Технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель :Журавлева Елена Вячеславовна
Предмет | Музыка |
Образовательная программа | «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская |
Класс | 5 класс |
Тип урока | интегрированный («открытия» нового знания) |
Тема | «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» |
Цель | Раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа |
Дидактические задачи | Образовательные: сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси, познакомить с особенностями и разнообразием колокольных звонов. Развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их. Воспитательная: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся |
Основные термины и понятия | Икона,храм,колокол,благовест,трезвон,перезвон,набат |
Оборудование | ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки. Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений, фонохрестоматия. |
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная, в группах. |
Структура и ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Музыкальное приветствие. Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. | Музыкальное приветствие. Выполняют требование учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушенного коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
| Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. - Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? А учитывая тему второго полугодия, как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать колокола? | Слушают рассказ отвечают на вопросы учителя. |
3.Постановка учебной проблемы. | регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Презентация: - слайд 2. Звучит Красный звон звонницы Спаса – Евфимиевского монастыря (г.Суздаль) - Тема сегодняшнего урока – «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Честь и хвала древним летописцам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колокола! Слайд 3.1 | Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность. Знакомятся с фрагментами звучания колоколов. |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Получение новых знаний, знакомство с новыми терминами: «било», «колокол» Проблемный вопрос: - Как вы думаете от чего зависит звучание колокола? | Работают индивидуально и группами Дискуссия |
5.Открытие нового знания | познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Слайд 4.1 - В православном храме колокола делятся на три вида Слайд 4.2 - Большие, средние, малые Слайд 4.3 - Благовест, трезвон, перезвон, набат, погребальный . Слайд 5.1 Рассказ о Царь-колоколе Слайд 5.2 Звучит Колокольный звон Киево – Печерской лавры | Слушают рассказ, участвуют в беседе о колоколах, используя собственные знания Комментарии и отзывы учащихся, ответы на вопросы учителя. |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. | Работа индивидуально и группами |
7.Применение новых знаний. 8.Вокально-хоровая работа. | регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Слайд 8.1 Живопись и музыка - И ещё два необычных воплощения. Посмотрите картину И.Левитана «Вечерний звон». - Почему картина носит «Музыкальное название? - Разве этот «тихий» вид искусства может звучать? Слушание песни «Вечерний звон» - Эти произведения не появились на свет «благодаря друг другу», но если провести эксперимент и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много общего. Слайд 8.2-8.3 Физминутка - А теперь мы с вами вспомним знакомую нам песню «Колокольный звон» и постараемся изобразить колокольный звон теперь в исполнении | Работа над заданием. Отвечают на вопросы. Знакомятся с песней «Вечерний звон» Участвуют в беседе Коллективное творческое дело: Изобразить звон колоколов, движение мелодии на картине. Исполнение песни «Колокольный звон» Н.Тананко |
9.Рефлексия учебной деятельности | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Что для вас было необычным, новым? Какая цель главная была нашего урока? Что мы должны были рассмотреть? И т.п. Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания. | В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку. |
Домашнее задание: | Учебник, стр. 108-109 |
Планируемые результаты урока. | |
Предметные умения: дать представление об особенностях звукоизвлечения и разнообразии колокольных звонов,установить присутствие «колокольной» тематики в литературе, живописи и музыке. Расширение музыкального кругозора. Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и имитировать движения колокола. Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием. | Личностные УУД: исполнять песни, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в тетради. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные УУД: выполнение группового исследовательского проекта. Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений. |
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.108-109), сборники песен и хоров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 1 класса по изобразительному искусству (ФГОС)
Три технологические карты по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.М.Неменского. Техкарты составлены в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...
Технологическая карта «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» урок 19
Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...
Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...