Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.
статья по музыке на тему

Лыкова Анна Владимировна

Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов.

Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

По мнению Л.Б. Соколовой, «Педагогическая деятельность – это деятельностная субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой образования. И все положительные элементы, факторы, свойства, определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества,  слагаются в культуру педагогической деятельности».

Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций, поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая, воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно-диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности структуру и в то же время определенную специфику.

Педагогическая деятельность имеет свою структуру (см. таблица 1), в которой особое место занимают цели и задачи. Цель - это осознанный желаемый peзультат. Задача — более конкретный в определенных условиях результат.

Таблица №1

Структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности

Целеполагание

Выдвижение педагогической целей и постановка задач

Реализация цели и задач

Выбор и применение средств и способов решения педагогических задач и достижения целей

Контроль

Сличение полученного результата с выдвинутыми целями и задачами и определение эффективности осуществленной педагогической деятельности

В общем виде педагогические цели и задачи обуславливаются социально-культурными потребностями общества, зависящими в первую очередь от идеологии и уровня экономического развития государства, и корректируются с учетом возраста учащихся, специфики учебного предмета, актуальных для данных трупп детей воспитательных позиций и т.д. Для того чтобы цели и задачи имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и учащимися. В этом случае усилия педагога по их достижению будут подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников, обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия.

Второй компонент структуры педагогической деятельности - выбор и применение средств и способов воздействия на учащихся (организации взаимодействия между педагогом и учащимися) - является по своему характеру исполнительским. Этот выбор касается как собственно учебного материала (фактического, понятийного, предметного, изобразительного, графического и т.д.), так и действий, операций с ним. В первом случае учитель проводит осмысление и структурирование учебного материала, используя имеющуюся у него информацию, намечает средства обучения, систематизирующие, поясняющие учебный материал.

И, наконец, третий компонент педагогической деятельности - это контроль, т.е. самоанализ и самооценка деятельности с позиций соответствия достигнутого результата поставленным целям и задачам. Названный компонент, психологически базирующийся на рефлексии (процессе познания и осознания субъектом собственных состояний и действий), представляет собой важнейшим фактором целенаправленного совершенствования содержания и характера любой деятельности. В педагогической деятельности эту роль выполняет педагогическая рефлексия, которая обеспечивает учителю осознание и последующую коррекцию отдельных сторон своей деятельности. Естественно, необходимость выявления эффективности собственной деятельности с целью ее совершенствования требует от учителя глубокого понимания ее содержательной и операциональной сторон, системного видения ее элементов, представления об оптимальных (применительно к поставленным целям и задачам и наличным условиям) средствах и способах ее реализации.

Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. При этом надо подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении учащихся к музыкальному искусству.

Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру (см. таблица 2), определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе разные виды деятельности.

Таблица №2

Структура музыкально-педагогической деятельности

Музыкально-педагогическая деятельность

Педагоги-ческая

Хормейстер-ская

Музыковед-ческая

Музыкально-

исполнительская

Исследо-вательская

Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти, воображения (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Г.С. Ригина и др.)

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

«Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию» (Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя).

Из этого следует, что музыкально - педагогическая деятельность учителя представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, владение которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки, которое в полной степени раскрывается на уроке музыке. Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

«Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса, пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники – вот основные действующие лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия. Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности, воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и развития личности.

Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения – формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельностно-практического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов: опыта эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощённого в музыке; знаний о музыке (прежде всего ключевых знаний); музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной деятельности школьников. Это содержание усваивается в ходе урока с помощью разнообразных методов, форм и приёмов, среди которых выделяются ведущие методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного, логически связанного процесса музыкальных занятий» (Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразо-вательной школе: Пособие для учителя).

Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного процесса.

В построении целостной композиции урока музыки необходимо учитывать и его внутренние взаимосвязи, которые раскрываются в особенностях структуры урока (см. таблица 3). Под структурой урока понимается «дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов конкретного урока, их целенаправленная упорядоченность, последовательность отдельных этапов и их взаимодействие» ( Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие).

Таблица №3

Конкретные этапы школьного урока

Этап

Дидактическая задача

Показатель реального результата решения задачи

Организация начала урока

Подготовке учащихся к работе на уроке

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

Контроль и

самопроверка

знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Знание правил дидактической структуры необходимо учителю, чтобы не нарушать общие требования образовательного процесса.

Каждый урок музыки должен иметь свою внутреннюю логику. «Урок- это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся» [56, С.10]. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что объединять урок должна определенная тема (М.А. Данилов).

Важнейшим условием наилучшей организации урока музыки является установление соответствия между задачами, содержанием, методами, формами обучения и уровнем подготовленности учащихся к усвоению содержания программы. Определив задачи и содержание урока, учитель музыки избирает формы и методы обучения. Выбор их обусловлен спецификой содержания и зависит от типа урока.

В соответствии с тематическим построением программы  выделяются определенные типы урока музыки (см. таблица 4). Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

Таблица №4

Типы уроков

Типы урока

Главные признаки

Уроки введения в тему

Наличие в его содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания

Уроки углубления в тему

Наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания

Уроки обобщения темы

Наличие в его содержании целостной, но уже обогащённой, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти

Обобщающие уроки года

Обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроком обобщения темы четверти и даже охватывать два занятия.

Заключительный урок - концерт года

Наглядная демонстрация уровня музыкальной структуры учащихся, достигнутого в течение учебного года.

Рассмотрим особенности данных типов уроков музыки.

Уроки введения в тему. Главным признаком урока введения в тему является наличие в его содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. Как правило, программа предусматривает в каждой четверти один урок введения тему, при этом содержание каждого такого урока конкретно раскрыто в программе.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:

1. Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему. Оно происходит на основе создания поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят с помощью учителя, к решению поставленной перед ними задачи.  

3. Первоначальное обобщённое представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия новых произведений.

Содержание каждой темы четверти, её место в программе, структура, связи с предшествующими и последующими знаниями специфичны, поэтому специфичны и уроки введения в тему.

Уроки углубления в тему. Главным признаком урока углубления тему является наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроки этого типа составляют большинство в каждой четверти. Содержание уроков данного типа конкретно изложено в программе, но, как и на уроках введения в тему музыкальный материал, формы и средства обучения могут быть уточнены учителем.

Процесс углубления темы складывается обычно из трёх основных моментов:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знания, которое усваивается в данной четверти, а

также слухового опыта, необходимого для углубления темы).

2. Собственно углубление темы. Оно происходит благодаря привлечению разнообразных средств и приёмов обучения, однако всегда - на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников в процессе познания тех или иных граней изучаемой темы.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников.

Завершая рассмотрение уроков углубления темы, следует отметить, что возможность различных вариантов их организации тесно связана с уровнем музыкального развития учащихся данного класса. Выбор разнообразных средств и приёмов учебной работы в наибольшей степени характеризует творческую сторону деятельности учителя на уроках этого типа.

Уроки обобщения темы. Главным признаком урока обобщения темы является наличие в его содержании целостной, но уже обогащённой, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти.

Внимание учителя должно быть сосредоточено, прежде всего, на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.

В отличие от уроков введения в тему и углубления темы музыкальный материал, формы и виды музыкальной учебной деятельности школьников на уроке обобщения темы в программе не конкретизированы. В зависимости от того, как учащиеся данного класса усвоили тему течение четверти, учитель определяет содержание музыкального материала и выбирает соответствующие средства и приёмы обучения.

Особое место в учебном процессе занимают обобщающие уроки года. В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроком обобщения темы четверти и даже охватывать два занятия.

Укажем на важнейшие задачи, которые встают перед учителем при организации таких уроков.

Первая задача – проверка того, в какой мере усвоены темы всего учебного года. Вторая задача – подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

План обобщающих уроков года зависит, прежде всего, от конкретного уровня подготовки данного класса. Учитель, готовя эти уроки, во-первых, концентрирует внимание на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

Заключительный урок-концерт года. Цель его – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной структуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока, прежде всего, необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельностью - практическое отношение к музыке;

- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединить несколько классов одной параллели.

На уроке-концерте должны быть представлены разнообразные по характеру, содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. В первую очередь это музыка для хорового и сольного пения, а также предназначенная для игры в четыре руки с учителем, включающая музыкально-ритмические движения, импровизацию.

Особое значение имеет эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников.

 Итак, рассмотрев некоторые стороны музыкально-педагогической деятельности, мы заметили, что она представляет собой сложный комплекс многих взаимосвязанных элементов, владение которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки на уроке. Одной из основных характеристик музыкально-педагогической деятельности является ее творческий характер. Разновидности творчества в работе учителя музыки — управление учебным процессом, а также исполнительская и исследовательская деятельность по изучению, разработке и применению эффективных методов проведения урока музыки и формированию всесторонне развитой личности школьника.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Вот почему развитие восприятия музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов урока находится в центре внимания учителя. В системе «музыка – учитель – школьники» учитель является творческим посредником между музыкальным искусством и учащимися. Он помогает своим ученикам выявить связь музыки c жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить нравственное, эстетическое воздействие искусства, формировать навыки выразительного исполнения произведений.

Творческий характер деятельности учителя музыки заключается, прежде всего, в установлении такого эмоционального, духовного контакта со школьниками, благодаря которому наиболее полно реализуются воспитательные задачи, процесс развития каждого учащегося. Ярко выраженная идейно-нравственная позиция, высокий профессиональный уровень музыкальной, педагогической подготовки, знание психологии школьника позволяет учителю, опираясь на программу, не только использовать уже известные способы организации урока музыки, но и находить новые, тем самым обогащая опыт проведения музыкальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Деятельность учителя музыки на уроке в классах эстетического профиля в общеобразовательной школе.

Основной целью деятельности учителя музыки является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, особенно в деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля, в которых, на наш взгляд, именн...

Хормейстерские аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы

Хормейстерские  аспекты деятельности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Методическое пособие для учителей музыки «Задания творческого характера на уроках музыки»

В сборнике представлены различные упражнения, направленные на развитие творческих способностей ребят. Эти упражнения могут использоваться на любом этапе урока. Они будут интеренсы детям разных возраст...