Карта урока музыки 2 класса "Играй, свирель!"
учебно-методический материал по музыке на тему

Пелагеина Елена Владимировна

Данный материал представляет собой технологическую карту урока музыки во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_igraysvirel_pelageina_e._v.docx33.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский

КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Учитель музыки   МБОУ  гимназии г. Советский ХМАО Тюменской обл.  Пелагеина Елена Владимировна  

Класс: 2

Тема урока: «Играй, свирель!»

Тема раздела: Музыкальные инструменты. Тембры – краски.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Приобщение детей к музыке и инструментальному, вокальному исполнительству. Совершенствовать технику игры на свирели.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить со звучанием музыкальных инструментов: жалейки, дудочки;

2. Повторить комплекс дыхательных упражнений;

3. Продолжить работу по технике игры на свирелях;

4. Совершенствовать умение анализировать музыкальный материал;

5. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в рамках темы.

Развивающие:

1.Развивать музыкальный  уровень учащихся, способность чувствовать, понимать, любить

   явления искусства.

2. Развивать память и речь, музыкальный слух, ритм.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, компьютер, музыкальные композиции, музыкальные инструменты свирели.

Подходы:  дифференцированный, личностно-ориентированный.

Методы:

  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация, видеосюжеты игры на музыкальных инструментах);
  • метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха);
  • практический (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах);
  • систематизирующий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • участие в музыкальной жизни класса;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные:

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • формирование  умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств  осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки.

 Предметные:

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании  музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
  • знать понятие духовые народные музыкальные инструменты, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, жалейки, дудочки.
  • уметь сравнивать, находить сходство и различие народных духовых музыкальных  инструментов. Уметь петь легато, связно. Развивать технику игры на свирели

Основное содержание темы, понятия и термины: Духовые деревянные музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, жалейка)

Образовательные ресурсы: Звучание свирели, жалейки, дудочки. Песни: «Как под горкой под горой», «Василек», «Камышинка – дудочка», «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня, «Моя Россия» Г. Струве.

Ход урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок.

Учитель приглашает детей в класс под музыку («Камышинка дудочка», русская народный песня)

Здравствуйте, ученики!

-Здравствуйте, учитель!

Учащиеся входят в класс под музыку

Музыкальное приветствие

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

Обеспечение мотивации.

 Слайд 1

-Ребята, какой сегодня день?

-Первый день весны. Я вас всех поздравляю с этим днем.

-Посмотрите на нашу фотографию, какое яркое весеннее солнце нас приветствует. Я хочу, чтобы каждый из вас улыбнулся. Подарите свои улыбки мне, соседу слева, соседу справа. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наше занятие.

-1 марта

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.

Фронтальный. Устные ответы

2. Исполнение песни

Повторение пройденного

Слайд2

Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия»

Артикуляционная гимнастика

-  Есть немало композиторов, воспевающих красоту природы нашей России.

Перед тем, как мы исполним песню «Моя Россия» Георгия Струве, предлагаю провести музыкальную разминку

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Щеточка» языком чистим зубки, «Укольчики» языком вправо, влево

Покусали язычок

Упражнение на дыхание: вдох, выдох с поворотом головы.

-С кем сравнивает композитор Россию?

-С какой интонацией будем исполнять песню?

(исполнение песни)

Слова песни звучат неторопливо, широко, распевно, протяжно.

С девочкой

-С мамой

- Нежно, задумчиво, ласково,

Умение плавно исполнять песню, с интонацией

Фронтальный. Исполнение песни

3. Актуализация опорных знаний.

Слайд 3

Слушание песни Камышинка – дудочка

Слайд4

-Ребята, когда вы входили в класс, звучала песенка. О каком инструменте шла речь в песне?

-К какой группе музыкальных инструментов относится дудочка?

-Почему?

Какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете?

- О дудочке.

- Камышинка – дудочка

- Духовым

 -Чтобы инструмент зазвучал, нужно подуть

- Свирель, рожок, флейта, жалейка

Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.

Фронтальный. Устные ответы

4. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Сегодня мы поговорим о духовых музыкальных инструментах. Сравним их звучание, что у них общего и в чем различие. Вспомним музыкальные песенки и исполним их на свирелях.

Слушают  объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

Принимать и выполнять учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

5. Освоение новых знаний и способов деятельности.

Слайд 4

Слайд 5

Слушание:

Звучание жалейки

Свирели

Слайд 6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд 10

Слайд 11

-Перед вами три инструмента. Что вы видите общего и чем они отличаются внешне?

Назовите отличия.

А кто знает, почему такое название у жалейки?

-Что услышали в звучании жалейки? Какой голос, тембр у этого инструмента?

- Вспомните, что такое тембр?

-О каком музыкальном инструменте пойдет речь?

Приложил к губам я трубку,                      Полилась по лесу трель.                                Инструмент тот очень хрупкий,  Называется …

Послушаем, как звучит свирель и сравним со звучанием жалейки

- Как звучал голос у свирели?

- Выше или ниже тембра у жалейки?

  Как же появилась свирель?

- (рассказ учителя о времени появления )Легенда появления свирели

Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.

- Из чего же изготавливали свирели?

Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:

- Дудочка, рожок и жалейка сделаны из дерева.

- Их называют духовые, деревянные

-У них по 6 отверстий

- У жалейки насадка в виде рога

- У рожка внизу расширен раструб и загнут к верху.

Слушают  объяснение учителя и отвечают на вопросы:

- Голос густой, низкий

- Жалостливый

-Окраска голоса или звука музыкального инструмента.

- Свирель

- Ярко, звонко, задорно

-У жалейки голос ниже, а у свирели выше

-Из дерева

- Из бамбука

- Из других деревьев, самодельные

Осознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.

Уметь сравнивать, анализировать

Знакомятся  с духовыми музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)

Слушают, сравнивают, анализируют.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение слушать и вступать в диалог.

Устные ответы 

Наблюдение учителя.

Фронтальный.

.

Групповой

6. Игра на свирели

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Исполнение:

русской народной песни «Как под горкой под горой»

Игра на свирели «Веселые гуси»

Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету.

И ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую глубину,

В такую высоту. . .

- Взяли свирели в руки

Выполняем упражнение лестница (вверх, вниз) покрутили между ладонями свирели. 9упражнения для мелкой моторики рук)

-Я называю цифру, вы показываете сколько отверстий на свирели закрыли

-Молодцы, справились

-Вспоминаем схему песни «Василек»

Молодцы

Русская народная песня

- «Как под горкой под горой»

- А сейчас сыграют мальчики, а девочки послушают

-Некоторые ребята уже выучили песенку «Веселые гуси». Кто хотел бы сыграть, выходите?

- Как называется группа из 4 исполнителей?

Молодцы

-Кто желает сыграть песенку «Андрей – воробей», выходим. У нас вышли 5 человек. Как называется группа из 5 человек?

Дети достают свирели проводится разминка для пальчиков.

Умение правильно пользоваться дыханием Выполняя движения, имитирующие игру на свирели, показывают цифровые обозначения

-1.2.3.4.5.6

- 3.6.2.1.4.5

Исполнение в ансамбле с учителем

Исполнение по рядам

-Правильно направляем струю воздуха

- Квартет

Квинтет

Осуществлять профилактику утомления.

Игра на свирели по рядам

По группам исполняют отдельно девочки

- Отдельно мальчики

Игра в группе 4 исполнителя

Коллективный.  Наблюдение учителя.

7 Исполнение песни

Исполнение песни «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня

- Сложено много песен про музыкальные инструменты.

- На каких инструментах играли ребята в песне «У каждого свой музыкальный инструмент»?

- Это тоже духовые инструменты

- работаем по рядам 1 ряд -1 куплет в припеве поете «Тиль, тиль, ти-ри-риль»

2 рад дудочка ваши слова «Туту ту туру-ру»

3 ряд рожок ваши слова  «Ду-ду дуду-ду»

Таким образом у нас получится трехголосие

-Молодцы

 Слова песни звучат весело, звонко.

Имитация игры на инструменте.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Фронтальный. Исполнение песни

8. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение и оценка.

Выставка и анализ работ.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что узнали нового?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Почему эти инструменты называют духовые?

-Из чего изготавливаются свирели?

У каждого из вас на столе солнышко, чего не хватает на солнышке?

Я предлагаю дорисовать улыбки, показать  ваше настроение и принести на следующий урок свои солнышки

Прозвенел звонок, закончился урок.

- Спасибо за работу. До новых встреч.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью Улыбки

Уметь выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.

Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем                 ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....