Рабочая программа для 7 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с опорой на примерную программу основного общего образования  допущенной Министерством образования Российской Федерации.программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_aleev.docx44.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с опорой на примерную программу основного общего образования  допущенной Министерством образования Российской Федерации.программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.  Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников  должен расширяться.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

  1. Содержание в музыке (4 часа)

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.

  1. Каким бывает музыкальное содержание(5 часа)

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.

  1. Музыкальный образ (3 часа)

Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.

  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.

  1. Что такое музыкальная форма (3 часа)

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям.

  1. Музыкальная композиция(8 часов)

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

       7 . Музыкальная драматургия (6 часов)

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

8. Обобщающий урок по теме года: «Содержание и форма в музыке» (1 час)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

Контрольные работы

1

Содержание в музыке

4

4

2

Каким бывает музыкальное содержание  

5

4

1

3

Музыкальный образ

3

3

4

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

4

5

Что такое музыкальная форма

3

3

6

Музыкальная композиция  

8

7

1

7

Музыкальная драматургия

6

5

1

8

Обобщающий  урок

1

1

9

НРК Творческие коллективы Кузбасса

1

1

               Всего часов

35

31

4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 7 КЛАСС

учащиеся должны знать/понимать:

- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру  музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
  5. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
  6. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  7. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Оборудование:

1 Музыкальный центр.

  2 Музыкальный инструмент - пианино.

3 Ноутбук.

4 Видеопроектор.

5 Экран.

6 Лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки, фрагментов музыкальных спектаклей, кинофильмов и т.п.

7 Флеш-карта (карта памяти) с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки.

8.Музыкальный синтезатор.

Учебно-методический комплекс:

1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В. В. Алеев. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.

2.  Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В. В. Алеев. – 6-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.

3.  Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (2 диска) / Т. И.Науменко, В. В. Алеев. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. -  Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«МУЗЫКА» 7 КЛАСС

п/п

Дата

Тема урока

Вид контроля

Использование ИКТ

Примечание

Планиров.

Фактич.

Содержание в музыке- 4 часа

1

02.09

Магическая единственность

музыкального произведения.

Входной

*

2

09.09

Музыку трудно объяснить  словами.

Тематический

*

3

16.09

Что такое музыкальное содержание?

Текущий

*

4

23.09

Что такое музыкальное содержание

*

Каким бывает музыкальное содержание (5 часов)

5

30.09

Музыка, которую необходимо

объяснить словами.

Текущий

*

6

07.10

Ноябрьский образ в пьесе

 П.  И. Чайковского.

Текущий

*

7

14.10

Восточная музыка Н. А. Римского-Корсакова.

Сюита «Шехеразада».

Текущий

*

8

21.10

Когда музыка не нуждается в словах.

Текущий

*

9

28.10

Контрольная работа «Проверим

наши знания»Музыкальнаявикторина.

Итоговый

-

02.11 - 08.11 каникулы

Музыкальный образ (3 часа)

10

11.11

Лирические образы в музыке.

Текущий

*

11

18.11

Драматические образы в музыке.

Текущий

*

12

25.11

Эпические образы в музыке.

Тематический

*

О чём рассказывает музыкальный жанр (4 часа)

13

02.12

«Память жанра»

Текущий

*

14

09.12

Танцы из балета и из оперы.

Текущий

*

15

16.12

Марши из балета и из оперы.

Текущий

*

16

23.12

Песни народные и композиторские.

Тематический

*

Что такое музыкальная форма (3часа)

17

30.12

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Текущий

*

Каникулы 31.12-13.01

18

20.01

Художественная форма – это ставшее

зримым содержание.

Текущий

*

19

27.01

От целого к деталям.

Тематический

*

Музыкальная композиция (8 часов)

20

3.02

Какой бывает   музыкальнаякомпозиция?

Тематический

*

21

10.02

Музыкальный шедевр в 16

тактах (период).

Тематический

*

22

17.02

Два напева в романсе М. И. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Текущий

*

23

24.02

Трёхчастность в «Ночной серенаде»

Пушкина –Глинки.

Текущий

*

24

25

02.03

09.03

Многомерность образа в форме рондо.

Текущий

Текущий

*

*

26

16.03

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича (вариации)

Тематический

*

27

23.03

Контрольная работа: Что узнали о музы-

кальной форме в музыке?

Итоговый

-

26.03-03.04 каникулы

Музыкальная драматургия (6 часов)

28

6.04

Музыка в развитии.

Тематический

*

29

13.04

Музыкальный порыв.

Текущий

*

30

20.04

Движение образов и персонажей

 в оперной драматургии.

Текущий

*

31

27.04

Диалог искусств.

«Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

Тематический

*

32

04.05

Развитие музыкальных тем в симфонии-

ческой драматургии.

Текущий

*

33

11.05

Контрольная работа:

«Содержание и форма в музыке».

Текущий

*

34

18.05

Обобщающий урок

Итоговый

*

35

25.05

НРКТворческие коллективы Кузбасса

Тематический

*

Итого: 35 часов

*  ИКТ используется

-   ИКТ не используется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Рабочая программа по музыке  5 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,-Федерально...

Рабочая программа для 6 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Рабочая программа по музыке  6 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,-Федеральн...

Рабочая программа для 8 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опо...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...