Урок музыки в 5 классе по теме "Песня"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Заварина Маргарита Гюльметовна

открытый урок во 2 четверти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pesnya_5_kl.docx35.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №

9

Учитель:

Заварина Маргарита Гюльметовна МБОУ «Подюжская СШ им. В.А. Абрамова»

Предмет:

Музыка

Класс:

5

УМК:

«Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

Науменко, Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.- 191.

Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.

Тема урока:

Песня – верный спутник человека

Цель:

Формировать представление о песне как вершине музыки

Задачи

Образовательные:

способствовать формированию у учащихся  представления о понятии «вокальная музыка и ее жанры», взаимосвязи музыки и речи.

Воспитательные:

воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к  истории нашей Родине посредством  музыки и литературы.

Развивающие:

развивать  умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Закончить буклет  «Песня – верный  друг человека»

Личностные:

1. Эмоциональный комфорт, толерантность.

2. Продолжать воспитание интереса к жанру песня, как к истине и вершине музыки

3. Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

4. Оценивать результаты деятельности

Регулятивные:

1.Организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи.

2. Выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике

2. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

Познавательные:

1. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1. Осваивать диалоговую форму общения.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способы взаимодействия.

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствие пением

Я вас приглашаю на урок музыкальный,

В мир удивительный и интересный,

В творческий путь отправимся вместе

И не забудем с вами про песню.

Наши звонкие голоса

Пусть услышит ветер. 
Наши звонкие голоса 
Нам развеют грусть. 
Наши звонкие голоса.
Пусть запомнят дети, 
Наши звонкие голоса. 
Наши звонкие голоса.

Друзья - музыка нас объединяет

Готовы все к уроку?

Да! Что должно быть на парте? (учебник, тетрадь, пенал, дневник)

Еще раз –  готовы все к уроку?

На вас надеюсь, я друзья!

Вы большой и дружный класс

Всё получится у нас,

Если хочешь – отвечай!

Друга не перебивай.

Если можешь, помогай!

2.Актуализация знаний 

Вспомните, как называется тема первого полугодия? (Древний союз) О каком союзе идет речь? (музыка, литература, изобразительное искусство) В каких  музыкальных жанрах мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (песня, романс, кантата, оратория, балет, опера, оперетта)

3. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока.

- Хочется  начать урок строками поэтессы Евдокии Петровны Ростопчиной:                 слайд 1

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё облекаем в них…

В словах и звуках  вечный ключ сердец!

- О чем говорит нам поэтесса? (о словах и звуках)

- Сегодня мы говорим о самом распространенном вокальном жанре. Каком? Песня. Откройте учебник на с.53. Как называется раздел? Песня. А тема урока «Песня – верный друг человека». Как вы думаете почему?

Слайд 2

Какие задачи поставим перед собой на этом уроке?

Повторить, что мы знаем о песне.

Узнать больше об этом жанре, познакомиться с новыми песнями.

Убедиться еще раз, что песня – верный наш друг.

Прочитайте эпиграф к параграфу №8:

Ты сделай так, чтобы в людях

Хранилась песня твоя.

(из стихотворения Мануэля Мачадо «Песни»)

- Как вы понимаете эти строки? Обратимся к ним в конце урока.

Локализация затруднений

- Что мы знаем о песне? (высказывания учащихся)

- Как вы думаете, как же появилась песня?

Очень много легенд, сказок на эту тему. И одну из них сейчас нам расскажет Жукова Яна.

Как появилась песня

Легенда бирманского народа нага

Это случилось давным-давно. Люди тогда умели говорить, да не могли договориться. Поэтому каждый жил сам по себе: в одиночку работал, в одиночку строил себе жилище, варил пищу и ел тоже в одиночестве. И разговаривал только сам с собой.
Но прошло время, и человек узнал, что на земле кроме него есть и другие люди. Есть мужчины, есть и женщины. И вот мужчине захотелось поговорить с женщиной, а женщине с мужчиной, но люди не умели объясняться друг с другом.
Дни шли за днями. Желание сойтись поближе все крепло, но как это сделать, люди не знали. И каждый, занимаясь своим делом, стал что-то бормотать себе под нос. Вначале шепотом, а потом все громче и громче. Сперва их разговор был отрывистый и резкий. Отдельные выкрики сотрясали воздух. Но вот речь сделалась плавной, люди заговорили нараспев. Всяк прислушивался к речам соседа — чем благозвучнее был разговор, тем дружелюбнее глядели люди друг на друга.
И люди запели. Чуть кто услышит песню, тотчас отвечает тем же. В песне были горе и радость, страдание и надежда. Сблизились люди, подружились. Стали петь вместе.
Вот как на земле появилась песня. Вот чем стала песня для людей.

- Чем же стала песня для людей? (сблизила их)

- С какой песней, по вашему мнению, вы встретились первый раз в жизни? (колыбельной)

Обратимся к учебнику.  Начнет читать параграф Миша.

Чтение 1 отрывка (вслух Кирилл)

- Что говорит писатель Юрий Нагибин о встрече с песней? Найдите в тексте ответ на вопрос.

Как же велика сила песни, если даже незамысловатая песенка порой способна увлечь фантазию человека в бескрайние дали…  с.54

Чтение 2 отрывка по ролям (вслух) желающие?

- О чем зорькина песня? Почему она звучит вечно, не умолкая?

Ответ, самопроверка по учебнику

- Почему же про этакие песни говорят, что звучат не умолкая? (песни детства, песни родного дома, лучше которого нет и не будет) Какие песни вы помните с времен детского сада, начальной школы?

- Какую песню предлагают нам сейчас послушать авторы учебника? «С чего начинается Родина?»

- А вы никогда не задумывались над тем, что не только у людей есть биография, она ведь есть и у песен. О создании песни «С чего начинается Родина?» нам расскажет Вера.

Биография песни «С чего начинается Родина?» -      слайд 3

Широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» 1968 года. звучит за кадром в начале и в конце каждой из 4х серий в исполнении Марка Бернеса. Заглавная строка песни стала распространенным и до сих пор используемым мемом. В 1969 году школьники писали всесоюзное сочинение по литературе на тему «С чего начинается Родина?»

(Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.)

Прочитайте текст этой песни про себя.

- Какую особенность заметили? Как вы думаете, как должна звучать эта песня? Прошу вас, при звучании данной песни подумать над следующим вопросом: Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

Слушание песни

«С чего начинается Родина?»

- Как звучала песня? Посмотрите, что написано над нотами – задумчиво, напевно, душевно, нежно.

- Почему песня начинается и заканчивается вопросом? (размышление)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему? (В этой песне главное и мелодия и слова, потому что  они выражают любовь к родине и нежность.)

- Что вы скажете о своей малой родине? (поселок Подюга Коношского района Архангельской области)

- Какие песни о родине  вы знаете? («Маленький поселок», «Гимн Архангельской области»).

- Исполним песню «Маленький поселок», будто про наш поселок написала Надежда Тананко.

С чего начнем? (с распевки). Проведет ее Александра.

Распевка

«Я пою-хорошо пою»

«Краской крашу я карниз»

Песня «Маленький поселок»

Теме «Песни Архангельской области» мы будем обращаться в течение всего года.

- Все песни о Родине какие? очень мелодичные.

- На парте у вас лежат листы с заданием. Прочитайте задание: выбери из этих стихотворений наиболее подходящее для сочинения песни. Попробуйте  объяснить свой выбор

Индивидуальная работа, взаимопроверка, обсуждение задания

Слайд 4

- Сейчас прозвучит другая песня. Написала ее Александра Пахмутова. Называется песня  «Просьба». Определите по названию, о чем эта песня?

Давайте посмотрим  запись с авторского вечера Александры Пахмутовой, который проходил в  1975 году. Сколько лет назад был концерт? (40 лет назад) Давно была сделана запись, по записи это видно. Послушайте и скажите, какие чувства вызвала у вас эта песня? О каком обращении идет речь?

Видео песни «Просьба»

- О чем эта песня? (нужно беречь свою Родину). Какая по характеру? Какие чувства она у вас вызвала?

- Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому?

- Чем отличаются интонации припева и куплета? Контраст.

- Какими исполнительскими средствами  подчеркнут этот контраст? Солист и хор.

- Обратили ли вы внимание, кто присутствует на сцене, кроме солиста и хора? (оркестр, капельмейстер, хормейстер)

- Кто знает, что означают красные галстуки у школьников? Это уже история нашей страны. Пионе́рский га́лстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистовкомсомольцев и пионеров. Пионе́рское движе́ние — движение детских коммунистических организаций в социалистических странах.

Спросите об этом своих родителей, бабушек, дедушек, они вам расскажут и мы поговорим об  этом на следующем уроке.

Разучивание песни

Реализация коррекции затруднений

Какая была тема урока? Задачи?

 Обратимся к буклету, на котором есть место для ваших ответов:

  1. Что такое песня?
  2. Вопрос 1 с.57

Взаимопроверка

Песня – исток и вершина музыки. она неразрывное соединение слова, звука, ритма и интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придает словам разнообразный смысл.

Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства. Это синтез, взаимопроникновение музыки и литературы. Основные ее жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера.

Рефлексия

Почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь? Вспомните эпиграф к уроку

Ты сделай так, чтобы в людях

Хранилась песня твоя.

(из стихотворения Мануэля Мачадо Песни»)

- Ребята, всё всегда в наших руках, мы сами строим свою судьбу, жить мы должны достойно, беречь своию родину, своих близких.

Методика «Всё в моих руках»: обведите свою ладонь на листе бумаги, а внутри каждого пальца напишите свои размышления, большой палец – что я оцениваю положительно, что удалось, указательный – что мне необходимо еще узнать по теме «Песня», средний – возникли трудности, что-то не поняли; безымянный – психологическая атмосфера, ваше настроение, мизинец – мне здесь не хватало…

Итог

Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Иван Суриков

Как кому на свете

Дышится, живется –

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится

В песне у поэта.

Исполнение 1го куплета

Песня остается с человеком

Домашнее задание

Биография любой песни (доклад, презентация или буклет)

До новых встреч с музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...