Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Старовойтова Евгения Михайловна

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный дух и отражающие внутренние переживания народа в годы войны. В связи с этим на уроках музыки проходит знакомство с песнями военных лет, с  композиторами и поэтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Методическая разработка урока музыки по теме: «Песни-герои военных лет» в рамках междисциплинарного общешкольного проекта «Неизвестные герои войны»

Предмет

Музыка

Учитель

Старовойтова Евгения Михайловна

Класс

5,6,7

Тема урока

Песни – «герои» военных лет

Тип урока

комбинированный/получение нового знания (по ФГОС)

Форма урока

Игровой, урок-сюрприз

   

Цель урока: Патриотическое и нравственное воспитание учащихся через знакомство с историей создания песен в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам ее прошлого;

2. Узнать, какие песни были популярны в годы Великой Отечественной войны;

3. Изучить историю создания военных песен и посмотреть, как влияла песня на боевой дух солдат;

4. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, чувство гордости за свою страну.

5. развивать умение сопереживать, опираясь на свой эмоционально – чувственный опыт; умение работать в группах

ОБОРУДОВАНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

компьютер, проектор, конверты, распечатанные тексты, видео материалы

Ход урока: (дети работают по группам)

В канун 70 –летия победы в нашей школе проходит междисциплинарный проект «Неизвестные герои войны»  и наш сегодняшний урок пройдет в рамках этого проекта. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке музыки? Конечно же о военных песнях! Какова ценность песен в годы войны?  Можно ли назвать военные песни -  героями? На уроке нам предстоит ответить на эти вопросы. Давайте сформулируем с вами тему сегодняшнего урока? Ответы: Песни-герои военных лет.

Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал

«Музыка в бою нужна и полезна,  и надобно, чтобы она была самая громкая.. .

Музыка удваивает, утраивает армию…»»

Согласны ли вы с утверждением великого полководца?

Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Эти события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки. Тяжелые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов − в песнях, симфониях, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны. Как вы считаете, какой жанр музыки был самым популярным в военные годы?

Дети: песня

На войне песня обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, напомнить о близком и родном, подвигнуть на подвиги. Песня – лучший пример того, что искусство во время войны не замерло, а, наоборот, быстро перестроилось и посвятило себя главному − служению победе.

Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой, созданной  в годы Великой Отечественной войны. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Наверняка вы знакомы с большинством песен военных лет. Какие песни вы знаете?

Ответы детей: «Священная война», «Катюша», «В землянке», «Клен кудрявый» и т.д (5 мин)

У вас на столах лежат конверты, в которых вы найдете информацию о песне, об истории ее создания. Но в материале не указано название этой песни. Ваша задача определить, какая песня могла создаваться подобным образом. Возможные варианты песен и их тексты вы так же найдете в конвертах. (5 мин на чтение и обсуждение)

Тексты: 1. Утром 24 июня 1941 г. на первой полосе газеты «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня.

Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 г. Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены». Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.

С этого дня эта песня была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал эту песню бессмертной. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой сурового времени.

О какой песне идет речь?

(Священная война)

2.

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения. 

«Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…»

       Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.

      Через неделю он вновь появился в редакции, попросил  гитару и запел.

      Песня «пошла» по всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда.  Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность. 25 марта 1942 года песня была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

     

О какой песне идет речь?

(В землянке)

3.В 1943 году, в условиях эвакуации, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от: слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет песня вышла только со второй матрицы.

О какой песне идет речь?

(Темная ночь)

4. В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о партизанах. Всего в сюите было семь песен на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал песню на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Только в конце 1944 года песня в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александровым. Так веселая лирическая песня о партизанах Гражданской войны стала любимой как в тылу, так и на фронте.

О какой песне идет речь?

(Смуглянка)

5.  В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" под управлением Генриха Гольда. Тогда польский композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение. Впервые песню  исполнил солист "Голубого джаза" Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. До войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

Привычная же песня появилась в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты "В решающий бой!" Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.

О какой песне идет речь?

(Синий платочек)

Представитель от группы  выходит, рассказывает об истории создания песни и говорит свой ответ. На экране транслируется информация о песне, год создания, композитор и поэт. Дети кратко фиксируют запись, в это время звучит отрывок песни. (20мин)

У: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.

      Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого эта песня навсегда осталась в репертуаре военных песен. О какой песне идет речь?

День победы. Сегодня мы ее исполним.

КАРАОКЕ. Исполнение песни «День робеды». На ответы и прослушивание песни 4-5 мин (5МИН)

Проверка освоения материала учащимися

Учитель: Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями, созданными в годы войны. Какое значение имела музыка военных лет?

Ответы учащихся:

Учитель: Какая песня вам больше всего  запомнилась и почему?

Ответы учащихся.

Составьте синквейн: (5-7мин)

Тема

(существительное)

2 прилагательных (Какой? Какая?)

3 глагола (Что делает? Что сделает?)

4 слова, передающие собственное отношение к теме (предложение)

Синоним темы (существительное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 4 класса, обучающихся по вспомогательной (коррекционной) программе VIII вида «Музыкальные формы»

Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.3...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...