Инновационные технологии в арсенале учителя
статья по музыке на тему

Ибрагимова Наталья Владимировна
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть». В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение. Реализация этой цели требует выполнения основных задач: 1. Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий. 2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности. 3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_ibragimova.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Инновационные технологии в арсенале учителя

         XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи  учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть». В последние годы в обществе сложилось  новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение.

Реализация этой цели требует выполнения основных задач:

1. Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В  образовательной практике приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые, прежде всего, обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных  педагогических технологий, оправдавших себя, проверенных временем и практикой:

         1.  Дифференцированное обучение.

 В современной  дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются  цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Нельзя не отметить внутреннюю дифференциацию, которая учитывает типологические особенности учащихся и осуществляется практически на каждом уроке  во всех классах. Чаще всего она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности.

Способы внутренней дифференциации:

  •  содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  •  содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
  •  задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
  •  используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Системно-целевая дифференциация обучения - это такая система обучения, которая интегрирует внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания форм, методов и средств обучения, адаптирующихся к типологическим особенностям личности учащихся.

                       

                            2.      Игровые технологии

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-   познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью

 В арсенал учителя музыки содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей эмоционального  словаря, специальные обучающие музыкальные игры; игры, направленные на развитие творческих способностей, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя.

Помимо этого успешно применяется деловая игра для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитии творческих способностей, формирования общеучебных навыков.

    3. Метод проектов.

Проектная  деятельность обучающихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

В моей  практике выполняются следующие  виды учебных проектов

Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.  

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Обучающимся дано право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой.

       Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:

1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).

2. История одного шедевра (о любимом произведении).        

3. Из жизни музыкальных инструментов: русские народные, клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..

4.  Музыкальный калейдоскоп современности.

5. Русская народная музыка – от истоков до современности.

6. И. С. Бах и современность, и другие.

В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему. Проектная деятельность-новое направление педагогических технологий

4.  Компьютерные технологии.

При разработке такой технологии я исходиля из следующих принципиально важных положений:

  • развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;
  • технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:
  • целевую установку;
  • содержательный компонент (интегрированный курс “Музыка и медиаобразование”);
  • технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);
  • экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся)

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету “Музыка”.

5        Групповые технологии

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:

1 Подготовка к выполнению группового задания.

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)
  • Инструктаж о последовательности работы
  • Раздача дидактического материала по группам.

2 Групповая работа:

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задании.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

3  Заключительная часть:

  • Подведение итогов группового задания.
  • Сообщение о результатах работы в группах.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении

6   Проблемное обучение

 Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на одни и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций ;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы ;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»  и др.).

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские задания, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

7  Технология совершенствования общеучебных умений в школе.

  • интегрированные уроки, основанные на метапредметных связях;
  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль,
  • деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:
  • исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака,
  • интервью, репортаж, рецензия;
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок доброты,
  • урок-презентация
  • уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион,  панорама,
  • телепередача, телемост,  «живая газета», устный журнал;
  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок
  • на тему инопланетян;
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия и прошлое,
  • путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
  • перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут
  • знатоки». «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки»,
  • «клуб знатоков» и др.

                        Технология развивающего обучения на основе программы «Школа 2100…»

Основные дидактические принципы:

1. Принцип деятельности.

2. Принцип целостного представления о мире.

3. Принцип непрерывности.

4. Принцип минимакса.

5  Принцип психологической комфортности.

6. Принцип вариативности.

7. Принцип креативности.

Эту систему дидактических принципов можно назвать вариативным личностно-деятельным подходом. Его осуществление в рамках начального обучения возможно благодаря применению новейших педагогических технологий , соответствующих возрастным особенностям учащихся. В системе развивающего обучения использование новых технологий должно отбираться не эмпирически, а на основе системного подхода с позиций новой дидактики образования.

Наиболее оптимальные формы обучения:

   1.  Коллективный диалог - основной инструмент организации учебно-познавательной деятельности учеников. Именно через коллективный диалог осуществляется обмен информацией, общение « учитель-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации.

   2.   Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на на коллективный диалог, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и простраивает для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а а максимальность знаний наращиваеся в ходе группового, коллективного поиска истины.

   3.    На основе креативного метода происходит закрепление знаний. Умений и навыков. Задания творческого характера,  в которых учащийся не просто воспроизводит установленные алгоритмы действий, а вносит качественно новые, созданные им самим элементы, расширяют возможности владения теми или иными учебными материалами.

  4.     Эвристический метод способствует готовности мышления к выработке и обработке общих понятий, к соотнесению единичного и общего, выявлению закономерностей тех или иных процессов. Этот метод, при котором поиск истины - не самоцель, а средство достижения личностной причастности, самореализации, являющейся залогом саморазвития ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда

В данном материале представлены инновационные технологии, которые применяются в работе  учителя - логопеда....

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Опыт работы учителя-логопеда "Использование инновационных технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ"....