Рабочая программа по музыке 6 класспо программе Г.П. Сергеева , Е.Д. Критская
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Платонова Ольга Юрьевна
Настоящая программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта по музыке (утверждена приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по музыке и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

F:\рабочие программы-2\1 - 0006.jpg

Пояснительная записка

       Настоящая программа по музыке для 6 класса разработана на основе  Федерального компонента государственного стандарта по музыке (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по музыке и учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан  на 2015-2016 учебный год.

     

Количество часов, отводимых на изучение данного предмета согласно учебному  плану -35,т.е. 1 час в неделю, из них 2 –контрольных работы, в форме проверочной за первое полугодие и промежуточной аттестации в виде теста - за год.

Перечень учебных разделов

Тема года:   «Основы музыкальной культуры»

Количество часов

Тема первого полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

18

Тема  второго полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

17

Итого:

35

Реализация  программы обеспечивается: 

  • учебником «Музыка  6 кл.»: учебник для общеобразовательных  учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.: под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой. – М.: Просвещение , 2009у.г.;
  • музыкальный материал к учебнику «Музыка 6 класс» - CD.

       

Изучение музыки в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Содержание программы  по музыке в 6 классе выделяются две сквозные учебные темы:

  • «Основы музыкальной культуры»
  • «Опыт музыкально-творческой деятельности»

        Первая из них – «Основы музыкальной культуры» – представлена в стандарте несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематики начальной школы.

Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX – XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX – XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» – выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»  - «Музыка как вид искусства»

Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла[1]). Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.

Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные, разновидности обрядовых песен, трудовые песни былины, лирические песни, частушки).Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. 

Духовная и светская музыкальная культура второй половины XVII – XVIII веков. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, полонезы,ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.(А.Е. Варламов,  М.И. Глинка.)

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия знаменный распев, духовный концерт

«Мир образов камерной и симфонической музыки».

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха (прелюдия, фуга, месса).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт,
Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт,  Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония
и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди). Образцы духовной музыки: реквием.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян, А.Г.Шнитке) и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, К.Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).

Джаз (Л.Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин).

«Опыт музыкально-творческой деятельности»»

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский,
А.В. Александров).

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н.П.Осипова, Государственный академический  оркестр Ленинградской филармонии.

Требование к уровню подготовки учащихся 6 класса  по музыке

Знать/понимать:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • главные отличительные  особенности музыкально-театральных жанров-оперы и балета;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

Уметь:

  •  по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

Календарно – тематическое планирование по музыке в 6 классе

№п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Дата

Планируемые результаты

(обеспечение минимума образовательного стандарта)

ИКТ

По плану

По факту

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1

Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Презентация к уроку

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев

Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной  музыке.

Уметь /по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

- Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

- Умение задавать вопросы.

Презентация к уроку

3

Два музыкальных посвящения. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

  • Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
  • М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
  • М. Глинка. «Вальс-фантазия».  

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

Умение отвечать на вопросы. (знание пев.голосов,оркестров)

Презентация к уроку

4

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

  • «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
  • «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь определять певческие голоса.

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…» Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

  • С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
  • С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
  • С.В.Рахманинов «Островок».

Знать/понимать:  Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов,  Н.Римский- Корсаков. Знать определения  музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Уметь: проводить интонационно-образный  анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления  в рисунке.

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

Презентация к уроку

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

Знать/понимать:  имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,  о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

   

7

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

  • РНП «Матушка, что во поле пыльно».
  • М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор  «Плывёт, лебёдушка» из оперы  «Хованщина».
  • М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
  • М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
  • А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Знать/понимать: Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных).   Уметь:  по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

  • М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
  • Ф.Шуберт «Форель».
  • Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

Знать/понимать: известных исполнителей -  (Ф.Шаляпин, А.Нежданова,И. Козловский,Н. Дорлиак,Г. Прей, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения  музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов  искусств  в создании единого образа.

совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Татарские исполнители

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт  и  его  произведения. Знать определения  музыкальных жанров и терминов: баллада.

Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной  музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств. Выделять  музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

Презентация к уроку

10

Образы русской народной и духовной музыки .Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
  • Киевский распев «Свете тихий»
  • П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Знать/понимать: особенности народного искусства. Понимать значение определений: -  а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание,  молитва. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная. Формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

Презентация к уроку

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

  • М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
  • Б.Окуджава «Молитва»

Знать/понимать:  особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство  с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки  в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, религиозная.

Умение  задавать  вопросы. Умение отвечать на вопросы.

Уметь формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах;

12

В.Г.Кикта .«Фрески Софии Киевской» Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

  • Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
  •  «№3.  Орнамент»;
  • «№6. Борьба ряженых»;
  •  «№7. Музыкант».

Знать/понимать:  какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа  на примере музыки В.Кикты. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств.

вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

Презентация к уроку

13

Симфония «Перезвоны»Гаврилина.Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

  • В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
  • В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
  • Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Знать/понимать:  значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Уметь: соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,  о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Презентация к уроку

14

Образы духовной музыки Западной Еропы.«Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония, Фуга. Хоралл. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.
  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
  • И.С.Бах. «Рождественская оратория  №2» Хорал.
  • И.С.Бах «Рождественская оратория  №4» Хорал.

Знать/понимать: определения  музыкальных жанров и терминов:  фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах,  и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить  представление о стиле барокко.

Уметь/находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Музыка татарских композиторов.

15

Образы скорби и печали. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

  • «№1. Стабат матер долороза»
  • «№13. Амен».
  • В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития,  сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,  о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

16

«Фортуна правит миром…». «Кармина Бурана».

 Проверочная работа по итогам первого полугодия. 

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
  • «№5. Тая, исчезает снег»
  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20
  • Приходите, приходи»
  • «№21. На неверных весах моей души».

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
  • «№5. Тая, исчезает снег»
  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20
  • Приходите, приходи»
  • «№21. На неверных весах моей души».

Знать/понимать:  особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа – сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на уроке, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

Презентация к уроку

3 четверть

17

Авторская песня: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня

  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».  
  • «Гаудеамус»  - Международный студенческий гимн.

А.Городницкий «Снег»;

Знать/понимать: определения  музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена  авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Городницкий. Историю развития авторской песни. Уметь:  совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; сравнивать  различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия

Презентация к уроку

18

Джаз – искусство ХХ века. Спиричуэл и блюз.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
  • Блюз «Сегодня я пою блюз».
  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».
  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова

Знать/понимать: истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей:  Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.  Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Музыка современных татарских  композиторов

тема   II полугодия:        “ Мир образов камерной и симфонической музыки ”

19

Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».
  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Знать/понимать: что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

Уметь:  выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Осмысление учебного  материала, выделение  главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы. Умение отвечать на вопросы.

Презентация к уроку

20

Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

  • Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
  • Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Знать/понимать:  жанры камерной музыки: инструментальная  баллада, ноктюрн, прелюдия, инструментальный концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация.    Уметь: узнавать произведения определенного композитора. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя  интерпретацию замысла композитора.

Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.Умение отвечать на вопросы.

21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.

  • Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
  • П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
  • А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

Знать/понимать:  что баллада и ноктюрн один из жанров романтического искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф. Шопен.Знать как форма ноктюрна отражает замысел композитор-А.Бородина.

Уметь:  выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя  интерпретацию замысла композитора.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

Инструментальная татарская музыка

22

Инструментальный концерт.

 « Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  • А. Вивальди  «Зима» из цикла «Времена года».
  • А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
  • А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

И.С. Бах «Итальянский концерт».

Знать/понимать: значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальны, особенности стиля барокко. Уметь:  определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

Презентация к уроку

23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. 

  • Ч.Айвз «Космический пейзаж».
  • Э. Артемьев «Мозаика».

Знать/понимать: осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор.

Уметь:   определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Презентация к уроку

24

Образы симфонической музыки. «Метель». Тройка, Вальс. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.  Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: 

  • «Тройка»; «Вальс»;
  • «Весна и осень»; «Романс»

Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

- Умение задавать вопросы.

Презентация к уроку.

Н.Жиганов. опера «Джалиль»

25

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина .Романс, Пастораль.

  • «Пастораль»;
  • Н.Зубов. «Не уходи».

Знать/понимать: понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки.

Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.

Умение отвечать на вопросы.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

Презентация к уроку

26

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина .

  • «Военный марш».
  • «Венчание»,

Знать/понимать:  какие пьесы из музыкальных иллюстраций можно отнести к лирическим а какие к драматическим образам.  Понимать выразительные и изобразительные элементы в музыке.

Уметь/оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Презентация к уроку

27

4 четверть

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».
  • В.А.Моцарт «Авэ верум».

П И.Чайковский

  • «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4.

Знать/понимать:  имена выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных- В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта.  Понимать значение интерпретаций в произведениях.  

Уметь:  осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобра-зительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.  Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения.

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

  • Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Знать/понимать: имена зарубежных композиторов: Л.Бетховен и его произведения. Понимать строение сонатной формы на примере  увертюры «Эгмонт». Уметь: сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявлять  их своеобразие, высказывать собственную точку зрения

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие  отношение творца к природе

- Умение задавать вопросы.

Презентация к уроку

29

Увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир драматических образов-сравнение

 Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

  • П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  • Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Знать/понимать: имена выдающихся зарубежных(Л. Бетховен) и русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения.  Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

 Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Ф. Яруллин балет «Шурале»

30

Промежуточная аттестация в форме тестирования

Выявление и закрепление уровня знаний  по пройденным темам по предмету «Музыка»

31

Мир музыкального театра.

С Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: 

  • «Вступление»
  • «Улица просыпается»
  • «Патер Лоренцо»
  • «Монтекки и Капулетти (Танец     рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

Знать/понимать: названия музыкальных театров России и стран, имена выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин  и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. 

Уметь: выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Презентация к уроку

32

Мир музыкального театра.Мюзикл «Вестсайдская история». Композитор Л.Бернстайн

  • Бернстайн - Танцы из мюзикла 'Вестсайдская история'. Играет и дирижирует Леонард Бернстайн
  • «Сюита» из Мюзикла

Знать/понимать:  имена современных композиторов: И.Дунаевский,Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн ,  и их произведения. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений.

Уметь: Различать звучание различных музыкальных инструментов. Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Уметь узнавать на слух изученные произведения  русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Презентация к уроку

33

Мир музыкального театра.Рок-опера. Рок –опера «Орфей и

Эвридика». Образы киномузыки «Ромео и Джульетта» в кино

XXвека

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

  • «Песня Орфея»;
  • «Дуэт Орфея и Эвридики»;
  • песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
  • «Все несчастливцы, как один…»;
  • сцена Орфея и Харона;

речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику

Уметь:  сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Презентация к уроку

34

Образы  киномузыки Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский 

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

  • «Увертюра»
  • «Песенка о капитане»
  • песенка Роберта «Спой нам, ветер».
  • М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
  • Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
  • К.Армстронг  Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
  • Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Знать/понимать: имена выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский,

Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, Л.Бернстайн  и их произведения. Уметь:  сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.Выразительно исполнять песни. Применять  музыкальные  знания, умения  и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время

35

Исследовательский

проект

Знать/понимать:. имена выдающихся русских, зарубежных, татарских композиторов и их произведения.  Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;  Уметь:  сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.

Выразительно исполнять песни. Применять  музыкальные  знания, умения  и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

Презентация к уроку

Дополнительная литература

  • Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2011
  • Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  •  Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.
  • Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
  • Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
  •  Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2011г.»
  • Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  •  «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2012г.
  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2010г.
  • Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2013г.
  • Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2013г.
  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2010г.
  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
  • Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.
  • Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2014г.
  • «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2011г
  •  История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 2010
  • История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,2014
  • Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г. М.,"Музыка",2012
  • Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,"Наука",2014
  • Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,"Музыка"

Приложение

Пояснительная записка

Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета.

Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты для проведения итоговой проверки знаний в конце года, а так же выявить уровень обученности учащихся с теми требованиями, которые заложены в государственном образовательном стандарте.

Критериально - ориентированные тесты предназначаются для определения уровня индивидуальных достижений. Предлагаемые задания созданы для того, чтобы развить у учащихся умение анализировать музыку, разбираться в стилистических особенностях композитора, обобщать. Они активизируют музыкальную память, музыкальное мышление, что в конечном итоге способствует формированию музыкальной культуры школьников.

При составлении тестовых заданий учитывались основные требования тестовых технологий:
адаптивность
качество
эффективность.

Задания тестов разработаны в трех формах:
часть А,В,С.

Время необходимое для выполнения теста 45 минут, урок.

Интерпретация результатов тестирования осуществляется в виде:
текста,таблицы,статистических данных,диаграмм.

Для установки шкалы оценивания в каждой возрастной категории даются коды ответов закрытых заданий (каждое задание оценивается в 2 балла) и инструкция по проверке открытых заданий.

Достоинство данных тестов: комплексность проверки,объективность и скорость оценки результатов.

При оценивании итоговой работы следует обязательно отметить достигнутые учеником успехи, а также недостатки и пути их устранения.

Систему подсчета и оценивания тестов, а также правила их выполнения необходимо обсудить с учащимися до выполнения тестовых заданий.

Итоговый тест по музыке для 6 класса состоит из 3 частей. Часть А включает 20 вопросов, часть В - 5 вопросов, Часть С - размышление о музыке.

Фамилия имя обучающегося___________________________________________________

Итоговый тест

6 класс

Вариант № 1  

            Часть А

  1. Музыка – это:
    А) искусство, воздействующее на человека посредством звуков
    Б) искусство, основанное на изображении окружающего мира посредством красок
    В) искусство, воздействующее на человека словом

  1. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
    А) 10
    Б) 200
    В) 100

  1. Низкий мужской голос:
    А) бас
    Б) тенор
    В) сопрано

  1. «Увертюра» - это:
    А) определение темпа
    Б) название балета
    В) оркестровое вступление

  1. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
    А) гобой
    Б) виолончель
    В) кларнет

  1. Какого инструмента нет в народном оркестре:
    А) баяна
    Б) балалайки
    В) валторны

  1. На какой линейке пишется нота СИ:
    А) на первой
    Б) на второй
    В) на третьей

  1.  «Аккорд» - это:
    А) созвучие из трех и более нот
    Б) музыкальный жанр
    В) музыкальный инструмент

  1.  «Мажор» - это:
    А) грустный лад
    Б) название оперы
    В) веселый лад

  1. Какого номера нет в опере:
    А) арии
    Б) па-де-де
    В) дуэта

  1. К зарубежным композиторам относится:
    А) С.В. Рахманинов
    Б) П.И.Чайковский
    В) Ф.Шопен

  1. Оркестр народных инструментов создал:
    А) М.И. Глинка
    Б) В.В. Андреев
    В) Н.А. Римский-Корсаков

  1. К числу русских композиторов относится:
    А) В.А.Моцарт
    Б) И.С. Бах
    В) М.И.Глинка

  1. Название последней части симфонии:
    А) финал
    Б) адажио
    В) аллегро

  1. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) 5
Б) 3
В) 6

  1. Темп – это:

А) окраска звука
Б) характер музыкального произведения
В) скорость в музыке

  1. Пауза – это:

А) знак молчания
Б) сила звучания в музыке
В) высота звука, голоса

  1. Бард – это:

А) автор балета
Б) автор и исполнитель собственных песен
В) автор стихотворных композиций

  1. Кто из перечисленных людей является бардом:

А) П.Чайковский
Б) С.Прокофьев
В) Б.Окуджава

  1. Симфония - это:

А) песня без слов
Б) крупное музыкальное произведение для оркестра
В) крупное вокальное произведение

           Часть В

1.Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов

   Имя 

Фамилия 

  1. Сергей Васильевич

А) Шопен

  1. Михаил Иванович

Б) Прокофьев

  1. Петр Ильич

В) Глинка

  1. Фридерик

Г) Рахманинов

  1. Вольфганг Амадей

Д) Кабалевский

  1. Николай Андреевич

Е) Моцарт

  1. Иоганн Себастьян

Ж) Бетховен

  1. Дмитрий Борисович

З) Бах

  1. Людвиг ван

И) Римский-Корсаков

  1. Сергей Сергеевич

К) Чайковский

2. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

1) Ф.Шуберт                          А) опера «Снегурочка»

2) П.Чайковский                    Б) песня-баллада «Лесной царь»

3) Н. Римский-Корсаков       В) симфония № 40

4) В.Моцарт                           Г) романс «Я помню чудное мгновенье»

5) М.Глинка                           Д) балет «Щелкунчик»

3. Соедините названия средств выразительности с их определениями:

   

1) РИТМ                                           А) скорость движения в музыке

2) МЕЛОДИЯ                                  Б) чередование коротких и длинных звуков

3) ТЕМБР                                         В) сила звучания в музыке

4) ТЕМП                                           Г) настроение в музыке

5) ДИНАМИКА                               Д) окраска голоса, звука

6) ЛАД                                              Е) высота звука, голоса

7) РЕГИСТР                                     Ж) главная мысль музыкального произведения

4. Соедините стрелками правильно рисунки и названия музыкальных инструментов

1)Бубен          2)Домра      3)Ложки        4)Гусли        5)Балалайка        6)Баян

1_ETNO_DOMRAMCj03520450000[1] 1235420168_re_balalajka2Баянhoh-loskaГусли

        А)        Б)        В)        Г)        Д)        Е)

       5. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово, относящее к музыке:

  • лось……    с- - -       (название ноты)
  • осло……    с- - -      (исполнение музыкального произведения одним исполнителем)
  • фара…….   а- - -      (щипковый музыкальный инструмент)
  • шрам……   м- - -     (один из основных жанров музыки)
  • мирон ….   м- - - -    (музыкальный лад грустной окраски)
  • нато……    н- - -       (музыкальный знак)

           Часть С

  1. Напиши музыкальные размышления на тему: «Что такое музыка?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия имя обучающегося___________________________________________________

Итоговый тест

6 класс

Вариант № 2  

            Часть А

  1. «Аккорд» - это:
    А) созвучие из трех и более нот
    Б) музыкальный жанр
    В) музыкальный инструмент

  1. «Увертюра» - это:
    А) определение темпа
    Б) название балета
    В) оркестровое вступление

  1. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
    А) гобой
    Б) скрипка
    В) кларнет

  1. Музыка – это:
    А) искусство, воздействующее на человека посредством звуков
    Б) искусство, основанное на изображении окружающего мира посредством красок
    В) искусство, воздействующее на человека словом

  1. Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
    А) 10
    Б) 200
    В) 100

  1. Низкий мужской голос:
    А) бас
    Б) тенор
    В) сопрано

  1. Какого инструмента нет в народном оркестре:
    А) баяна
    Б) балалайки
    В) тромбона

  1. На какой линейке пишется нота МИ:
    А) на первой
    Б) на второй
    В) на третьей

  1.  Симфония - это:

А) крупное музыкальное произведение для оркестра

Б) песня без слов
В) крупное вокальное произведение

  1.  «Минор» - это:
    А) грустный лад
    Б) название оперы
    В) веселый лад

  1. Какого номера нет в опере:
    А) арии
    Б) па-де-де
    В) дуэта

  1. К зарубежным композиторам относится:
    А) С.В. Рахманинов
    Б) П.И.Чайковский
    В) И.С.Бах

  1. Кто управляет оркестром:
    А) пианист
    Б) дирижер
    В) сценарист

  1. К числу русских композиторов относится:
    А) В.А.Моцарт
    Б) И.С. Бах
    В) С.С.Прокофьев

  1. Название последней части симфонии:
    А) финал
    Б) адажио
    В) аллегро

  1. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) 5
Б) 3
В) 6

  1. Динамика – это:

А) окраска звука
Б) сила звучания в музыке
В) скорость в музыке

  1. Бард – это:

А) автор балета
Б) автор и исполнитель собственных песен
В) автор стихотворных композиций

  1. Кто из перечисленных людей является бардом:

А) П.Чайковский
Б) М.Глинка
В) Б.Окуджава

  1. Пауза – это:

А) знак молчания
Б) сила звучания в музыке
В) высота звука, голоса

           Часть В

1.Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов

   Имя 

Фамилия 

  1. Сергей Васильевич

А) Шопен

  1. Михаил Иванович

Б) Прокофьев

  1. Петр Ильич

В) Глинка

  1. Фридерик

Г) Рахманинов

  1. Вольфганг Амадей

Д) Кабалевский

  1. Николай Андреевич

Е) Моцарт

  1. Иоганн Себастьян

Ж) Бетховен

  1. Дмитрий Борисович

З) Бах

  1. Людвиг ван

И) Римский-Корсаков

  1. Сергей Сергеевич

К) Чайковский

2. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений

1) Ф.Шуберт                          А) опера «Снегурочка»

2) П.Чайковский                    Б) песня-баллада «Лесной царь»

3) Н. Римский-Корсаков       В) симфония № 40

4) В.Моцарт                           Г) романс «Я помню чудное мгновенье»

5) М.Глинка                           Д) балет «Щелкунчик»

3. Соедините названия средств выразительности с их определениями:

   

1) РИТМ                                           А) скорость движения в музыке

2) МЕЛОДИЯ                                  Б) чередование коротких и длинных звуков

3) ТЕМБР                                         В) сила звучания в музыке

4) ТЕМП                                           Г) настроение в музыке

5) ДИНАМИКА                               Д) окраска голоса, звука

6) ЛАД                                              Е) высота звука, голоса

7) РЕГИСТР                                     Ж) главная мысль музыкального произведения

4. Соедините стрелками правильно рисунки и названия музыкальных инструментов

1)Бубен          2)Домра      3)Ложки        4)Гусли        5)Балалайка        6)Баян

1_ETNO_DOMRAMCj03520450000[1] 1235420168_re_balalajka2Баянhoh-loskaГусли

        А)        Б)        В)        Г)        Д)        Е)

       5. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово, относящее к музыке:

  • лось……    с- - -       (название ноты)
  • осло……    с- - -      (исполнение музыкального произведения одним исполнителем)
  • фара…….   а- - -      (щипковый музыкальный инструмент)
  • шрам……   м- - -     (один из основных жанров музыки)
  • мирон ….   м- - - -    (музыкальный лад грустной окраски)
  • нато……    н- - -       (музыкальный знак)

           Часть С

  1. Напиши музыкальные размышления на тему: «Что такое музыка?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на итоговый тест

6 класс

Вариант № 1

Ключ к тесту

Часть А

1 – А

8 – А

15 – Б

2 – В

9 – В

16 – В

3 – А

10 – Б

17 – А

4 – В

11 – В

18 – Б

5 – Б

12 – Б

19 – В

6 – В

13 – В

20 – Б

7 – В

14 – А

 

Вариант № 2

Ключ к тесту

Часть А

1 – А

8 – А

15 – А

2 – В

9 – А

16 – Б

3 – Б

10 – А

17 – Б

4 – А

11 – Б

18 – Б

5 – В

12 – В

19 – В

6 – А

13 – Б

20 – А

7 – В

14 – В

 

Часть В

  1. 1Г, 2В, 3К, 4А, 5Е, 6И, 7З, 8Д, 9Ж, 10Б
  2. 1Б, 2Д, 3А, 4В, 5Г
  3. 1Б, 2Ж, 3Д, 4А, 5В, 6Г, 7Е
  4. 1Б, 2А, 3Д, 4Е, 5В, 6Г
  5. МИНОР, НОТА, СОЛЬ, СОЛО, АРФА, МАРШ

Часть С

Музыкальное размышление на тему «Что такое музыка?»

Критерии оценок итогового теста

6 класс

Часть А

Всего 20 вопросов

За каждый правильный ответ - 1 балл

Итого: 20 баллов

Часть В

Всего 5 вопросов

За каждый правильный ответ - 2 балла

Если есть ошибки в ответе - 1 балл

Если задание не выполнено - 0 баллов

Итого: 10 баллов

Часть С

Если тема раскрыта и высказано свое мнение о музыке – 3 балла

Если тема раскрыта, но своего мнения о музыке нет – 2 балла

Если тема не полностью раскрыта – 1 балл

Если задание не выполнено – 0 баллов

Итого: 3 балла

Итого за итоговый тест: 33 балла

Критерии оценок

Баллы:      33 - 28 – «5»

   27 - 20 – «4»

   19 - 11 – «3»

   10 - 0 – «2»

Контрольные вопросы к проверочной работе по музыке для 6 класса

  1. Назовите виды искусства.
  2. Что такое опера?
  3. Какие виды искусства сочетает в себе жанр оперы?
  4. Что такое ария в опере?
  5. В чем отличие  арии от песни в опере?
  6. Как называется массовая сцена в опере?
  7. Дать определение либретто к опере?
  8. Что такое мюзикл?
  9. Чем мюзикл отличается от оперы?
  10. Что такое балет?
  11. Какие виды искусства сочетаются в жанре балета?
  12. Что такое балетная вариация?
  13. Что такое кардебалет?
  14. Что такое кантата?
  15. Что мы называем вокальной музыкой?
  16. Назовите жанры вокальной музыки?
  17. Что мы называем инструментальной музыкой?
  18. Назовите жанры инструментальной музыки?
  19. Назовите голоса в хоре.
  20. Какие музыкальные формы знаешь?
  21. Напиши  схему трехчастной формы?
  22. Что такое ансамбль? Виды ансамблей?
  23. Какую музыку называют программной?
  24. Что такое вокализ?
  25. Назовите группы инструментов симфонического оркестра?
  26. Что такое квинтет, квартет?
  27. Что значит петь a capella?
  28. Что такое полифония?
  29. Что такое гомофония?
  30. Что такое импрессионизм?
  31. Назовите композиторов - представителей импрессионизма?
  32. Что такое реквием?
  33. Что такое романс?
  34. Назовите произведения А.Лядова, Н.А.Римского-Корсакого,М.И.Глинки,В.А.Гаврилина, Г.Свиридова, Ф.Шопена,В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, С.Прокофьев



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "

Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая учебная программа по музыке. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Рабочая учебная программа по музыке в соответствии с ФГОС. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов, автор Е. Д. Критская., Т. С. Шмагина

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов, автор Е. Д. Критская., Т. С. Шмагина составлена в соответствии с ООП ООО школы....

Рабочая программа по музыке 8 класс ( Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.)

Рабочая программа  по музыке 8 класс ( Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.)...