Тема урока: « Музыка мордовского народа»
методическая разработка по теме

Акмайкина Людмила Николаевна

Расширение знаний школьников о жанрах и особенностях мордовской музыки, знакомство с ведущими композиторами и исполнителями Мордовии. Развитие певческих навыков, творческого мышления и воображения. Формирование нравственного отношения к ценностям и культуре мордовского народа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Музыка мордовского народа»

Цели урока: Расширение знаний школьников о жанрах и особенностях мордовской музыки, знакомство с ведущими композиторами и исполнителями Мордовии. Развитие певческих навыков, творческого мышления и воображения. Формирование нравственного отношения к ценностям и культуре мордовского народа.

Художественно-педагогическая идея: « Музыка Мордовии у нас в сердцах…!»

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: музыкальный и художественный материал, мультимедийный проектор, магнитофон, карты РФ и РМ.

Ход урока.

1.Организационный момент. Прозвенел звонок, дружок,

                                          Начинается урок!

( учитель звонит в колокольчик)

У. Наш урок мы начинаем звоном колокольчика неслучайно – этот звон обязательный атрибут мордовского народного костюма, ансамбля народных инструментов, т.е. музыки нашего народа. Сегодня мы поговорим о мордовской музыке. Итак, мы начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

У.Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

    Россия.

    Посмотрите на карту РФ, какая большая и необъятная наша страна. В России живут      

    люди разных национальностей: и русские, и мордва, и татары и всех их объединяет  

    одна большая Родина.

    Какой город является столицей России?

    Москва.

    Вокруг столицы России располагается много городов и республик.

    А как называется республика, которая является частью России и в которой      

    мы живем?

    Мордовия.

    Назовите главный город Мордовии.

    Саранск.

    Взгляните на карту РМ, здесь ярко видны очертания двух главных рек – Мокши и Суры.

У. Первое упоминание о племенах с общим название « мордва» появилось в письменных источниках в 5 веке. В них говорилось о том, что мордовские племена селились возле рек Мокша и Сура. Занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыбной ловлей. Мордва вошла в состав Руси в 15 веке и уже в 17 веке появилась письменность сразу на двух мордовских языках- мокшанском и эрзянском. Эти языки входят в финно-угорскую группу языков. В Мордовии выходят республиканские газеты и журналы, ведутся местные телепередачи на телеканале «Сияжар» на этих двух языках.

Рассмотрим внимательно герб Мордовии. Мы видим обрамление в виде золотых колосьев пшеницы, ведь в Мордовии развито сельское хозяйство. На щите в центре герб города Саранска, на нем изображена лиса. Это означает, что в лесах водится много зверей.

Флаг Мордовии - это 3-х цветное прямоугольное полотнище. Полоса темно- красного цвета символизирует понятие « Жизнь», белая полоса- « чистота намерений», в центре белой полосы находится символ солнца. Темно-синяя полоса - « земля, напоённая водой». Ребята, под какую музыку обычно поднимают флаг на праздниках?

- Когда звучит гимн.

Послушайте следующие строки:

Ты трудной дорой, Мордовия шла,

России держалась и голову гордо несла.

Давали силы вольные Мокша, Сура,

Ты духом была и осталась сильна и добра.

Эти слова из гимна РМ, авторами которого являются композитор Н.В.Кошелева и поэт

С. Кинякин. Фрагмент гимна, давайте послушаем стоя.

                                             (слушание фрагмента гимна РМ)

У. Звучание гимна призывает нас к тому, чтобы мы совершили маленькое путешествие по музыке нашей Республики, познакомились с основными жанрами и особенностями мордовской музыки, а также рассмотрели творчества ведущих композиторов и исполнителей РМ. Итак, тема нашего урока – Музыка мордовского народа.

3. Изучение новой темы

В старину люди любили петь, плясать, играть на различных музыкальных инструментах. Народная музыка звучала везде - во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. Радовались мокшане и песни пели веселые, задорные, грустили - песни протяжные, мелодичные. Таким образом, рассмотрим следующие музыкальные жанры мордовских песен.

- лирические песни ( характер задушевный , плавный, плачевный, напевный, мелодичный)

(фрагмент мордовской песни «Тедей»)

- сатирические песни (характер шуточный, веселый, озорной, игривый)

(фрагмент мордовской народной песни « Луганяса келуня»)

-календарные песни (в которых раскрывается сюжет о временах года)

(Н.В.Кошелева «Нармоннятне»)

- акапельные (песни без музыкального сопровождения, которые поются в 2-3 голоса)

   

У.Мы рассмотрели мордовские песни по жанрам, скажите, кто же является автором народных песен?

У. Если музыка создавалась целым народом, то песни называются народными, а если отдельным человеком, т.е. композитором, то песни называются композиторскими.

В Мордовии живет огромное количество композиторов, сочинивших музыку о своей родной земле. К числу таких композиторов можно отнести:

- Леонтия Петровича Кирюкова

- Георгия Ивановича Сураева-Королева

- Андрея Ефимовича Пивкина

- Нину Васильевну Кошелеву.

По творчеству некоторых композиторов подготовилась творческая группа ребят. О Л.П.Кирюкове расскажет Денис.  (сообщение ученика)

Имя и фамилию композитора запишите в тетрадь

Не менее известным композитором является Г.И.Сураев-Королев – художественный руководитель мордовского песенного ансамбля « Келу» (березка). Автор многих инструментальных пьес и мордовских песен, которые исполняет ансамбль «Келу». Фамилию с именем запишите в тетрадь.

Следующий композитор – А.Е.Пивкин, наш земляк, выходец из с.Кочетовка, Инсарского района. С малых лет был привязан к музыке, поэтому окончил музыкальную школу-интернат, а затем консерваторию в городе Казани. В настоящее время Пивкин – преподаватель музыкального училища им. Л.П.Кирюкова. А.Е.Пивкин является частым гостем нашей школы, недавно он провел музыкальные лектории для старшеклассников. Фамилию композитора запишите в тетрадь.

Про Н.В.Кошелеву нам расскажет Таня. (сообщение ученицы)

Кошелева - одна из немногих композиторов, которая сочинила музыку как для взрослых, так и для детей. Но особенно много песен Кошелева сочинила про свою маму.

4. Разучивание песни.

У.Одним из самых известных ее произведений является «Сембодонга мазыняй»

(самая красивая). Автором слов стал Сергей Кинякин.

Послушайте слова и русский перевод этой песни.

Теперь выразительно проговорит слова Коля.

Давайте попробуем разучить 1 куплет и припев этой песни, но сначала послушайте мелодию и постарайтесь запомнить.

( разучивание песни)

У. Ребята, если Кошелева является композитором этой песни, то кем являемся мы?

- Исполнителями.

Мордовская музыка богата своими исполнителями, среди них:

А.Куликова, Н.Спиркина, ансамбль «Келу», ансамбль « Умарина».

А. Куликова – заслуженная и народная артистка РМ, профессиональная исполнительница мордовских и русских песен, свой творческий путь начинала в ансамбле «Умарина», затем стала выступать сольно и самой любимой песней А.Куликовой – является мордовская народная песня «Марлюня». (запись в тетрадь)

Н.Спиркина – заслуженная исполнительница мордовских песен. С малых лет отличалась прекрасным голосом. Получила музыкальное образование и стала участницей мордовского ансамбля «Келу». Руководитель сразу заметил звонкий голос Спиркиной и предложил ей выступать сольно, т.е. одной. Много городов и стран объездила Н.В.Спиркина с творческими концертами. И везде благодарит ансамбль «Келу» в котором обрела творческую основу. Запишите фамилию и имя певицы в тетрадь.

Об ансамбле «Келу» нам расскажет Карина.(сообщение ученицы)

Название ансамбля тоже запишите в тетрадь.

Кроме ансамбля «Келу» в Мордовии существует еще один – «Умарина». Об этом нам расскажет Алина. (сообщение ученицы)

Давайте запишем в рабочих тетрадях название ансамбля «Умарина».

Исполнителей мордовских песен постарайтесь запомнить.

«Умарина» отличается от «Келу» тем, что наряду с мордовскими и русскими песнями исполняет разные танцы.

Ребята, какая же мордовская песня без веселой, задорной пляски. Давайте выучим несколько элементов мордовского народного танца.

( разучивание и исполнение мордовского танца)

Ребята, песни послушали и спели, танец станцевали, творчества композиторов и исполнителей рассмотрели, скажите, какие особенности мордовской музыки бывают?

(ответы детей)

У. Особенностями мордовской музыки являются:

1. национальные музыкальные переливы.

2. четкий музыкальный ритм.

3. вариационная форма.

4. многоголосное исполнение.

У. Ребята, все мы с вами убедились в том, что мордовская музыка имеет свои особенности, свои жанры, своих композиторов и исполнителей. Я думаю, вас смогла заинтересовать мордовская музыка и надеюсь, этот интерес вы пронесете на протяжении всей своей жизни.

5. Рефлексия:

- Что нового узнали на этом уроке?

- С какими особенностями мордовской музыки познакомились?

- Какие жанры народной музыки существуют?

- С какими композиторами и исполнителями мордовских песен мы познакомились?

У. Молодцы, ребята! А домашнее задание такое:

1. выучить слова песни.

 2. нарисовать рисунок о своем родном крае ( природа, семья, цветы  на лугу и т.д.)

Многие на уроке работали активно, поэтому выставляю хорошие оценки

 6.Выставление оценок.

Ребята, мне было приятно работать с вами на уроке, надеюсь, что музыка Мордовии останется в ваших сердцах надолго, и будет звучать таким же звоном колокольчика. Пусть эти колокольчики останутся у вас на память о нашем уроке. Давайте скажем  друг-другу:

«До новых встреч»!

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

План-конспект открытого урока

«Музыка мордовского народа»

                                                                   Подготовила и провела:

                                                                       учитель музыки СОШ №2

                                                     Акмайкина Л.Н.

Инсар 2009 г.



Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:  Не для школы, а для жизни мы  учимся…

Цели:  расширение знаний о ценности и необходимости  музыкального искусства в жизни; развитие певческих навыков, творческого мышления и воображения; формирование нравственного отношения к музыке.

Ход мастер-класса:

Организационный момент.

Без музыки не проживу и дня…. Музыка всегда со мной: и в пении птиц, и в журчании ручейка, колыбельных песнях, звонком голосе моего сына. Музыка вечный спутник моей жизни.

Я мечтаю о том, чтобы прекрасная музыка стала необходимой в жизни каждого человека. Музыка способствует развитию, формированию высших потребностей: общения, уважения, самоактуализации.

Обращение к учащимся.

- Друзья! Послушайте фрагменты музыкальных произведений и постарайтесь услышанное представить.

( «Полька» Рахманинов, «Шутка» Бах, мордовский танец)

- Что вы почувствовали и представили, слушая музыкальные фрагменты?

- Распускающиеся цветы, прыгающих солнечных зайчиков, гуляющих по полю детей.

Обращение к жюри и слушателям.

Используя модель самоактуализации личности, я представила один из аспектов «Приведение к состоянию «здесь и сейчас». И увидела чувства и эмоции группы.

Следующий аспект «Знакомство с темой». Ставлю задачу – разучить песню. При этом использую речевое и музыкальное упражнение.

Обращение к учащимся.

Сейчас весна, у меня прекрасное настроение, послушайте весеннюю песенку на мордовском языке. («Нармоннятне лиеда» Н.В.Кошелевой)

Друзья! Давайте постараемся выучить эту песню.

Разучивание: - проговаривание слов учителем;

                        - проговаривание слов учащимися;

                        -интонирование куплета песни;

                        - интонирование припева песни;

                        - исполнение куплета и припева песни.

Молодцы, спасибо!

Обращение к жюри и слушателям

Самореализация – это потребность развивать свои способности, таланты, свой потенциал. Это максимально реализуется в разучивании танца, в выполнении музыкально-двигательных упражнений.

Обращение к учащимся и ко всем присутствующим.

- Друзья! Я прошу вас подняться.

- Уважаемое жюри! Пожалуйста, встаньте.

- Сейчас выучим несколько элементов мордовского танца!

Разучивание:

                          - показ движений учителем;

                          - повтор движений учащимися;

                          - выполнение элементов движений под музыку.

Сегодня на занятии мы слушали музыку, исполняли песню, разучивали танцевальные движения. Я вижу вас переполняют чувства, эмоции, давайте попробуем их изобразить в виде аппликации.

Выполним творческое задание. Итак, каждая творческая группа должна составить аппликацию из деталей, находящихся в конверте. Вам необходимо соединить детали аппликации  (работа под музыку).

Обращение к жюри.

На данном этапе происходит диагностика психоэмоционального состояния участников. По готовым рисункам можно увидеть настроение каждого человека.

Обращение к учащимся.

Молодцы все хорошо справились с заданием. Какие чудесные работы у вас получились. Вы славно потрудились!

Спасибо за внимание!

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс

«Не для школы, а для жизни учимся»

                                                                     Провела учитель музыки

                                                                                 Акмайкина Л.Н.

Саранск 2009 год



Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание школьников на основе традиций народной культуры»

Название образовательного учреждения: МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

Авторы проекта:

Акмайкина Л.Н. – учитель музыки.

Еськина И.А. – педагог-организатор.

   Основная проблема, ее актуальность. Становление демократического общества в России и поворот к новой парадигме воспитания - гуманистической педагогике,  наметили смены идеологических ориентиров, переоценки ценностей. Проблема важности поиска ценностей обусловлена, с одной  стороны, повышением уровня развития науки, экономики, хозяйственной деятельности на фоне безответственной эксплуатации природных ресурсов, что вплотную подводит человечество к экологической катастрофе. Глубокое понимание целостности мира, места человека в его многообразных связях с природой возможный выход из сложившейся ситуации. С другой стороны, процесс этнического возрождения, характерный не только для России, но и для всего мира, сопровождается обострением различных межличностных отношений. Осмысление равновеликости всех народов и национальных культур, каждая из которых является органической частью мировой культуры и вносит свой вклад в общую историческую память, поможет преодолеть конфликтные ситуации.

      В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года говорится «…Отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведут к потере нацией своего лица... В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешала строить открытую миру страну... Мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны, и только в этом случае нас ждет успех». Традиции народной культуры являются неоценимым средством, как в познавательной сфере образования, так и в духовно-нравственном воспитании. Поэтому перед обществом стоит задача формирования морально-эстетического облика учащихся на ценностях этнической культуры. Проблема использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании - это, прежде всего, вопрос о преемственности поколений, вопрос сохранения национального мировоззрения, мироощущения и народности в целом.

       В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности», ставится задача «осуществления образовательными учреждениями функции воспитания обучающихся на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества, обеспечивающее формирование у обучающихся: нравственных ценностей, установок на нравственное поведение и нравственное отношение к другим людям, в том числе воспитание порядочности, чести, совести и человечности; активной гражданской и жизненной позиции, правовой культуры, позитивного правосознания, патриотического сознания на основе исторических ценностей России, любви к России и к малой родине, чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и традиции, а также формирование терпимости и уважительного отношения к представителям других стран, народов и религий».[1]

       Приоритетом для школы в сложившихся условиях, является цель – формирование национального самосознания  учащихся и развитие у каждого из них системы общечеловеческих ценностей, средствами воспитания чувств национальной гордости, любви к своему народу, к своей Родине,  формирования духовно-нравственных ценностей. Построение модели воспитательной системы в школе, выявляет проблему формирования личности ученика на традициях народной культуры и адаптации к современному обществу. В дело построения системы образования на основе ценностей народной культуры весомый вклад внесли С.С.Балашова, Г.Н.Волков, М.Н.Кузьмин, И.А.Липский, М.А.Некрасова, Б.М.Неменский, и др. Процесс приобщения школьников к культурным народным традициям широко представлен в учебных программах и концепциях М.Ю.Новицкой («Введение в народоведение»), Б.М.Неменского («Изобразительное искусство и художественный труд»), Т.Я.Шпикаловой («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»). Культурным народным традициям, как правило, в общеобразовательных учреждениях отводится образовательная область «Искусство» или факультативы. Сведения о культурных народных традициях, получаемые детьми в ходе изучения иных дисциплин (литературы, истории, географии), как правило, фрагментарны. В этих условиях нельзя говорить о целостности восприятия культурных особенностей, ценностей народа.

        Анализируя современное состояние формирования духовно-нравственных качеств подростков на основе приобщения к культурным народным традициям, Емельянова Т.В. выявляет следующее:

- внедрение в образовательный процесс лишь «внешней» этнокультурной составляющей традиционной культуры народа (обычаи, обряды), что ведет к формализации и примитивизации духовно-нравственных ценностей культуры, превращая их в набор прописных истин, лишенных смысловых оснований;  

- слабая разработанность педагогических систем духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы посредством приобщения к культурным народным традициям, что приводит к разрыву связи поколений, утрате позитивных идеалов, оскудению духовного мира личности;

 - отсутствие интегративного подхода к вопросу духовно-нравственного воспитания, что препятствует формированию целостной, позитивной мировоззренческой базы личности школьника;

 - несовершенство программ образовательного процесса, связанных с формированием духовно-нравственных качеств подростков в общеобразовательных школах, результатом чего является падение уровня нравственности подрастающего поколения;

- недостаточное внимание к региональным культурным ценностям делает невозможным глубокое понимание учениками мировой культуры, базирующейся на многих национальных формах культуры и хранящей в себе всечеловеческие духовно-нравственные ценности.[2]

В приобщении школьников к культурным народным традициям в МОУ «Инсарская СОШ №2», важное место отводится предметам музыка, мордовский язык и мировая художественная культура. Потенциал данных предметов в духовно-нравственном воспитании школьников огромен: знакомство с мировой художественной культурой и самобытной культурой народов Поволжья, нашей малой родины. Все это должно помочь растущему человеку в самостоятельном и ответственном выстраивании отношений между собой и природой, семьей, обществом, историей, культурой, настоящим и будущим России и мира. Задачами, стоящими перед предметами музыка, мордовский язык и мировая художественная культура в формировании духовно-нравственных ценностей, являются:

1. знакомство с историко-культурными и музыкально-нравственными традициями    мордовского народа;

2. приобретение знаний о традициях, обрядах, истории мордовского народа;

3. освоение основных духовно-нравственных ценностей народов России, эстетических  идеалов, а также стереотипа общественного поведения;

4. формирование эмоционально-ценностного отношения и эстетического отношения к  миру на основе опыта, заложенного в художественных произведениях.

       Анкетирование, проведенное в «МОУ Инсарская СОШ №2»,выявило: в образовательный процесс школы внедрена лишь внешняя сторона традиционной культуры народа (обычаи, обряды), что приводит к формализации и примитивизации духовно-нравственных ценностей народа.   Сложившаяся ситуация требует поиска иных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Анализ образовательного процесса, а также возможностей изучаемых в школе предметов и факультативов, позволил определить педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, в частности, по предметам - музыка, мордовский язык и мировая художественная культура:

1)включение в содержание предметов музыка, мордовский язык и мировая художественная литература знаний о традициях народной культуры страны;

2)организация педагогической деятельности по усвоению школьниками традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;

3)активизация деятельности школьников по изучению традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;

4)реализация межпредметных связей при изучении традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания.

Цели проекта: 

- духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изучения, сохранения и развития традиций народной культуры;

- пробуждение интереса к изучению истории и культуры мордовского народа;

-  формирование ориентированной личности, умеющей жить в гармонии с окружающим миром и обладающей необходимыми знаниями для жизни в обществе.

Задачи проекта:

  • создание единой воспитательной сферы духовного развития учащихся;
  • гармоничное духовное развитие каждой личности, привить ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважение к старшим;
  • приобщение учащихся к истокам народной духовности и нравственности;

        развитие общей культуры учащихся на основе приобщения к культурному наследию России.

Организационно-педагогические условия реализации

проекта.

  1. Учебная деятельность через предметы.
  2.  Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
  3. Система тематических классных часов.
  4.  Проведение праздников (фольклорных, традиционных, народных).
  5.  Выставки творческих работ.
  6.  Участие в тематических конкурсах, олимпиадах по краеведению.
  7.  Создание вокальных ансамблей «Радуга» и «Родники».
  8.  Проведение музыкальных лекториев.
  9. Семинары для педагогов по организации духовно-нравственного воспитания.
  10.  Сотрудничество с другими образовательными учреждениями района и республики.

Основные направления в реализации проекта.

С целью обеспечения духовно-нравственного становления личности учащегося соблюдается ряд условий:

  • отбор в соответствии с психолого-возрастными особенностями учащихся форм, методов, приёмов работы и ведущих видов деятельности, направленных на переживание учащимися общечеловеческих ценностей;
  • приобщение к художественному наследию, создание условий для художественного самовыражения всех участников образовательного процесса;
  • постоянное повышение педагогической культуры учителя;
  • разработка и проведение уроков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации духовно-нравственного воспитания;
  • интеграция учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, приобщение к миру прекрасного, к культуре человеческих отношений.

     Научная новизна и практическая значимость работы. Проект направлен на подготовку учащихся, хорошо знающих корни своего народа, и в то же время обладающих общероссийским и общемировым сознанием. Основной замысел проекта состоит в выработке у учащихся индивидуальных способностей сохранения и развития национальной культуры в быстроразвивающемся мире.

      Большинство мероприятий данного проекта (научно-практические конференции, лекции, ролевые игры, семинары, презентация проектов, музыкальные лектории, экскурсии, участие в конкурсах различного уровня) отвечает задачам разных режимов: учебного, воспитательного, позиционно-ролевого, культурного и рефлексивного.

Достижение цели и решение задач, определенных проектом  выполняется  по нескольким направлениям:

  1. Урочная деятельность.

      Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется, прежде всего, вовлечением в содержание предметов знаний о культурных традициях народов, что является основой для усвоения и формирования:

- на уроках музыки - музыкальных способностей и эмоциональной сферы,  эстетического вкуса и любви к музыке, стремления к самообразованию и желания познакомиться с культурами других народов;

- на уроках мордовского языка - нравственных ценностей мордовского народа, воплощенных в мордовском музыкальном искусстве, традициях, обрядах, истории мордвы, жанрах мордовских народных песен, национальных музыкальных инструментов, творчества мордовских композиторов и исполнителей;

- на уроках мировой художественной культуры – ценностных ориентаций школьника об окружающем мире и природе, обществе и себе.

          Превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю потребность, происходит через нетрадиционные уроки: интегрированные, уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-презентации, уроки-концерты. Уроки способствуют  реализации познавательной и творческой активности.

  1.    Музыкально-творческая деятельность, обладает эмоциональным

духовно-нравственным воздействием. Музыкальное искусство создает своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру, обогащая духовный опыт, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

     Несколько лет в школе работает вокально-музыкальный ансамбль    

«Радуга», участниками которого являются дети разного возраста. Цель данного коллектива: выступая на школьной, районной и республиканской сцене, через вокальное исполнение затронуть душу каждого слушателя.

Старший состав ансамбля в 2008 году стал дипломантом  республиканского форума «Одаренные дети». На конкурсе  представлены эссе, театрализованное представление,  подготовлено музыкальное произведение. Дети показали эрудированность, творчество и музыкальность. Ансамбль «Радуга» участвовал в республиканском конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» и стал дипломантом 3 степени. Музыкальный коллектив  является «украшением» любого районного праздника, конкурса, встречи в школе гостей.

     Воспитание интереса и любви к национальному искусству привело к

созданию вокального квартета «Родники». Участники квартета знакомятся с национальным языком и исполняют песни на мордовском языке. Как красиво, свежо и ярко звучат национальные песни, какая сила и энергия таится в них, как красочны и многообразны созвучия, возникающие при многоголосном исполнении.

          В 2008 году квартет «Родники» участвовал  на всероссийском конкурсе национальной песни «Од вий»,  проходившем в республике Мордовия. Дебют молодого коллектива прошел успешно, ребята услышали много отзывов и пожеланий в свой адрес.  В нынешнем году ребята также продолжили работу в проекте. Основной целью квартета является исполнение мордовских и русских песен с ладовыми, тембровыми, ритмическими особенностями, характерными для национальной музыки.

3.        Музыкальные лектории.

     Приобщают учащихся к истории родного края, повышают интерес к событиям, людям, явлениям с Особое место в реализации проекта занимает работа школьного музыкального лектория. Как много открытий делают ребята, когда вместе с учителями готовят встречи: «Народа музыкальная душа», «Земля талантами богата», где и поют, рассказывают и делятся сокровенным.

     Музыкальные лектории «Встреча с руководителем Кочетовского народного хора  А.Т.Асташкиной», «Мордовский народный хор: вчера и сегодня»  приобщают  учащихся и их родителей к истории родного края, повышают интереса к событиям, людям, явлениям своей малой родины, воспитывают  чувство гордости за свой народ.

     В октябре этого года музыкальный лекторий для учащихся  провёл известный мордовский композитор Андрея Ефимовича Пивкин. Творческая дружба связывает школу с Андреем Ефимовичем. Сохранение традиций духовной и музыкальной культуры – главное в творчестве педагога и музыканта.

4.    Научно-исследовательская деятельность.

  Одним из результатов работы является успешное участие ребят  в

исследовательской деятельности: на школьном, районном, республиканском уровнях. Исследования  «Особенности духовной и  материальной культуры мордовского народа», «Будет ли жить народный хор?» получили высокую оценку на межрегиональной научно-практической конференции   «Живая   культура: традиции и современность»(II место).

 В 2008 году самой продуктивной стала работа «Семья – носитель

культурных ценностей». В основе исследования лежит определение значения семьи в сохранение народной культуры. Данная работа была представлена на конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии» (региональный учебный округ им. Н.П.Огарева), а также на республиканском конкурсе молодежных проектов и творческих работ « Калейдоскоп профессий», где  была отмечена  дипломом.

Этапы проекта.

Проект рассчитан на четыре года. Работа по данному направлению ведется

в течение трёх лет.

1. Мероприятия, способствующие сохранению обычаев, традиций, творческие мастерские.

        2006 год

               – Краеведческая работа: сбор материала для исследовательских    

                   работ;

               - вечер «Земля моя»;

               - торжественное собрание «Десять лет созидания»;

                 -открытое заседание школьного музея «С кем хлеб-соль водишь,  

                   на  того  и  походишь».

       2007 год

                 - классный час «Народа музыкальная душа» (о музыкальных  

                       инструментах);

                - праздник «В гостях у мордовской сказки»,

                 - вечер «Знаменитые люди Республики Мордовии»;

                 - классный час «Моя родословная».

       2008 год

              - Музыкальные лектории:

                   «Мордовский народный хор: вчера и сегодня»;

                   «Земля талантами богата…».

       2009 год

              - краеведческая работа: сбор материала для исследовательских    

                 работ;

              - встреча с республиканским Театром Кукол «Крошка».

             

2. Сотрудничество с финно-угорскими народами (выставки, встречи, викторины).

       2007 год

           – Музыкальные лектории:

                   «Встреча с руководителем Кочетовского народного хора  

                                                                                            А.Т.Асташкиной»;

                       «Нина Спиркина – «соловей» земли мордовской»;            

                  - участие в межрегиональной научно-практической конференции  

                  «Живая   культура: традиции и современность».

       2008 год

          - экскурсия в село Кочетовка «Традиции и культура мордвы»;

               - участие в межрегиональной научно-практической конференции

                 учащихся;

               - сотрудничество с 19 гимназией г.Саранска по вопросам

                  этнокультуры.            

       2009 год 

              - Музыкальные лектории:

                     встреча с мордовским композитором А.Е.Пивкиным;

                   «Песни моей малой родины» (знакомство с особенностями    

                     русского, мордовского и татарского фольклора);

              - коллективное посещение учащимися концертов  Спиркиной,  

                    Куликовой;

               - участие в республиканском Форуме «Одарённые дети»;     

               -участие в межрегиональной научно-практической конференции  

                «Живая   культура: традиции и современность»  ноябрь;

             -участие в межрегиональной научно-практической конференции

                 учащихся,  март;

             - сотрудничество с 19 гимназией г.Саранска по вопросам

                 этнокультуры.

  1.   Организация смотров, конкурсов.
  1.  год

    -научно практическая конференция «Знай и люби свой край»

        защита исследовательской работы «Особенности духовной и      

             материальной культуры мордовского народа».

       2007 год

             -школьная научно-практическая конференция «Город и твой, и мой»

                 защита исследовательских работ учащимися;

             - творческий отчёт школы «Город и твой, и мой», посвященный

                  360-летию г. Инсара.

           2008 год

             - школьная научно-практическая конференция «Знай и  люби свой              

                   край», защита исследовательских работ учащимися.

           2009 год 

              - школьная научно-практическая конференция «Мой край родной»,        

                 защита исследовательских работ,

              - творческий отчёт  школы «Радуга звёзд».

Результативность. Известно: главным критерием педагогической деятельности является ее эффективность и результативность.  Среди учеников трех ступеней обучения (по 25 человек каждой ступени), было проведено анкетирование с целью диагностики уровня сформированности духовно-нравственных качеств по следующим критериям:

- знания о моральных нормах, духовно-нравственных ценностях;

- эмоциональная отзывчивость на явления окружающего мира, культуры;

- интериоризация духовно-нравственных ценностей.

Анализ результатов анкетирования показал динамику формирования духовно-нравственных качеств на основе традиций народной культуры.

 

Динамика формирования духовно-нравственных качеств учащихся.

    Все это свидетельствует об эффективности педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе по музыке, мордовскому языку, а также – внеклассной деятельности по данным предметам. В то же время здесь очевидна необходимость продолжения формирования интериоризации духовно-нравственных ценностей посредством расширения межпредметных связей и придания им ценностных оснований.

В целом - опыт организации деятельности учащихся по изучению традиций народной культуры способствует:

  • формированию внутренней потребности в духовно-нравственных нормах поведения;
  • повышению мотивации при изучении музыки и мордовского языка;
  • реализации познавательной и творческой активности;
  •    расширению простора для творческой и созидательной деятельности.

    Перспективами развития духовно-нравственного воспитания в школе являются:

- вариативное планирование образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное воспитание;

- продолжение проектной работы, направленной на развитие творческой личности;

- обновление программно-методического и технологического обеспечения.

Ожидаемый результат. Создание условия для развития национального образования и изучения родного языка. Формирование общекультурной компетенции выпускников, выражающийся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ человеческой жизни. Достижение оптимального уровня развития музыкальных способностей и толерантного отношения к родному краю.

Уважение к культурным традициям и представителям народной культуры

    Выводы и рекомендации. Духовные ценности народа, его культура и многовековые традиции всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Народная культура, искусство и духовные ценности помогают раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, регионом, краем, Отечеством.

   Задача школы и общества в целом  воспитывать в детях интерес и уважение к истории и культуре народа своего региона. Игнорирование бесценного национального богатства ведет к утрате общечеловеческих ценностей, тем самым человек обречен на духовное вымирание.

     Ожидаемым результатом образовательной деятельности станет создание условий для формирования общекультурной компетенции выпускников, выражающейся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах человеческой жизни, уважении к культурным традициям и толерантности. Только такой подход помогает найти заветную тропинку к душам детей и раскрывает мир Добра и Любви, Справедливости и Нравственности.  

 


[1]  Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (проект). Москва июнь 2008 года

[2] Емельянова Т.В. Автореферат Формирование духовно-нравственных  качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям. Тольятти – 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Музыка моего народа"

Урок музыки в начальной школе по теме "Народное творчество России"....

презентация к уроку "музыка моего народа"

Символика Республики Мордовия, жанры песен, композиторы и исполнители Республики Мордовия...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...