Урок музыки во 2 классе: «Народная колыбельная песня»
план-конспект урока по музыке на тему

Ибрагимова Наталья Владимировна

Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора

Задачи:

1.     образовательная: дать образное представление об истоках

колыбельной песни;

2.     воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;

3.     отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_1.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Народная колыбельная песня»

класс:2

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора

Задачи:

  1. образовательная: дать образное представление об истоках

колыбельной песни;

  1. воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;
  2. отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Перед началом урока учитель обращается к жюри с пояснением: Сейчас вы увидите фрагмент урока во 2 классе

ХОД УРОКА:

Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Попрошу вас обратить внимание на слова, размещённые на слайде.

  1. Целеполагание.

На слайде 1 слова:

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

МЯГКИЙ И НЕЖНЫЙ ГОЛОС

       –  Какую картину вы представили, читая их?

  -  Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

  -   Какова тема его?

  -   Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)

  -   Подтвердилось ли ваше предположение?

  -   Что вы сейчас прослушали?

 

   

2. Вступление к теме урока. Беседа.

 

     -  Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

    (Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

     –  Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

3.Из истории колыбельных песен. Слово учителя.

- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя.  Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол , лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку ( на слайде), время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.

- Как вы думаете, деточки мои, почему колыбельную песню так называют?

- Подберите синонимы к слову «колыбель» (на слайде появляются эти слова)                    ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА

4.Проблемная ситуация.

- Послушайте сказку, ребята:

«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить эту ораву да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.

Вот однажды ушли родители на работу,  а нянюшка захворала. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась – не слушаются её братики-сестренки.  Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.

Покажу, как дело было, заодно и вас научу.

 

- А вот так она выглядела (слайд).

- У вас на партах есть карточки с текстами колыбельных песен, внимательно прочитайте их (выразительно читают)

- О чем в них поется?

    Баю – баюшки-баю,

    Не ложися на краю.

    Придет серенький волчок

    И утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток

    Ой, баю,баю, баю,

    Живёт котик на краю.

    Он ни беден, ни богат,

    У него много ребят,

    У него трое ребят,

    Все по лавочкам сидят,

    Все по лавочкам сидят,

    Кашу масляну едят.

    Байки-побайки,

    Прискакали зайки.

    Стали в скрипочку играть

И сыночка забавлять.

Стали люльку качать,

Стал сыночек засыпать.

- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? ( к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит

- Какие слова обязательны в такой песне? (те, которые напоминают движение укачивания: баю, баюшки, байки; слова уменьшительно-ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток)

- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства? (любовь, заботу, ласку, нежность)

- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.

 Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

     - Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся

       колыбельная,чтобы передать чувства доброй ласковой матери?

(учитель исполняет песню, дети слушают и отвечают: нежно, спокойно, неторопливо и выразительно)

- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.
Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:

  1. Дыхательное упражнение  «свеча», «аромат розы»
  2. Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.

     3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»

- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет. (Магнитофонная запись детского плача). Успокоим мальца, убаюкаем. Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:

     Баю – баюшки-баю,

     Не ложися на краю.

     Придет серенький волчок,

     Тебя схватит за бочок,

     Отнесёт за кустик

     И назад не пустит.

     А баю, баю, баю,

     Не ложися на краю.

     Придёт к тебе бирючок,

     И ухватит за бочок,

     За бочок за правенький,

     Мой сынок кудрявенький.

- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.

 

     5. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?

– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.

Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.

Пояснительное слово для жюри:

   - Известно высказывание о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетие …» Приобщение детей к народному музыкальному творчеству является средством формирования у них духовной культуры. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс...

Урок по литературе "Русские народные исторические песни" 8 класс

Анализ исторических песен 17 века "Возвращение Филарета" и "Иван Грозный молится по сыне". В процессе анализа выявляется историческая основа песен, особенности их поэтики....

технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"

технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак  ФГОС...

Разработка урока по музыке 5 Класс "Вторая жизнь песни"

Разработка урока по музыке 5 Класс  "Вторая жизнь песни" . Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...