Конспекты уроков музыки и внеурочные мероприятия.
план-конспект урока по музыке по теме

Кабатина Надежда Сергеевна

Здесь вы можете увидеть Конспекты уроков и внеурочные мероприятия , для разных классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:06.03.17                                                                                                                                      Учитель школы: Добрынина Е.Ю.____________

Класс: 1                                                                                                                                               Студентка:Кабатина Н.,40 гр.

Кабинет: 15                                                                                                                                          

Школа:147                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «

Тема урока: «Трио и квартет»

Цель деятельности: Дать определение терминам «трио» и «квартет» ;показать значение числа 3 в сказках и былинах;определить состав трио и квартета; познакомить с квартетом как мини-оркестром; раскрыть понятие «умения и навыки музыканта»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Познакомить с терминами «трио» и «квартет»

Метапредетные:

1.Развить музыкально-творческие навыки учащихся

Личностные:

1.Воспитания культуры слушания

2.Стремиться к положительному отношению к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр.

Ход урока.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный.

2

Здравствуйте, ребята , я продолжаю вести у вас уроки музыки.

Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

Кто мне может рассказать?

О солисте,дуэте.

Кто же такой солист?Дуэт?

Хорошо ребята молодцы,помните.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя.

2

Изучение нового материала.

Слушание.

12

А сегодня у нас в гостях цифра 3. Это очень необычная цифра, потому что она волшебная. Не верите? Напрасно. Скажите, пожалуйста, где живет все самое волшебное, самое неожиданное и чудесное? ( В сказках)

- Правильно, а цифра 3 в этих сказках очень частый гость. Назовите сказки, где можно встреть число, которое обозначает эта цифра. («Три поросенка», («Три медведя»)

- Верно, а еще «Жихарка». Помните, там еще было три друга: Кот, Петух и мальчик Жихарка. Посмотрите внимательно и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? («Три медведя»)

- Верно. Подумайте, а почему иллюстрация к сказке «Золотое, серебряное и медное царство» тоже оказалось на нашей выставке? (Потому, что в названии сказки – три царства, а на картинке – три царевны)

- А эта иллюстрация к какой сказке? ( «Три поросенка»)

- Мы с вами убедились, что число 3 – очень частый гость в сказках. Как вы думаете, какая роль в музыке отведена этому символическому числу? ( важная)

- Конечно, ведь не зря мы называем музыку волшебной страной. Поэтому у числа 3 на музыкальном языке есть сове название – трио. Оно итальянского происхождения и означает ансамбль из трех музыкантов или певцов. ( показать фотографию с изображением инструментального трио)

- Посмотрите и скажите, сколько на этой фотографии изображено музыкантов? ( трое)

- Кто знает, как называются инструменты исполнителей? ( ответы детей).

- Раньше этот инструмент можно было видеть в основном на народных гуляньях, а теперь гармонь завоевала себе место и на сцене.

- Вы заметили, что трио и дуэт похожи между собой? Основное их отличие – количество участников. А какие бывают дуэты по составу? ( Вокальные, инструментальные  и смешанные)

- Правильно, эти же разновидности характеризуют и трио. Часто участником трио становится рояль. И когда музыкант-пианист  становится «начальником», то есть следит, чтобы остальные инструменты вступали вовремя. Играли слаженно, задает тон всему звучанию ансамбля из трех участников.

Дети слушают, отвечают.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3

Разучавание песни.

12

Ребята на прошлом мы с вами говорили о дуэте, а сегодня о трио, то есть прибавился 1 человек, и сегодня мы выучим песню которая называется «А третий - это я»

ВХР

Методы и приёмы

Повтор звука

Дирижёрский жест

Собственный показ

Правильная певческая позиция

Собственный показ

Певческое дыхание и опора звука

Дирижёрский жест

Способы звукоизвлечения

(легото,стаккато)

Собственный показ

Дирижерский жест

Графический показ

Сравнение

Перенос согласный к последующему слову

Дирижерский жест

Графический показ

Дети учат песню и поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

4

Слушание

Наглядность, объяснение.

12

- Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыкантов самое главное.(учитель читает басню И.А.Крылова «Квартет»)

- Что же самое главное?( умение играть на инструментах)

- Верно. А  еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось? (потому что они спешили, ссорились между собой, каждый, не владея навыками исполнения на музыкальных инструментах, хотел представить себя главным музыкантом)

- Что еще мешало героям выступать слаженным музыкальным коллективом – ансамблем? ( они решили, будто могут играть сразу ,а учиться не обязательно)

- Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получилось, и внимательно слушать учителя. А как называлась басня? («Квартет»)

- Что это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько зверей учавствовало в этом действии?( Мартышка, осел, козел, медведь)

- Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет? ( когда играют вчетвером).

- Давайте послушаем, как звучит квартет.( видео или аудио фрагмент квартета)

- А теперь посмотрите на эту фотографию. ( показать фотографию струнного квартета)

- Посмотрите, как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнителей хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и одновременно начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт ее украшает, а виолончель – это опора, фундамент всего квартета. Если мы послушаем произведение целиком, то увидим, что у каждого инструмента есть своя партия, каждый немножко «побывал главным» , но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная и очень красивая музыка. Теперь давайте послушаем, как звучит вокальный, то есть певческий квартет. ( фрагмент из  м/ф « Пес в сапогах»)

- Какой характер мелодии этой песни? ( бодрый, боевой, задорный)

- Попробуйте помаршеровать под эту песню.

- Молодцы. Сложно было все делать одновременно и четко? ( нет, если смотреть на товарищей и выполнять соответственно, подстраиваться друг под друга)

Повторяют движение за учителем

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов

2

Хорошо молодцы ребята,

Давайте подведем итоги урока.

Что нового узнали?

Сколько учатников в трио?

Как называется коллектив, в котором музыкантов 4?

Как нужно играт, чтобы получилось красивое музыкальное исполнение вокального или инструментального произведения.

Спасибо за внимание. До свидания.

Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление

предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



Предварительный просмотр:

Дата проведения: 3.03.17

Ф.И.О. учителя: Добрынина Е.Ю._______________

Класс: 4а

Тема: «Что такое оркестровая музыка»

Цели: Дать определение терминов «Оркестр», «Дирижёр; рассмотреть виды оркестров – симфонический и народный; отметить особую роль дирижёра, особенности звучания оркестра в создании музыкальных картин;

Оборудование:

Этап

Время

Содержание

1.Организационный

3

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: о чём говорится в стихотворении?

Дирижер рукой взмахнул, 
И раздался странный гул, 
А за ним протяжный звон, 
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина, 
И струна звучит одна, 
Это скрипочка запела, 
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море 
Забурлило в дружном хоре. 
А затем раздались трели, 
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна, 
Взмах — мы слышим звуки горна, 
Где-то арфы перезвон, 
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой, 
Но не хаос здесь, не сбой, 
Здесь звучит произведенье — 
Оркестровое творенье.

Ребята, о чём это стихотворение?

(Об оркестре.)

Ребята, а вы знаете что такое оркестр?

(Коллектив музыкантов, которым управляет дирижер.)

2.Основной

И сейчас ребята давайте с вами обратим свое внимание на экран.

А я вам раздам листы, подпишите их.

Мы с вами напишем не большой тест, из которого я смогу понять , что вы знаете об оркестре и что предстоит вам узнать.

Хорошо, идем дальше.

Ребята, на слайде вы видите картинке.

Сейчас нужно несколько человек. Которые смогут нам рассказать, что же изображено.(солист, дуэт, трио и квартет.)

- вот вы уже и знаете как называются группы музыкантов с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше, например 15, 20, 30? Если это певцы, то такой коллектив называется? (хор).
Правильно, ну, а если коллектив состоит из большого количества музыкантов, то для этого в музыке есть специальное название –
оркестр.
Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе, но на различных инструментах.

Посмотрите на слайд, что изображено на нем. (оркестр и дирижёр)
Как вы видите, исполнители сидят кто где хочет или они сидят в определённом порядке?
(есть порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом).
Такое размещение необходимо, чтобы исполнители с одинаковыми инструментами хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Посмотрите как много разных инструментов, как вы думаете кто в оркестре самый главный?
(тот, кто стоит перед оркестром, отдельно)
Обратите внимание, в руках этого музыканта не инструмент, а палочка.

Самый главный музыкант в оркестре, его руководитель называется дирижёр.

При помощи дирижёрской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижёр должен всех видеть , всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижёр стоит перед оркестром на кафедре, помогая музыкантам выступать согласованно.

а теперь представьте, что ваш класс – это оркестр. Поиграем в дирижёра.
 Игра «Дирижёр»
Один ученик встаёт перед классом – он дирижёр. Дирижёр машет руками, весь класс мерно хлопает, потом дирижёр показывает рукой на одного из учеников, этот ученик встаёт и чётко говорит:
«Я солист, пою один, сам себе я господин» (играть несколько раз).

Хорошо, молодцы.

Мы с вами знаем что оркестры бывают разные.

Какие?

  Симфонический оркестр

  Духовой оркестр

  Струнный оркестр

  Оркестр народных инструментов

  Эстрадный оркестр 

  Джазовый оркестр

  Военный оркестр

А мы с вами более подробно остановимся на симфоническом оркестре.

Симфонический оркестр может играть просто музыку для слушания, а может сопровождать действие спектакля. В этом случае оркестр располагается не на сцене, так как там идёт спектакль, а в специальной нише перед сценой. Эта ниша называется оркестровой ямой.

Скажите какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Да инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники. Они близки по звучанию и по способу извлечения звука.

А как мы можем отличить звучание группы струнных инструментов от группы деревянных духовых или ударных?

Струнные звучат, когда по струне водят смычком или щиплют струну пальцем. Деревянные и медные духовые звучат при вдувании в них воздуха. А из ударных извлекают звук ударом.

У каждого инструмента своя окраска звука. То есть свой тембр. Тембр – является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента.

И сейчас мы с вами прослушаем произведение Гайдана,под названием «Сюрприз.»

Я вам расскажу почему она так называлось.

Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения.

Это обстоятельство раздосадовало композитора, и он решил отомстить равнодушным слушателям.

Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию.

В самый критический момент, когда часть публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный бой.

С тех пор эта симфония носит название "Симфония с ударами литавр" или "Сюрприз".

После прослушивания скажите:

Какой тембр у этого произведения?

Какой характер у музыки?

Какие инструменты играют в этом произведении?

Хорошо молодцы.

А самое главное ребята мы свами в исполнении оркестра , что можем услышать?

Музыку верно.

И сейчас мы с вами споем песню котора так и называется « я хочу услышать музыку»

А споем мы с вами в игривой форме, караоке.

Преступим.

3.Заключительный

Давайте теперь подведем итоги урока:

Что такое оркестр?

Кто руководит оркестром?

Про какой оркестр мы говорили более подробно?

Ансамбль из 3 человек –это ?(трио)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...