Технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Журавлева Елена Вячеславовна

Технологическая карта урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva_tekhkarta_uroka.docx30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель :Журавлева Елена Вячеславовна

Предмет

Музыка

Образовательная программа

«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

Класс

5 класс

Тип урока

интегрированный («открытия» нового знания)

Тема

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Цель

Раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа

Дидактические задачи

Образовательные: сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси, познакомить с особенностями и разнообразием колокольных звонов.

Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.

Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

Основные термины  и понятия

Икона,храм,колокол,благовест,трезвон,перезвон,набат

Оборудование

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений, фонохрестоматия.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная, в группах.

Структура и ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Музыкальное приветствие.

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Музыкальное приветствие.

Выполняют требование учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

регулятивные:

- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушенного

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)  и  познавательных процессов  (внимание, память).

 

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

А учитывая тему второго полугодия, как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать колокола?

Слушают рассказ

 отвечают на вопросы учителя.

3.Постановка учебной проблемы.

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

- находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Презентация:

- слайд 2.

Звучит Красный звон звонницы Спаса – Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)

- Тема сегодняшнего урока – «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Честь и хвала древним летописцам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колокола!

Слайд 3.1

Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.

Знакомятся с фрагментами звучания колоколов.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

личностные:

- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

- устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Получение новых знаний, знакомство с новыми терминами: «било», «колокол»

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете от чего зависит звучание колокола?

Работают индивидуально и группами

Дискуссия

5.Открытие нового знания

познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Слайд 4.1

- В православном храме колокола делятся на три  вида

Слайд 4.2

- Большие, средние, малые

Слайд 4.3

- Благовест, трезвон, перезвон, набат, погребальный .

Слайд 5.1

Рассказ о Царь-колоколе

Слайд 5.2

Звучит Колокольный звон Киево – Печерской лавры

Слушают рассказ, участвуют в беседе о колоколах, используя собственные знания

Комментарии и отзывы учащихся,

ответы на вопросы учителя.

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.

 Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Работа индивидуально и группами

7.Применение новых знаний.

8.Вокально-хоровая работа.

регулятивные:

- построение логической цепи рассуждений;

- определять последовательность своих действий на уроке;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение проводить анализ своей творческой деятельности;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

предметные:

- овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Слайд 8.1

Живопись и музыка

- И ещё два необычных воплощения. Посмотрите картину И.Левитана «Вечерний звон».

- Почему картина носит «Музыкальное название?

- Разве  этот «тихий» вид искусства может звучать?

Слушание песни «Вечерний звон»

- Эти произведения не появились на свет «благодаря друг другу», но если провести эксперимент  и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много общего.

Слайд 8.2-8.3

Физминутка

- А теперь мы с вами вспомним знакомую нам песню «Колокольный звон» и постараемся изобразить колокольный звон теперь в исполнении

Работа  над заданием.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с песней «Вечерний звон»

Участвуют в беседе

Коллективное творческое дело:

Изобразить звон колоколов, движение мелодии на картине.

Исполнение песни «Колокольный звон» Н.Тананко

9.Рефлексия учебной деятельности

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Что для вас было необычным, новым? Какая цель главная была нашего урока? Что мы должны были рассмотреть? И т.п.

Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.

Домашнее задание:

Учебник, стр. 108-109

Планируемые результаты урока.

Предметные умения: дать представление об особенностях звукоизвлечения и разнообразии колокольных звонов,установить присутствие «колокольной» тематики в литературе, живописи и музыке.

Расширение музыкального кругозора.

Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и имитировать движения колокола.

Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

Личностные  УУД: исполнять песни,

определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в тетради.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового исследовательского проекта.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

Ресурсы: презентация, фонохрестоматия.

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.108-109), сборники песен и хоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 1 класса по изобразительному искусству (ФГОС)

Три технологические карты по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.М.Неменского. Техкарты составлены в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» урок 19

Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...