РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка по музыке по теме

Пикина Эльвира Юрьевна

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pikina_e.yu_._hud-estetich._razvitie_shk.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

Пикина Эльвира Юрьевна

ГБОУ гимназия №271 Красносельского района им. П. И. Федулова

Санкт-Петербург

Ehlvira-pikina@yandex.ru 

                                                                                                                                                                                                               

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Тема доклада раскрывает возможности комплексного эстетического воспитания в формировании потребности проявлять социальную активность у детей младшего школьного возраста.

Эстетическое развитие, успешность, коммуникативность, социально-активная личность.

С введением в систему современного образования Федеральных государственных образовательных стандартов коренным образом изменились представления о целях образования и путях их реализации. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько становлением его как личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, к самообразованию и самосовершенствованию.

Процесс формирования этих качеств личности неразрывно связан с развитием способности, нестандартно, по-новому интерпретировать действительность, используя имеющиеся знания, умения и жизненный опыт, в целях  найти оптимальное решение проблемы, исходя из имеющихся условий.

Когда речь идет о поиске новых, ранее не использовавшихся способов действий, имеется в виду процесс творческого преобразования окружающей действительности. Проблема творчества уже достаточно длительное время привлекает внимание психологов и педагогов. Творческий процесс представляется как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Творческие личности во все эпохи формировали материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, обладали способностью рассмотреть необыкновенное в, казалось бы, обыденных явлениях, что и определяло прогресс цивилизации.

В педагогической литературе творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования действительности, результатом которого являются новые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В. И. Андреев, Ю. Л. Козырева, Ю. Н. Кудюткин и др.).

Однако творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

Производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, а осуществляемая им  творческая деятельность является проявлением его индивидуальности.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. Под творческой задачей понимается ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Для развития творческой личности необходим достаточный уровень развития воображения. Именно воображение является важным условием формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.  

К главным задачам образования и воспитания личности относят наряду с воспитанием базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

В связи с изменившимися требованиями к образовательному процессу, одной из главных задач образования  в настоящее время стала проблема развития творческих способностей учащихся. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются они не у всех. Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения какому-либо вида деятельности может выясниться, есть ли у обучающегося способности в этой области. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. В связи с этим необходимо уделять огромное внимание созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов - живопись, музыка, поэзия, наука.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев; стремлении избежать традиционных решений; выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Вследствие изменения требований к результату образовательного процесса, должны измениться и способы достижения этого результата. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на раскрытие творческих возможностей, способностей и таких качеств личности детей, как креативность и инициативность. Здесь на помощь учителю приходит система дополнительного образования. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.

Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Ценность системы дополнительного образования заключается в том, что в условиях дополнительного образования дети получают возможность развивать свой творческий потенциал, занимаясь социально значимой деятельностью, способствующей повышению самооценки и создающей  условия для самоактуализации. Однако главная цель этой деятельности состоит в том, что дети, занимаясь в различных творческих мастерских, получают возможность обучаться созданию нового, используя полученные ранее знания и навыки, преодолевать шаблоны и стереотипы, что усиливает способность к адаптации в современном обществе и дает возможность полноценной организации свободного времени. Кроме этого система дополнительного образования создает условия для реализации индивидуальных творческих интересов личности, помогает организовать содержательный досуг, являющийся для ребенка сферой восстановления психо-физических и эмоциональных сил.

В нашей гимназии система дополнительного образования имеет разветвленную структуру, представляющую многочисленные направления, отвечающие разнообразным интересам учащихся.

Уже  2 года  в гимназии работает группа эстетического развития. В эту группу набираются учащиеся, проявляющие интерес к занятиям разными видами искусства или те,  кто еще не определились с видом деятельности, которым им хотелось бы заниматься.

Дети, занимающиеся в группе эстетического развития в течение учебной недели, посещают следующие занятия: рисование, ритмику, хоровое пение (по 2 часа в неделю), сольфеджио и обучение игре на музыкальном инструменте (по 1 часу в неделю).      Некоторые учащиеся и раньше, когда еще не было группы эстетического развития, хотели заниматься в нескольких секциях, разных по направлению, но не могли этого делать, потому что иногда занятия проходили в одно и то же время и им приходилось выбирать. Такая ситуация ограничивала возможности ребенка творчески развиваться. Расписание занятий эстетической группы составляется так, чтобы занятия разных секций не пересекались и учащиеся могли посещать весь комплекс.

Занятия в группе эстетического развития проходят во второй половине дня на базе школы для детей, посещающих группу продленного дня. Такая организация создает условия для занятий в системе дополнительного образования тех детей, чьи родители не имеют возможности забирать ребенка из школы после уроков и отводить на занятия в различные секции, находящиеся вне школы. Однако дети, не посещающие группу продленного дня тоже могут заниматься в секциях группы эстетического развития, приходя самостоятельно.

Двухлетний опыт проведения занятий в группе эстетического развития позволяет сделать некоторые выводы о целесообразности занятия целым комплексом эстетических дисциплин.

Первое, чего хотелось бы коснуться – это успеваемость детей в учебное время. Не случайно существует высказывание: «Чем больше человек занят, тем больше он успевает…». Анализ успеваемости учащихся 2-х классов, показал, что у детей, которые посещают весь комплекс занятий в течение 2 лет и всесторонне творчески развиваются нет троек. Средний балл – 4,6, что на 2 десятых балла выше, по сравнению с учащимися, не посещающими группу эстетического развития, или посещающими не свесь комплекс занятий, а только некоторые занятия.

Возможно следующее объяснение этому. Дети, занимаясь творческими дисциплинами в большом объеме, получают удовольствие от социально значимой деятельности (выступления на концертах), что повышает их самооценку и способствует развитию успешности. Учащиеся получают возможность снять эмоциональное напряжение после учебного дня, занимаясь интересной и разнообразной творческой деятельностью, а так же получают возможность научиться творчеству, проявить свои способности в создании нового, оригинального, реализовать стремление придумать что-то нужное и ценное для других людей.

Все творческие способности, развитые или открытые в процессе занятий  в группе эстетического развития дети, несомненно, будут использовать  и в учебное время, на уроках, что поможет им творчески подходить к учебному процессу и. как следствие, достигать лучших результатов.

Второе, о чем хочется сказать – это отношения детей в группе и поведение в целом. Дети, занимающиеся в группе эстетического развития, более терпимо относятся к ошибкам и промахам других учащихся группы, потому что на своем опыте знают, как иногда непросто добиться хорошего результата в совместной творческой деятельности. Такое спокойное отношение к ошибкам и промахам они переносят и на себя, не подвергая излишней самокритике и не стесняясь исправить допущенные ошибки. Кроме этого они лучше чем дети, которые не занимаются разносторонней творческой деятельностью, знают свои сильные стороны и увереннее проявляют себя с этих сторон. Поведение детей вследствие более разностороннего и гармоничного развития отличается ровностью, уважительным отношением к окружающим, что повышает возможность к социальной адаптации.

Исходя из двухлетнего опыта проведения занятий в группе эстетического развития можно сделать вывод о том, что занятия комплексом творческих дисциплин благотворно влияют на самооценку ребенка, помогают почувствовать собственную значимость и нужность, развивают и корректируют коммуникативные способности и поведенческую составляющую, помогают научиться находить себе применение в совместной  деятельности, способствуют повышению успешности в учебе.

Исходя из вышесказанного следует, что целесообразно продолжать работу группы эстетического развития и дальше, на протяжении всей начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение

краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

ОСОБЕННОСТИ ПСОХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенн...

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )

Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...

Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста

Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста в условиях школы велика. Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет. Для детей младшего школьного возраста естест...

Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста

Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста...