Что за прелесть эти сказки!
план-конспект урока по музыке по теме

Лыкова Анна Владимировна

Интегрированный урок чтения и музыки. 

Цель: Нравственное и эстетическое воспитание учащихся 1 класса посредством поэтического слова и классической музыки.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, Познакомить детей с оперой Римского- Корсакова « Сказка о Царе Салтане »

Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности, воображение

Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, формировать интерес детей к классическому искусству. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и музыки по теме:

"Что за прелесть эти сказки!"

Цель: Нравственное и эстетическое воспитание учащихся 1 класса посредством поэтического слова и классической музыки. 

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, Познакомить детей с оперой Римского- Корсакова « Сказка о Царе Салтане » Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности, воображение

Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, формировать интерес детей к классическому искусству.

Литература:

1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина.- М.: Глобус, 2007. - 170 с- (уроки мастерства).

2. Агапова И. А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн. 1: Начальная школа. -М .: 5 за знания , 2006. -208 с. - ( классному руководителю ).

3. Развиваем музыкальные способности. [текст].- М .: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ ,2007.- 256с .: кл-(Азбука дошкольного воспитания).

4. Н. А. Шаульская. Школьный досуг. Игры, викторины, конкурсы

Оборудование: на столе портрет поэта, свеча в подсвечнике, перо, чернильница, томик сказок А. С. Пушкина; аудиотехника.

Вступление

Тихо, тихо рядом сядем Входит музыка в наш класс. Тихо ветер завывает,

За окном зима у нас.

Музыка живёт повсюду

Ты прислушайся, услышь! Перед нами диво, чудо!

Перед нами сказок мир!

- Вместе с поэтом мы оказались в музыкальной гостиной. А тему урока вы можете прочитать по кругу: по ходу часовой стрелки, пропуская всё время 2 буквы.

(Что за прелесть эти сказки!)

Основная часть

Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они ему были верными друзьями. С раннего детства будущий поэт был ещё окружён заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Ей поэт посвятил много строк.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

- Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы.

- А. С. Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Его сказки удивительные: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вспомним некоторые из них: я читаю начало, а вы вспомните название сказки.

1. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде» )

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда...

2. ( «Сказка о рыбаке и рыбке» )

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Он жил в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года...

3. ( «Сказка о царе Салтане» )

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То сама на весь бы мир Приготовила я пир".

"Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна Наткала я полотна".

"Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила богатыря... "

4. ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» )

Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет - пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи

С белой зори до ночи,

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля...

- А. С. Пушкину приходилось много путешествовать. Ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий А. С. Пушкин сочинил строчки:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне Только версты полосаты

Попадаются одне...

- И еще я хочу добавить: хотя стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.

Физминутка:

- Дети перед нами опять новое препятствие: Из одной сказки сбежал Кощей Бессмертный и заморозил город Пушкинских сказок. Нам тоже очень холодно, значит нужно подвигаться.

«Буги- вуги» с движениями.

- Согрелись? Можно идти дальше.

- Ко многим сказкам и стихам А. С. Пушкина композиторы написали музыку. Сейчас я хочу предложить вам послушать фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Вспомните, о каких трех чудах говорилось в сказке9

(Слушаем. Дети должны определить, кого изобразил композитор. Когда опредили, читаю сказку).

Первое чудо-белочка.

Есть там белка, что при всех Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет  

И с присвисточкой поёт.

При честном, при всем народе

"Во саду ли, в огороде".

- Ей "присвистывает" самый высокий инструмент оркестра - флейта. Все ярче, все затейливее звучит песенка.

(Звучит знакомая фанфара.) Второе чудо - 33 богатыря.

Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И останутся на бреге

В чешуе, как жарь горя,

33 богатыря.

- В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

В третий раз зовет трубный клич.

Третье чудо - прекрасная царевна Лебедь.

Там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

- Музыка рисует чудесное превращение лебедь-птицы в красавицу царевну. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый "человеческий" голос струнных инструментов. Радостное звучание труб в конце антракта словно предвещает счастливый конец сказки.

- Мне хочется спросить: какое чувство вызывает это произведение - радостное или грустное?

- Дети, смотрите перед нами дуб, значит мы попали в Лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

        - Дети, кот сейчас споёт вам песенку, а вы должны определить, всё ли правильно в этой песенке.

Игра: Путаница.

- Вы молодцы! Вы правильно всё отгадали, кот в награду за это оставил вам сюрприз в этой шкатулке.

- Ребята, вы любите сюрпризы?

Игра: «Тепло - холодно»

Шкатулка предо мной. Надобно открыть её,

А в награду за старанье,

Исполню ваше я желанье.

- Попробуйте угадать, что находится в черном ящике, и в награду получите сюрприз.

(Дети угадывают, а я говорю «тепло» если правильно или «холодно» если не правильно)

- В шкатулке золотая волшебница одной сказки Пушкина. ( Золотая рыбка )

- А в награду за это споём песенку « Пушкинские сказки».

Заключение

- Сказки А. С. Пушкина - наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Наше путешествие в мир Пушкинских Сказок окончено,

Музыка смолкает.

Но что же это?

Кажется, сейчас она зазвучит.

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из вас

И будет звать в неведомые дали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....