Формирование познавательных УУД на уроках музыки в основной школе
статья по музыке на тему

Желтикова Лариса Владимировна

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в основной школе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.В.Желтикова

учитель музыки

Формирование  познавательных универсальных учебных действий

на уроках музыки в основной школе

   

Одним из приёмов формирования познавательных УУД на уроках музыки является приём фиксации видовых и жанровых особенностей. В учебном материале 5 класса наблюдается явный количественный перевес в пользу песенной музыки, возможно, как наиболее простой для восприятия и анализа, но в то же время яркой и контрастной по образному содержанию. Учащиеся, согласно программе, должны научиться различать следующие песенные жанры: песни (народные лирические и плясовые, обрядовые, бардовские, эстрадные, из кинофильмов и пр.), романсы, вокализы, баркаролы, арии из опер и мюзиклов, молитвы и церковные гимны, песни без слов (фортепианные миниатюры), кантаты, оратории, вокальные сюиты.  

Логично было бы упорядочить их в таблицу, для того чтобы осознать видовое родство этих жанров и зафиксировать их тематические и исполнительские различия в памяти учащихся. При этом создать простейший алгоритм анализа музыкального произведения, то есть последовательность осознания авторских музыкальных и литературных, жанровых, тембровых, и исполнительских особенностей.

Заполнение таблицы в процессе урока само по себе уже задаёт условие сравнения прослушанных и исполненных произведений между собой, выявление особенностей и родства, обозначенного в теме урока. По мере заполнения таблицы, при повторении фамилий авторов создаётся возможность выявить их жанровые и образные предпочтения, а при повторении жанра зафиксировать в памяти образное и тембровое разнообразие произведений одного вида.

Наличие учебной таблицы явно облегчает выполнение учащимися проверочных работ по типу «музыкальной викторины», которая с одной стороны, должна выполнять роль поэтапной тренировки музыкальной памяти, с другой – являться созданием оценочной ситуации. Учащийся, аккуратно и последовательно заполняющий таблицу, получает в итоге собственноручно изготовленное пособие, позволяющее определить практически безошибочно любое программное произведение песенного жанра. Это удобно и это оправданно. С одной стороны, это делает ненужным градацию викторины по уровню сложности, то есть психологически уравнивает слушателей, с другой – поднимает престиж наиболее дисциплинированных учащихся, причём вне оценки их собственно музыкальных способностей.    

Таблица представляет собой разворот учебной тетради, желательно в середине, разделённый на шесть столбцов с наименованиями: Автор, Название, Жанр, Слова, Тембр, Аккомпанемент. Поверх таблицы может иметь место общий заголовок: «Песни и песенные жанры».

Наименование первого столбца означает фиксацию инициалов и фамилии автора музыкального произведения, закрепляющее их правописание и запоминание. Далее название произведения логически связывается с фиксацией жанра. Последние столбцы направлены на осознание Фактуры  исполнения, состоящей из главного тембра (мелодия + метроритм, одноголосия или многоголосия) и аккомпанирующего (либо его отсутствия). В последующей работе с таблицей возникает  соответствие персоналии с наиболее часто встречающимися в их творчестве жанрами.

Второй столбец фиксирует как название всего произведения, так и указывает на изучаемую его часть, что даёт повод говорить о форме произведения. Жанр, фиксируемый в третьем столбце, направляет внимание учащихся на видовые особенности произведения и предназначение, условия исполнения музыки. Четвёртый столбец носит явно упрощённое наименование «Слова», так как в нём может быть зафиксирована фамилия автора стихотворного текста, язык исполнения произведения, литературный жанр, либо другие особенности, позволяющие слушателю распознать именно это произведение в общем потоке музыкальной информации (например, во время проверки музыкальной памяти).

Необходимость фиксации вокального, либо инструментального тембра тренирует музыкальный слух и аналитические способности учащегося, совершенствует навык  написания музыкальных терминов. Практически та же учебная функция возлагается на шестой столбец, лишь усложняется дополнительным условием анализа восприятия фактуры произведения.

    Пример № 1:      

   Автор

Название

Жанр

Слова

Тембр

Аккомпанемент

С.Рахманинов

«Вокализ»

Вокализ

-------

сопрано

фортепиано

С.Рахманинов

«Весенние воды»

Романс

Ф.Тютчев

тенор

струнный ансамбль

Из сравнительного анализа двух произведений, занесённых в таблицу в различное время на протяжении всего учебного года, учащиеся (с помощью учителя) могут сделать вывод:

 - о тяготении С.Рахманинова к вокальным жанрам, преимущественно романсового склада (то есть более сложного, чем песня);

 - о выборе в качестве литературной основы произведений классической русской поэзии;

 - о преобладающем звучании в его вокальных произведениях высоких, звонких, «полётных» тембров голосов;

 - об использовании более «прозрачной» фактуры, создающей ощущение трагического одиночества в произведении, написанном в условиях вынужденной эмиграции во время Второй мировой войны;

 - о фактуре плотной, подвижной, изменчивой как водный поток в музыке пробуждающейся природы;

 - о разнообразии настроений в музыке, продиктованном изменением состояния души автора, создающего музыку.

    Пример № 2:

автор

название

Жанр

слова

тембр

аккомпанемент

Ф.Шуберт

«Аве, Мария»

Гимн

итал.язык

дискант

инстр.ансамбль

Ф.Шуберт

«Форель»

Песня

Л.Шубарт

сопрано

фортепиано

Два произведения из учебного плана первого и второго полугодия могут быть сравнительно  проанализированы следующим образом:

 - наиболее успешным, до сих пор привлекающим внимание слушателей, оказался для Ф.Шуберта жанр песни;

 - спектр назначения вокальных произведений включал в себя как светские, так и духовные жанры;

 - авторами текстов песен были в основном друзья и современники композитора, духовные произведения сочинялись на латинские тексты, а в данном случае звучит перевод на итальянский язык, т.к. исполнитель – итальянец, мальчик 9-10 лет, Робертино Лоретти;

- тембры голосов подчёркивают образную атмосферу произведений: возвышенную, небесную, храмовую в первом случае; живую, подвижную, природную – во втором;

- современное звучание инструментального ансамбля в первом произведении несколько «приземляет» возвышенный характер гимна, усугубляя его мелодическую светскость до уровня эстрадности;

-  звуко-изобразительные элементы, хорошо слышимые в прозрачной фактуре фортепианной партии усиливают впечатление живописности произведения.

Возможность ведения подобной таблицы с моей точки зрения является необходимым умением учащихся 5-6х классов, определяющим степень компетентности в восприятии и анализе музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.

Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе (выступление на школьном семинаре)...

Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)

В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...

формирование познавательных интересов на уроках музыки

формирование познавательных интересов средствами музыкального искусства на уроках и во внеурочной деятельности...