Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке на тему

Галимова Алина Александровна

Мои конспекты уроков музыки, надеюсь что вы найдете в них, что нибудь интересное и полезное для себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гоголь-сюита38.44 КБ
Файл a._shnitke_gogol-syuita_.docx34.58 КБ
Файл unosi_moe_serdtse.docx52.72 КБ
Файл dva_muz_posvyaschenia_1.docx30.79 КБ
Файл romans.docx32.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка»

Цель деятельности:  Познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений.

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с особенностями драматического действа церковной музыки в восточной православной и западной католической церкви;

Метапредметные:

развивать эмоционально – образное восприятие музыкальных произведений.

- Развивать вокальные способности

Личностные:

- духовное совершенствование музыкальной культуры через восприятие светской и духовной музыки.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

7.

8.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Повтор старого материала

Изучение нового материала

Слушание

Изучение нового материала

Слушание

Изучение нового материала

Подведение итогов

Пение

T

2

3

15

1

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, меня зовут Алина Александровна.

Сегодняшний урок мы начнем, с небольшой самостоятельной работы, отройте свои тетрадки, и посмотрите, что мы записывали и что слушали на прошлых 2-х уроках.

  1. Кто написал пьесу «Ромео и Джульетта»?
  2. Кто написал музыку к пьесе «Ромео и Джульетта»
  3. Что такое «Ревизская сказка»?
  4. Кто был приглашен писать музыку к «Гоголь-сюита»?
  5. Из скольких и каких частей состоит «Гоголь-сюита»?

Сдаем листочки, и возвращаемся к нашему уроку.

Эпиграфом нашего урока будут слова, учителя искусства А. Шталовой.

Прочитайте  и скажите, как вы понимаете её слова.

Любите музыку, любите!

Она поможет в трудный час

Лишь только руки протяните

Она вам всю любовь отдаст!

А. Шталовная

Тема нашего сегодняшнего урока будет: «Два направления музыкальной культуры…», а название одного из  направлений, вы узнаете в ходе игры, когда разгадаете кроссворд.

Кроссворд решаете самостоятельно, условия игры: работаем в пол - голоса, ваши помощники тетради, ключевое слово одно.

Вопросы будут в виде теста.

Вопросы для первого слова: (ключевое слово – «светская»)

1)Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?

 1. Рапсодия  2. Этюд

2)Какому композитору принадлежит симфония№4?

1. П.Чайковский 2.В.А. Моцарт 3. С. Рахманинов

3)Какой композитор написал 1-ую американскую оперу «Порги и Бесс»?

1. Д.Гершвин 2. Л. Армстронг

 4)Как называется вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из 4 исполнителей?

1. Квартет 2. Дуэт

5)Имя русского композитора – химика 19в., написавшего оперу «Князь Игорь»?

1. Александр 2. Владимир

 6)Как называется  Симфония №3?

1. «Героическая» 2. «Лунная»

7)Кого в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?

1. (И.Бах) 2. Моцарт

8)Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении

1. (секвенция) 2. Рондо

Название второго направления, вы узнаете, после того как прослушаете музыкальное произведение. Послушайте и скажите, к какому бы вы направлению отнесли это произведение: к джазу, к духовной или к современной.

Слушание AVE Mariya

- Как вы думаете, какое второе направление? (духовная)

- Знакомо ли вам это произведение? Как оно называется?

-  Как вы понимаете духовная музыка? (Музыка, написанная на религиозный текст)

-  Основная тема духовной музыки?  (Духовная музыка всегда была связана с богослужением, обращалась только к темам Священного писания) Запишите в тетради

- Что является основой развития религиозной музыки? (Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа)

- Какие произведения в восточной православной церкви вы можете назвать? Литургия и всенощная, венчание и молебенв истоках, которых лежит знаменный распев. 

- А в западной католической церкви? - Месса, реквием, страсти, кантаты и в их основе–хорал(многоголосное пение в сопровождении органа и оркестра) - Благодаря какому жанру духовная музыка получает глубокое и многогранное развитие(полифонии)

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора  И.С. Баха и русского композитора Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, Березовский для хора a capella.

Сейчас мы послушаем с вами произведения двух этих композиторов  и сравним оба произведения.

Вопросы, которые будут для сравнения, вы видите на экране. Ответы запишите в тетрадках.

  1. Какой характер?
  2. Какие чувства вызывают?
  3. Что общего между произведениями?

Слушание :

  1. Kyrie Eleison Из Мессы Бах
  2. 1 часть духовного оркестра «Не отвержи мене во время старости» Березовский

Какой характер у обоих произведений? Чем они отличаются?

Какие чувства вызывают произведения?

Что в них общего?

Второе направление музыки  - это какое? (Светское)

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно – песенную, танцевальную культуру.

Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси, посмотрите на экран и скажите, кто? (Скоморохи)

Вплоть до 18 века светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора. Только с 19 века русская музыка вступает на путь развития и во II четверти 19 века наступает её расцвет.

Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. Основоположником русской классической музыки считается М.И. Глинка. Мы с вами уже знаем, что большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М.И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.

- Как называлось это сообщество? («Могучая кучка»)

Её представители: Балакирев(руководитель), Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.

Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная в те времена не записывалась, а вот культовое, церковное, пение записывалось. Записывалось оно особыми знаками – знаменами и  поэтому одноголосие, которое господствовало на протяжении многих веков в церковном пении так и называлось «Знаменный распев». Но к концу 18 века  нотная запись вытеснила знаменный распев и появляется новый стиль – «партесное пение», т е. пение по партиям, по голосам – многоголосие. Основными жанрами были кант (многоголосная песня)  и хоровой концерт, который и явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке.

С 16 в. начинает развиваться камерная музыка. Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

Как вы думаете ребята, для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? - Музыка как друг человека, приходит к нам в разные минуты жизни, счастливые и горестные. Каждое направление музыкальной культуры имеет своё предназначение, она вдохновляет нас, делает добрее и сильнее, учит любить, любить красоту и беречь её, быть внимательными и заботливыми. Произведения, прослушанные на уроке, были написаны (рождены) любовью и верой. Композиторы передовая нам свои чувства, делились своими мыслями: болью и радостью, любовью и предательством и у каждого из них была своя вера, но объединяла их любовь к музыке.

Сегодня мы начнем с вами учить новую песню, послушайте её, и скажите знакома ли она вам?

Пение Олег Митяев «Как здорово, что все мы здесь»

ВХР

ВХТ

Методы и приемы

Скачки на ч5

Собственный показ;

Звуковысотный показ;

Подыгрывание инструмента;

Пунктирный ритм

Объяснение;

Прохлопывание пунктирного ритма;

Замыкание гласных

Дирижерский жест;

Объяснение;

УУД

Личностные:

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;

Метапредметные:

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Познавательные:

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

Познватальные:

осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

Познавательные:

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

Коммуникативные выразительно исполнять музыкальное произведение



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Цель деятельности: Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;

- Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;

Метапредметные:

Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;

- Развивать вокальные способности

Личностные:

- воспитать потребность эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Повтор старого материала

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Слушание

Подведение итогов

T

2

3

15

5

5

9

1

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, меня зовут Алина Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Наш урок будет посвящен  музыке и поэзии.

Но, сначала повторим, что вы проходили на прошлом уроке.

- Кто написал пьесу «Ромео и Джульетта»? (У. Шекспир)

- О чем написана пьеса?

- Какие произведения вы слушали на прошлом уроке?

- Кто написал музыку к пьесе? (Кабалевский)

Сегодняшний урок, я бы хотела начать с небольшого эпиграфа. Прочитайте его, может кто нибудь знает о его авторе?

Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом

отрывает человека от земли его, оглушает

его громом могучих звуков и разом погружает

его в свой мир. Она властительно ударяя

клавишам, по его нервам, по всему его

существованию и обращает его в один трепет.

О, будь же нашим хранителем, спасителем,

Музыка! Не оставляй нас.

Н.Гоголь

 Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он?

- Знакомы ли вам произведения этого писателя?

Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, по сюжетам его произведений созданы оперы. (напомнить за мюзикл «Ночь перед рождеством»). Хотя некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, но многие из них смогли вдохновить одного композитора на создание музыкального произведения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким произведением, в основе которого лежат несколько произведений Н.Гоголя. Тема нашего урока «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». На примере этого произведения мы повторим особенности такого музыкального жанра как сюита, вспомним основные элементы композиции музыкального и литературного произведений, конечно же научимся воспринимать и анализировать музыкальные произведения, передавать свои чувства, мысли при помощи слова.

Прежде чем мы познакомимся с произведением А. Шнитке «Гоголь-сюита», вспомним, что такое сюита. Недавно вы изучали «Кармен-сюиту» Р.Щедрина и знакомились с этим музыкальным понятием. (Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую). Так же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».

Найдите в учебнике, кто был главным героем спектакля?

- Кто был приглашен, что бы написать музыку? Прочитаем его биографию.

- Музыка, заложенная в произведение, ярчайший образец какого театра?

- От куда взят текст, который включили в сюиту?

Предлагаю нам немного разобраться, что же такое ревизская сказка? Вспомним уроки начальной школы и литературный жанр - сказка (пояснения учащихся). В давние времена говорили – «сказывать, т.е. рассказывать». А что же такое «ревизия»?

Ревизия – это перепись населения. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей.

Сюита состоит из семи частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).

Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:

Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)

Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть?

Слушание «Увертюра»

Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?

Слушание «Завещаение»

- Как изменился образ? Как музыка изображает самого писателя?

- Скоро приближается, праздник. Скажите, какой? Сейчас повторим песню, которую вы учили. «Идет солдат по городу».

ВХР

Методы и приемы

Скачки на ч4, м6

- звуковысотный пока;

- подыгрывание мелодии;

Допевание половинки

- дирижерский жест;

- собственный показ;

Замыкание гласных в конце фраз

- дирижерский жест;

- объяснение;

- А теперь мы прослушаем ту часть «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, которая мне больше всего понравилась. Главным героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…

Послушайте, и скажите, что вы представили слушая это произведение?

Слушание «Шинель»

 - Какой характер у произведения?

- Что вы представили слушая его?

С другими частями «Гоголь-сюиты» при желании, вы можете познакомиться самостоятельно или на следующих уроках музыкального искусства.

- Как называется сюита, с которой мы познакомились?

- Кто автор?

- Кто композитор сюиты?

- Из скольких частей состоит сюита? Каких?

УУД

Личностные:

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;

Метапредметные:

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Познватальные:

осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

Познавательные:

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

Коммуникативные выразительно исполнять музыкальное произведение

Познавательные:

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: Мир вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока: «Уноси мое сердце в звенящую даль..»

Цель деятельности : Раскрыть форму и содержание произведения, несущего лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.

Тип урока:  Изучение нового материала, повторение пройденного.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров.  Познакомить с особенностями вокально-инструментального жанра  «романс» в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.

Метапредметные:

Развивать музыкальную память и расширять кругозор, и словарный запас детей понятиями: форма и её особенности, выразительность, изобразительность.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен.

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр

1.

2.

3.

4.

5.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

10

15

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте.

Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

- Какие вы нашли примеры романсов написанных на стихи  русских поэтов?

Небольшая самостоятельная работа, в виде кроссворда.

По вертикали:

  1. Что играет большую роль в общении с людьми? С помощью чего, музыка и артисты выражают свои чувства?
  2. Один из известных композиторов писавших романсы, Александр Егорович ……..
  3. Автор стихотворения «Я помню чудное мгновенье».
  4. Произведение написанное М.И.Глинкой для симфонического оркестра Вальс-……..

По горизонтали:

  1. Вокальное произведение с сопровождением.
  2. М. И. Глинка сочинил романс в честь Екатерины Ермолаевны ….

- Тема нашего сегодняшнего урока будет «Уноси мое сердце..»

- Сегодняшний урок мы начнем с необычного вопроса: следите ли вы за модой?

Наверное, вы обращаете внимание, как одеты ваши сверстники, что они носят, какими мобильными телефонами пользуются, какую музыку слушают. Наверное, у каждого из вас есть любимое произведение, которое мы слушаем или исполняем на уроке музыки. А смогли бы вы предложить своим друзьям послушать ваше любимое классическое произведение? Почему? (Нет)

- Тогда почему вы предпочитаете слушать эту музыку в одиночестве? Что необходимо иметь человеку, чтобы отстаивать свои приоритеты, демонстрировать их окружающим? (Знания, смелость, потому что стремление выглядеть “как все” заставляет человека держать свое мнение при себе)

- Как бы вы отнеслись к человеку, который сумел отстоять свое мнение и доказать, что определенная музыка занимает одно из главных мест в его жизни? (С большим уважением)

- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов (показ портрета). Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени? (Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности).

Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. Найдите в учебнике, что Рахманинов говорил по этому поводу? (“Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”)

- Как вы понимаете его слова? (Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним)

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему? (Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок) родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Слушание романса «Сирень» .

- Какие чувства вложил композитор в музыку? Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.

- Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом? (В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье)

- Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему? (Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени).

Послушайте второй вариант романса Рахманинова “Сирень”

(слушание романса С.В. Рахманинова «Сирень»№2 в исполнении женского голоса.)

В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей? (Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста)

Верно, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку, что? (свои образы, чувства, ощущения, эмоции)

 Романс С.В.Рахманинова включил в себя не только выразительность, но и изобразительность. Музыка рисует нам этот цветок..

Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если бы вам предложили нарисовать картину по этому романсу?

Романс создает ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.

- Сейчас мы вспомним песню, такую же нежную и красивую, как романс, который слушали.

ВХТ

Методы и приемы

Допевание «а-а» в конце фразы

Дирижерский жест

Четкое произношение «р», «т»

Объяснение

Нисходящее движение

Собственный показ, звуковысотный показ

- Композитор с творчеством, которого мы сегодня познакомились?- Как называется романс С.В.Рахманинова который сегодня звучал на уроке?

 - Под впечатление чего Сергей Васильевич создал это романс? 

- Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой? (

- Музыкальный образ романса? (лирический)

- Особенность лирического образа данного романса? (ответы детей волнение человека и образ безмятежной природы)

УУД

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

 формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: Мир вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока: Два музыкальных посвящения.

Цель деятельности: Знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки. 

Тип урока: Изучение нового материала, повторение пройденного.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров. 

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Находить сходные и различные черт, выразительные средства.

Метапредметные:

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Владеть навыками музицирования: исполнение песен.

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр

1.

2.

3.

4.

5.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

7

15

10

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте.

- Скажите, о каком жанре в музыке мы говорили на прошлом уроке? (Романсе)

- Что такое романс?

- Вспомним, чем отличается вокальная и инструментальная музыка.

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»

- Чьё стихотворение я прочла? (Александра Сергеевича Пушкина)

- О чём повествуется в стихотворении? Зачем оно написано? Кому посвящено? (О любви, чтобы сообщить возлюбленной о своих чувствах, посвящается Анне Петровне Керн)

Откройте страницы 14-15 учебника, на которых даны 6 слов, наша задача, присвоить слово к четверостишию. Первая прочтёт… и даст название четверостишию (и так далее, до конца стихотворения)

Озаглавив 6 четверостиший, мы видим, что периодов в произведении несколько. Но в каждом ли четверостишие сменяется образ?  Сколько смен образа ты видишь?(Нет, смены образа 3)В стихотворение отражено три главных момента жизни – воспоминание о первой встрече, горечь разлуки, и радость вновь наступившего свидания.

- Какие образы у стихотворения? Почему ты так считаешь?(Лирико-романтический, лирико-драматический и т.д.)

- Как вы считаете, при смене образа стихотворения, положенного на музыку, что-то будет изменено в мелодии, в аккомпанементе? (Да, в зависимости от содержания пишется мелодия в другом характере)

На строки стихотворения А.С. Пушкина,  М. И. Глинка (портрет которого есть в учебнике на странице 14 и 18) написал произведение  жанр которого – романс, считается шедевром романской лирики, одним из лучших произведений 19 века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневная запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.

- Найдите в учебнике, в каком году Глинка сочинил романс «Я помню чудное мгновение» ( в 1840 году). После нескольких лет трагической смерти Пушкина. Поэт посвятил это стихотворение Анне Петровне Керн, а Глинка сочинил романс в честь её дочери Екатерины Ермолаевны Керн.

Послушайте романс «Я помню чудное мгновение» и скажите, какие чувства пробуждает романс ?

Слушание романса «Я помню чудное мгновение..»

- Какие чувства пробуждает романс?

- Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин?

- Как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой?Сейчас мы прослушаем еще раз романс, вы ответите как Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? (динамика, темп…)

Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение  для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Чем отличается вальс, от романса? (Вальс – это музыка для танца)

- Послушайте «Вальс фантазия» и скажите характер произведения менялся, или оставался тем же?

Слушание «Вальс-фантазия»

- Произведение менялось по характеру? (да, оно звучало разнохарактерно)

- Михаил Глинка очень любил Екатерину, но быть с ней он не мог, он был женат,  и она не свободна.

В произведении был повтор одного и того же фрагмента(он есть в учебнике, одной рукой подыграть, напомнить его), а остальное разнообразие – это были женщины, которые окружали его, которых он встречал на приёмах и торжествах, исходя из этого менялся регистр, тема, такая смена называется фразировка. Но одна, была неизменна и повторялась не единожды.

- Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

 Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

На каком инструменте исполнялось произведение? (Оркестром)

- Для какой обстановки больше подходит этот вальс?

- В каком темпе написано произведение? (быстром)

- Где под этот вальс можно было бы станцевать? (на балу)

Значит это уже не лирико-бытовой образ, какой же тогда? Почему? (Лирико-романтический)

Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.

- А песня относится к вокальной или инструментальной музыке?

Два произведения М.И. Глинки «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновение» написаны для симфонического оркестра, они отражают жизненные события, происходившие непременно с композитором. Музыка романса и вальса звучит, как взволнованная речь композитора,

- В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн? (В вокальном жанре  – романс, и инструментальном жанре – вальс)

-Сейчас вспомним песню, которую учили на прошлом уроке.

ВХТ

Методы и приемы

Скачки вверх на м7

Объяснение, звуковыстный показ

Замыкание в конце слова «м»

Дирижерский жест

Нисходящее движение мелодии

Собственный показ, звуковысотный показ

- С каким романсом мы сегодня познакомились?

- Кто композитор романса?

- В кого был влюблен А.С. Пушкин?

- М.И. Глинка, под большим влияние любви, какое создал произведение?

УУД

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

 формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: Мир вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока: Образы романсов и песен русских композиторов.

Цель деятельности: Расширить представление о жанре романса. Сформировать понимание специфики жанра - романса.

Тип урока: Изучение нового материала, повторение старого.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать: образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной  музыке. Уметь определять принадлежность музыкальных произведений к жанру и стилю – народная, композиторская.

Метапредметные:

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи и возможности её решения. 

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр.

1.

2.

3.

4.

5.

Этапы урока. Методы и приемы.

Орг. Момент

Изучение нового материала

Слушание

Пение

Подведение итогов

T

3

7

15

10

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, меня зовут Алина Александровна. Сегодня я у вас проведу урок музыки. Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Какие вы нашли примеры вокальной и инструментальной музыки? Чем отличается вокальная и инструментальная музыка? С помощью чего музыка или артисты выражают свои чувства? (с помощью интонации).

Как вы думаете, в общении с людьми, что играет большую роль? (интонация). То есть, безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, а слова которые мы произносим эмоционально, с искренним чувством звучать особенно содержательно для нас, и надолго остаются в душе. А какие чувства можно выразить с помощью интонации? (Любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, равнодушие)

Вслушиваясь в музыкальную интонацию, можно сразу понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность. Найдите в учебнике, в каких жанрах ярко проявляется взаимосвязь музыкальной и разговорной интонации? (песенных жанрах, так же романсах)

Кто помнит, что такое романс? Найдем определение из учебника и прочитаем. Романс (итал.) – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др.

Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Наверное, поэтому определить границы этого жанра нелегко. Зачастую, одно и то же произведение называют, то романсом, то песней, а иногда и народной песней. Одним из известных композиторов писавших романы был Александр Львович Гурилев. С одним из известных романсов мы сегодня познакомимся.

Прочитайте текст романса и скажите, почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание? (Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика)

- Ребята, кого на Руси называли ямщиком? (Управляющий лошадиной тройкой)

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник. (Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…)

Послушайте романс «Колокольчик», какой характер у романса? О чем он и какой образ рисуется в этом старинном произведении?

(Слушание романс «Колокольчик»)

- Какая музыка по характеру? (Музыка по характеру задушевная, задумчивая, печальная, мелодичная, плавная, лирическая, тоскливая, взволнованная в ритме вальса)

В романсе чувствуется тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение.

- А как вы думаете, в романсе какой образ рисуется: лирический, драматический или трагический? (В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ)

- Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

- Какую картину вы представили, слушая романс? (Дальнюю дорогу, широкие поля, бескрайние леса)

- Как вы думаете, для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества? (для простого народа)


Романс «Колокольчик»  близок простой бытовой песне.

- На следующем слайде вы видите стихотворение «Я вас любил». Скажите, кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

Автором романса «Я вас любил» Шереметьев.

Какую музыку вы бы написали для этого стихотворения?

Сейчас мы прослушаем, а вы скажите какой музыкальный

образ в романсе?

Слушание романса «Я вас любил»

- Какой образ в музыке? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (Любви)

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»? (Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение)

Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

В романсах мы задели темы природы, души человека. А кто из вас делает человека? Кто вам дает вам знания, учит добру, правилам поведения? (Учитель)

- Сейчас мы вспомним песню, которую учили на прошлом уроке.

(Пение «Учителей любимые глаза»)

ВХР

ВХР

Методы и приемы

Распевание половинной ноты

Дирижерский жест

Скачки на м3, ч4

Звуковысотный показ

- Без чего человек и музыка не сможет показать свои чувства?

- Скажите, с каким жанром в музыке мы сегодня познакомились? (Романсом)

- Что такое романс?

- Какие романсы мы слушали?

- Что общего в романсах, которые мы слушали?

УУД

Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:

различать музыкальные образы в вокальной  музыке.

 формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...