072992 : Клод Моне . Осень http://yablor.ru/blogs/tradicii-russkogo-chaepitiya/2165011 : Кустодиев. Осень в провинции http://therussiannobility.rusff.ru/viewtopic.php?id=422 : Семён Кожин "Русская охота" http :// www . liveinternet . ru / users / mariusya / post 202576829/ : Юрий Анатольевич Жабин . Картина Русская тройка. http://ikeakatalog.ru/156/167/53256.html - портрет Пушкина А.С .

Слайд 23

…http://www.ng.ru/historyday/2010-03-04/9_day.html : портрет Антонио Вивальди http://900igr.net/fotografii/muzyka/Kompozitor-CHajkovskij/012-P.-I.-C… : П. И. Чайковский в своем кабинете http://plakat-poster.com/lyudvig-van-betxoven-ludwig-van-beethoven : портрет Людвиг ван Бетховен http://lichnosti.net/photo_41535.html : фото Алексей Рыбников http://literatura5.narod.ru/bunin_1915.html : И.А.Бунин. Портрет работы В.И.Россинского , 1915г. …http://glodealer.com/event/moskva/osennie-skidki-microbeauty-osobaya-a… картина осени http://migranov.ru/photoalbum/fall/27.php : первый снег http://fastwalls.ru/oboi/belye_loshadi_troyka_les_derevya_hvoya_trio_u… : тройка лошадей …http://do.gendocs.ru/docs/index-71336.html?page=2 –гуси летят http://www.art-preview.ru/Works/Item/5321 : зима http://www.proshkolu.ru/user/OlgaW/file/1799950/ : фон для презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Первые шаги в музыку.Звуки, ритмы, образы."

Цели авторской разработки:- закрепление понятия о звуках и звуковысотности;- изучение и освоение музграмотности;- соединение музграмотности и музицирования в игровой форме с коммукативной игрой;- ритм...

Методическая разработка логопедического занятия для детей с ТНР по теме «Осеннее превращение»

Конспект открытого мероприятия для детей пятого года жизни с диагнозом "задержка психического развития"....

Методическая разработка занятия по изготовлению листиков из бисера "Осенних листьев хоровод"

Занятие было проведено в Доме детского творчества п.Коноша в рамках единого методического дня педагогов технологии и ИЗО.Занятие рассчитано на детей второго года обучения, занимающихся по дополн...

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...

Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....

Разработка занятия: Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». Тема «Один - много».

                     Метапредметными результатами изучения темы станут умения: Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): опр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Осень, Осень, в гости просим!»

Цель: прививать любовь к природе, воспитывать понимание и значение праздника, умение культурно его встречать.Задачи: Создать праздничную атмосферу, радостное настроение,обобщить  и закрепить...