рабочая программа вокального кружка
рабочая программа по музыке на тему

Носкова Елена Евгеньевна

Программа составлена в соответствии с ФГОС и  рассчитана на  3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа вокального кружка188 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка "Вокальный ансамбль  «Весёлые нотки»"

2-4 классы

Составитель Носкова Елена Евгеньевна,

учитель музыки второй категории

г. Нижний Новгород

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

"Поселяйся там, где поют.

Те: кто поют, худо не думают"

Направленность дополнительной образовательной программы - художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот поэтому со всей остротой встает вопрос о связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, проводящейся в кружке. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, создает условия для общения.

Цели и задачи программы

Цель: 

1. Привить устойчивый интерес к музыкальному искусству

2.  Научить правильно исполнять вокальные произведения

3. Помочь раскрыть себя в творчестве

Задачи:

1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширение знаний ребят об истории Родины, ее певческой культуре.

2. Формирование интереса детей и их родителей к миру традиционной русской культуры.

3. Воспитание уважительного отношения к другим детям и взрослым (особенно пожилым людям).

4. Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора.

5.Формирование исполнительских навыков в области пения.

6. Воспитание творчески-активных личностей.

Отличительные особенности

Программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. В программе наряду с умениями певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы - от 8 до 11 лет.

      Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 3 года.

 Занятия проводятся 2 раз в неделю, 76 часов в год.

         

Формы проведения занятий:

  • музыкальные занятия;
  • беседа;
  • практическое занятие;
  • репетиция;
  • занятие-постановка;
  • выездное занятие.

Занятия могут проводится со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов
  • дыхательная гимнастика
  • распевание
  • работа над произведением
  • анализ занятия
  • задание на дом

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

 Используемые приемы обучения:

  • - наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  • - наглядно – зрительный (видеозаписи)
  • - словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  • -  практический (показ приемов исполнения, импровизация)
  • - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
  • - методические игры

Ожидаемые   результаты  работы по программе

Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. Проверкой знаний, умений и навыков  являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
  • - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • - наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
  • - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
  • - позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные УУД:

  • - умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
  • - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  • - умение формулировать собственное мнение и позицию.
  • - умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

  • - умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
  • - умение устанавливать простые аналогии  ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
  • - формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

  • - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
  • - участие в музыкальной жизни класса (школы, города)
  • -  умение применять знания о музыке вне учебного процесса

Способы определения их результативности:

  • педагогическое наблюдение в процессе творческой деятельности учащихся
  •  самостоятельное разучивание вокальных произведений;
  • опрос детей во время занятий;
  •  участие в концертах и конкурсах районного, областного масштабов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - участие в школьных концертах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Программа имеет трехуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру. В программе выделены следующие направления:

1. Вокально-хоровая работа

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

3. Теоретико-аналитическая работа.

4. Концертно-исполнительская деятельность

Содержание  первого года обучения

Вокально-хоровая работа

Прослушивание голосов

Содержание: прослушивание голосов детей, выявление диапазона ребенка.

Певческая установка. Дыхание

Содержание. Разъяснение основных правил певческой установки: голову держать прямо, стоять твердо, прямое положение корпуса. Формирование короткого вдоха и плавного и экономного выдоха.

Распевание

Содержание. Занятия начинаются с распевания. Для распевок на первом году занятий следует использовать считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с детства. Дирижерские жесты

Содержание. Дирижерские указания педагога должны обеспечивать точное  и одновременное начало и снятие звука, звуковедение (легато, нон легато)

Унисон

Содержание. Главной задачей первого года  становится приведение певцов к общему тону.

Вокальная позиция

Содержание. Формируется правильное положение певческого аппарата, умение использовать головные и грудные резонаторы.

Звуковедение

Содержание. Выполнение упражнений : пение закрытым ртом звука "м"; пение на гласные "и", "е", "у"; пение слогами лё, му, гу,  ду.

Дикция

Содержание. Для развития артикуляционного аппарата используются скороговорки:"От топота копыт...", Купил кипу пик..." и т.д.

Двухголосие

Содержание. Элементы двухголосия даются в упражнениях.

Работа с солистами

Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений.

Сводные репетиции

Содержание. Репетиции проводятся перед выступлением в плановом порядке.

Сценические движения

Музыкально-теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

Содержание: понятие о высоких и низких звуках, длительностях нот, устойчивых и неустойчивых звуков.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Содержание. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, улучшения чистоты интонирования на одном звуке.

Развитие чувства ритма

Содержание. Используются ритмические упражнения: движение, марширование, элементы танца, игра на ударных инструментах

Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

Содержание. Проводится беседа о профилактике простудных заболеваний и о том , как правильно себя вести, если заболел.

Народное творчество

Содержание. Воспитанники знакомятся с народными песнями, жанрами народной песни, манерой исполнения народной песни.

Беседа о творчестве композиторов -классиков

Содержание. В репертуар участников кружка входят произведения русских композиторов-классиков. Проводится беседа о творчестве М. И. Глинки и П. И. Чайковского.

Беседа о творчестве современных композиторов

Содержание. Чтобы глубже понимать исполняемые произведения современных композиторов, воспитанники  знакомятся с биографией и творчеством Г. Гладкова, М. Минкова и т.д.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на Голосе

Содержание. Просмотр и обсуждение главных вокальных конкурсов.

Концертно-исполнительская деятельность

Участники кружка составляют совместно план-график выступлений, обсуждают  и выбирают репертуар выступлений, планируют  совместные выезды на концерты, экскурсии. в театры.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из  них

теория                 практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

5

1

4

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

6

1

5

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

4

1

3

9

Дикция

4

1

3

10

Двухголосие

4

1

3

11

Работа с солистами

6

6

12

Сводные репетиции

4

4

13

Сценические движения

4

4

Музыкально-теоретическая подготовка

14

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

15

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

4

1

3

16

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа

17

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

18

Народное творчество

3

1

2

19

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

20

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

21

Просмотр видеозаписи выступлений детей на Евровидении, программе "Голос"

2

2

Концертно-исполнительская деятельность

22

Открытый урок для родителей

2

2

23

Праздники, выступления

4

4

24

Экскурсии, концерты, театры

2

2

Итого

76

18

58

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова - петь "мягко, нежно, легко";
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • основы музыкальной грамоты;
  • познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
  • к концу года показывать результат элементов двухголосия.

Содержание  второго года обучения

Вокально-хоровая работа

Прослушивание голосов

Содержание. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение

голосового аппарата, техника безопасности.

Певческая установка. Дыхание

Содержание. Разъяснение основных правил певческой установки: при пении нельзя ни стоять. ни сидеть расслабленно; необходимо сохранять ощущения постоянной внутренней и внешней подтянутости. Правильная певческая установка обеспечивает активность дыхания, яркость тембра, устойчивость интонации.

Распевание

Содержание. Занятия начинаются с распевания. Введение голосового аппарата в работу с  постепенным увеличением  нагрузки в отношении звуковысотного и динамического диапазонов.

Дирижерские жесты

Содержание. Знакомство с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4, изменение темпа, ритма, динамики.

Унисон

Содержание. Используя цепное дыхание, певцы вслушиваются в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Вокальная позиция

Содержание. Добиваться яркого, не засоренного лишними призвуками голоса, учитывать работу резонаторов.

Звуковедение

Содержание. Формирование навыков связного пения, активной подачи звука, использования смешанного и грудного регистров.

Дикция

Содержание.  Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу

Двухголосие

Содержание. При пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Работа с солистами

Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений.

Сводные репетиции

Содержание. Это работа над динамическим, ритмическим, тембровыми ансамблями.

Сценические движения

Музыкально-теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

Содержание. Знать названия звуков и их расположение на нотном стане. Раличать знаки альтерации: бекар, диез бемоль. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями произведений. Пунктирный ритм. Определение в песнях фразы, запева и припева.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Содержание.      Практические упражнения по видам движения   мелодии ( поступенное, "змейкой", скачкообразное).

Развитие чувства ритма

Содержание. Используются ритмические упражнения: "спой свое имя", "хор часов", "колокольный перезвон".

Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

Содержание. Беседа о том, как возникает голос, как нужно проводить закаливание голосовых связок.

Народное творчество

Содержание. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения. Народная песня как часть репертуарной программы.

Беседа о творчестве композиторов -классиков

Содержание. Пополнение репертуара участников кружка произведениями зарубежных композиторов-классиков. Проводится беседа о творчестве Э. Грига, Ф. Шопена.

Беседа о творчестве современных композиторов

Содержание. Знакомство с творчеством композиторов Е. Крылатова, А. Пахмутовой.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на Голосе

Содержание. Просмотр и обсуждение главных вокальных конкурсов.

Концертно-исполнительская деятельность

Участники кружка составляют совместно план-график выступлений, обсуждают  и выбирают репертуар выступлений, планируют  совместные выезды на концерты, экскурсии. в театры.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из  них

теория                 практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

4

1

3

4

Распевание

4

1

3

5

Дирижерские жесты

1

1

6

Унисон

4

1

3

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

4

1

3

9

Дикция

3

3

10

Двухголосие

4

1

3

11

Работа с солистами

6

6

12

Сводные репетиции

4

4

13

Сценические движения

3

3

Музыкально-теоретическая подготовка

14

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

15

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

5

1

4

16

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа

17

Беседа о гигиене певческого голоса

2

1

18

Народное творчество

2

2

19

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

20

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

21

Просмотр видеозаписи выступлений детей на Евровидении, программе "Голос"

2

2

Концертно-исполнительская деятельность

22

Открытый урок для родителей

2

2

23

Праздники, выступления

4

4

24

Экскурсии, концерты, театры

2

2

Итого

76

18

58

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • к концу года показывать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Содержание  третьего года обучения

Вокально-хоровая работа

Прослушивание голосов

Содержание. Объяснение целей и задач вокального кружка. Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Певческая установка. Дыхание

Содержание. Правильное певческое положение гортани должно быть свободным и низким. Приемы возвращения гортани в правильное положение. Дыхательная гимнастика.

Распевание

Содержание. Занятия начинаются с распевания. Его функции - это разогрев, настройка голосового аппарата, развитие вокальных навыков, эмоциональный настрой. Настройку голоса нужно начинать с легкого стаккато, переходящего в протяжный звук. Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов.

Унисон

Содержание. Чистое и выразительное интонирование под сложный аккомпанемент.Вокальная позиция

Содержание. Формирование ощущения резонаторов с помощью упражнений.

Звуковедение

Содержание. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах

Дикция

Содержание. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. 

Двухголосие

Содержание. Научить петь без сопровождения, ибо такое пение является действенным средством для развития слуха детей.

Работа с солистами

Содержание. Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта.

Сводные репетиции

Содержание. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного характера.

Сценические движения

Музыкально-теоретическая подготовка

Элементы музыкальной грамоты

Содержание. Закрепление и усвоение минорного лада. Гармонический и мелодический минор. Тонические трезвучия.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Содержание. Развитие гармонического слуха и гармонической памяти.

Развитие чувства ритма

Содержание. Формирование навыков ритмической импровизации.

Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса

Содержание.  Закаливание голосовых связок.

Народное творчество

Содержание. Выразительная речевая интонация - основа русского народного пения. Разнообразие жанров народной песни.

Беседа о творчестве композиторов -классиков

Содержание. Пополнение репертуара участников кружка произведениями зарубежных композиторов-классиков. Проводится беседа о творчестве А. Бородина.

Беседа о творчестве современных композиторов

Содержание. Знакомство с творчеством композиторов Е. Крылатова, М. Дунаевского

Концертно-исполнительская деятельность

Участники кружка составляют совместно план-график выступлений, обсуждают  и выбирают репертуар выступлений, планируют  совместные выезды на концерты, экскурсии. в театры.

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из  них

теория                 практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

4

Распевание

5

1

4

5

Дыхание

4

1

3

6

Унисон

4

1

3

7

Вокальная позиция

4

1

3

8

Звуковедение

6

1

5

9

Дикция

2

2

10

Двухголосие

4

1

3

11

Работа с солистами

4

1

3

12

Сводные репетиции

7

7

Музыкально-теоретическая подготовка

13

Элементы музыкальной грамоты

4

1

3

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

5

1

4

15

Развитие чувства ритма

4

1

3

Теоретико-аналитическая работа

16

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

17

Народное творчество

4

4

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

1

1

19

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

Концертно-исполнительская деятельность

20

Праздники, выступления

4

4

21

Экскурсии, концерты, театры

2

2

Итого

76

18

58

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • основные типы голосов;
  • жанры вокальной музыки;
  • типы дыхания;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • реабилитация при простудных заболеваниях;
  • образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • петь несложные двухголосные каноны;
  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
  • исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методы и формы реализации программы  "Вокального ансамбля "Веселые нотки"

 

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

   

        СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяются в программе, нацелен на  постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее  тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подхрод позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД  используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально , оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ   И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это помогает обучающимся  умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данноно метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Список использованной литературы

1. Мир вокального искусства.1-4 классы. Программа, методические разработки, методические рекомендации. Автор - составитель  Г. А. Суязова.

2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Уч.пособие для студентов высших педагогических учеб.заведений.  – М.Изд.центр Владос, 2002.

 3.  В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт- Петербург, 1997

 4.  Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992

5. Г.А. Струве. Школьный хор. Москва. Издательство "Просвещение".1981

Список  интернет – ресурсов

  1. http://school21.permedu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=112
  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-145214.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокального кружка "Алые погоны"

Программа предназначена для работы в кадетских классах....

Рабочая программа вокального кружка "Развитие и сохранение певческого голоса " для 5-7 классов

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой  Министерства общего и профессионального образования РФ. Сост. В.В.Масленникова и программы для внешкольных учреждений и образовательных ш...

Рабочая программа вокального кружка

Рабочая программа вокального кружка на 2015-2016 у.г....

рабочая программа вокального кружка Школьные годы

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения....

Рабочая программа вокального кружка (внеурочная деятельность).

Программа внеурочной деятельности по музыке будет интересна учителям музыки и начальных классов. Занятия вокального кружка во 2 классе связаны тематически с программой по музыке....

Рабочая программа вокального кружка

Рабочая программа вокального кружка....

Рабочая программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по дополнительной программе образовательной области "Искусство" для усовершенствования навыков вокального пения детей ...