СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме

Щеголеватых Валентина Михайловна

Разработанный урок по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».

Выполнила:

Щеголеватых В.М.,

учитель музыки

МАОУ СШ №2 г. Пестово.

г.Пестово

2016 год

Теоретическое обоснование выбранной темы

В современных условиях возникает необходимость в поиске новых подходов к организации педагогической деятельности учителей, поскольку возрастает требовательность к уровню их профессионализма, к необходимости повышения их квалификации, т.к. обновление современного образования предполагает новые требования к эффективности развития образовательной системы,  а  это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Он позволяет развивать творческую, исследовательскую и практическую деятельность учителей и учащихся.

Вот почему тема «Системно - деятельностный подход  к обучению учащихся на уроках музыки» для меня как учителя музыки является актуальной.

Насколько мне известно, понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.  

  Учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения.  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий для реализации поставленных педагогических целей.

Поскольку качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас", то необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой.

Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода направлена на

  • придание результатам образования социально  и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Практическая часть

Урок музыки в 4 классе разработан мною в системе уроков открытия нового знания, по программе Д. Кабалевского с использованием созданных презентаций на основе системно-деятельного подхода с использованием ИКТ.

Тема урока:

 «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ»

Оборудование: мультимедийная техника, баян, шумовые инструменты(бубны, кастаньеты), карточки со словами(«баркарола», «тарантелла», «гондольеры».

Цель урока:

Формирование умений учащихся осмысливать полученные знания при знакомстве с музыкальными произведениями русских композиторов, созданных в традициях итальянской народной музыки.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с особенностями музыкальной культуры итальянского народа.

2. Познакомить с произведениями русских композиторов, созданных в духе итальянской народной музыки(Чайковский, Гаврилин, Глинка).

3. Расширить кругозор учащихся о культуре Италии.

Развивающие:

1.Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, исполнительское мастерство.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к музыкальной культуре других народов.

2. Развивать эстетический вкус учащихся через знакомство с культурой Италии.

                                         

                                   

                                КОНСПЕКТ УРОКА

У. Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в удивительное время , когда с помощью современных технологий можно перемещаться из одной эпохи в другую. Вы любите путешествовать? Тогда  давайте переместимся в 19 век.

Что вам больше всего запомнилось с прошлых уроков?

 Музыку каких народов мы слушали на прошлых уроках?

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы понять музыку других народов?

Д. (ответы детей)

У.Нужно учиться слушать музыку, размышлять о ней, понимать ее, и тогда  мы сможем разобраться в любом произведении, даже не зная языка, культуры этих стран, потому, что музыкальный язык понятен всем без перевода. В какой бы стране мы не побывали, везде люди мечтают о мире, добре и счастье.

А сейчас мы снова вернемся в 21 век и исполним песню « Дорогою добра».

У. Как вы думаете, что такое доброта?

Д. ответы детей

У.Дорога добра не имеет границ, также как и музыка понятна и доступна каждому человеку.

А теперь пришла пора  отправимся в теплую, южную страну, известную всему миру своей богатой историей, памятниками культуры, творчеством замечательных архитекторов, скульпторов, художников, музыкантов, талантливым, эмоциональным народом.

 (Открыть «Материалы к уроку», презентация «Урок Музыки», Слайды «Страна», музыка П.И. Чайковского «Итальянское каприччио»).

 Что же это за страна, кто-нибудь уже догадался?

.(Слайд «Карта»).

А кто покажет на карте какими морями омывается?

(ученик показывает на карте моря и страны с которыми соседствует Италия)

У. Это Италия. Страна омываемая с разных сторон морями: Средиземным, Адриатическим, Ионическим. Соседствует с Францией, Австрией, Швейцарией.

У. Ребята, а вы заметили какая прекрасная музыка сопровождала наше путешествие? Может кто-то слышал ее раньше?

Д.(ответы детей)

 У.Сопровождала наше путешествие музыка великого русского композитора П.И.Чайковского. (Слайд «Портрет П.И. Чайковского»).

 Вы спросите, почему Чайковский и Италия? Какая между ними связь?  

В 19 в. Италия была культурным центром Европы. Там учились многие композиторы, художники. Был там и Чайковский. Под впечатлением от своих путешествий и было написано это замечательное  произведение «Итальянское каприччио».

 (Каприччио - музыкальное произведение свободной формы, отличающееся живостью, игривостью).

 Путешествуем дальше.

А сейчас мы отправимся в один из самых удивительных городов Италии.

(Слайды «Город 1»,  + фон - звучание старинной итальянской музыки).

У. Что же это за город? Что вы знаете об этом замечательном городе?

Д.(ответы детей)

У.«Венеция родилась из пены вод морских, подобно божественной Венере». Так сказал о Венеции Александр Блок, русский поэт. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные, черные лодки – гондолы. А управляют этими лодками лодочники-гондольеры.(на доску закрепить карточку со словом ГОНДОЛЬЕРЫ)

. Кто однажды побывал в Венеции, никогда не забудет красоту этого города.

У. какие замечательные строчки написал об этом городе русский поэт М.Лермонтов.

У.Ребята, кто хотел бы прочитать эти строчки для всех нас?  

Д.(кто-то из детей читает строки М.Лермонтова)

Поверхностью морей отражена,

Богатая Венеция почила,

Сырой туман дымился и луна

Высокие твердыни осребрила.

Чуть виден бег далекого ветрила,

Студеная вечерняя волна

Едва шумит под веслами гондолы

И повторяет звуки баркаролы

М.Лермонтов

 Полюбил этот город и М.И. Глинка, русский композитор, который приехал в Италию в 1830 г. чтобы «усовершенствоваться в искусстве» (Слайд «Глинка»). В Италии Глинка с большим увлечением занимался пением, ходил в театры, слушал оперы, знакомился с лучшими певцами и композиторами, сочинял арии в итальянской манере. Одно из таких произведений мы сейчас и послушаем.

(Слайд «Город 2», + романс «Венецианская ночь» М.И. Глинки).

У.   Как вы думаете, о чем это произведение?

- Какое было сопровождение, оркестровое или звучал какой-то один инструмент?

- Какой голос исполнял?

- Какой характер музыки?

Д.(ответы детей)

У.Этот романс написан в стиле песни – баркаролы.(на доске закрепляется карточка со словом БАРКАРОЛА)

Что такое баркарола? Барка в переводе с итальянского означает лодка. Баркарола - песня лодочника. Гондольеры, управляя своими лодками - барками пели напевные, плавные, тихие песни, мягко покачиваясь на волнах реки.

М.И.Глинка русский композитор, а как точно он смог передать характер итальянской песни – баркаролы. (Слайд «Город 2», + фрагмент романса «Венецианская ночь» М.И. Глинки).

 Но в Италии не только пели красивые песни, но и веселились, танцуя зажигательные танцы.

Звучит «Тарантелла» муз. Миллекера. (Исполняет на инструменте учитель. Учащиеся хореографического отделения ДШИ  танцуют танец).

У.Вам  понравился танец? А костюмы у девочек? А вы знаете, что некоторые элементы костюма ребята  создавали сами?(украшение на голову, аппликации на жилетках).    

У.Прозвучал итальянский народный танец – ТАРАНТЕЛЛА.(на доске закрепляется карточка со словом ТАРАНТЕЛЛА. (Слайды «Танец 1», 1,2 кадры).

Это стремительный, веселый  танец, в 3-дольном размере. Танец исполнялся под гитару и сопровождался звучанием бубна и кастаньет.

 Давайте и мы попробуем украсить наш танец ударными инструментами.

(Творческая работа учащихся: иллюстрация тарантеллы с использованием шумовых инструментов (бубны и кастаньеты).

А теперь давайте исполним этот танец так, чтобы ноги сами пустились в пляс.

У.Вам понравилось  ваше исполнение?

Д.(ответы детей)

Тарантеллу писали многие  зарубежные и русские композиторы: Лист, Шопен, Чайковский, Прокофьев. Некоторые использовали музыку этого зажигательного танца в своих операх и балетах.  

(Слайды «Танец 1», 3 кадр).

В.Гаврилин, русский композитор 20 века написал балет «Анюта», где также звучит этот танец.

. (Видео «Танец 2»).

 Обобщение.

У.Вот и подошел к концу наш необычный урок. Молодцы, ребята, сегодня все работали очень хорошо!

Ребята, кто вспомнит тему нашего урока?

Как связана между собой музыка России и Италии?

Понравилась ли вам страна Италия?

Музыка  каких композиторов прозвучала на уроке?

 (Слайд «Итог», 1 кадр).

Как называется романс М.И. Глинки?

Кто такие гондольеры? (Слайд «Итог», 2 кадр).

Что такое баркарола?

Тарантелла – это танец или песня?

Д.(ответы детей)

Домашнее задание.

Изобразить свои впечатления о Венеции.

 Вы можете объединиться в творческие группы, кто-то пишет стихи, кто-то хорошо рисует, кто-то может написать хорошее сочинение на тему «Чем мне запомнилась Италия?»

Кому-то захочется создать эскиз костюма для тарантеллы.

Те ребята, которые пользуются интернетом могут сделать слайд-презентацию о Венеции. Все работы будут выставлены на школьной экспозиции, посвященной Италии.

Результативность.

Поставленные цели и задачи достигнуты, урок результативен.

 Эффективность урока

Урок имел высокую эффективность, все учащиеся были вовлечены в познавательную и творческую деятельность. Распределение времени на различных этапах урока соответствовало поставленной цели и задачам.

Список литературы:

1. Программа общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы». Под руководством Д.Б.  Кабалевского. – Москва, «Просвещение», 2005.

2. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. – Москва, «Музыка», 1989.

3. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». – Москва, «Советский композитор», 1986.

4.Материалы курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования».

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

1.Power Point

2. Microsoft office 2007

3. Сайты wikipedia.org, www.youtube.com, dreamvoyage.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.

quot;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Б.Шоу...