Мастер-класс «Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»
материал по музыке на тему

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мастер-класс»

«Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»

Педагог: Малиновская А. Н.

Цель: Приобщение воспитанников к миру искусства.

Цель занятия: Научится понимать и чувствовать художественный образ музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Развивать художественный вкус, воспитывать изобретательность, самостоятельность взглядов, осмысленное восприятие.
  2. Привитие навыков самостоятельного творческого мышления.
  3. Обучение сценической этике.
  4. Привитие опыта коллективной деятельности (игра в ансамбле).
  5. Воспитывать музыкальную грамотность. Развивать интерес к искусству, обогащать кругозор.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Вступительное слово. Рассказ педагога.

Основная часть:

Выступление воспитанников:

  • Тюнина Мария (8 лет, 2 год обучения).

Исполняет:

Ф. Амиров «Лирический танец».

А. Исакова «Медвежата резвятся».

  • Толмачева Полина (8 лет, 2 год обучения).

Исполняет:

В. Моцарт «Маленькая пьеса».

И. Беркович «Русская песня».

  • Ансамбль Тюнина М. и Толмачева П.

Исполняют:

Н. Богословский «Игра с котенком».

  • Курышева Полина (9 лет, 3 год обучения)

Исполняет:

И. Парфенов «Белочка».

  • Алехно Лада (9 лет, 3 год обучения)

Исполняет:

Н. Штогаренко «Мотылек»

  • Ансамбль Алехно Л. и Зафт Р.

Исполняют:

А. Грибоедов «Вальс».

Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая воспитанника музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет. А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, развивать его фантазию, удачным метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, дополнять и толковать музыкальную речь, развивать в воспитаннике любовь к другим искусствам.

Одним из главных требований для достижения художественной красоты исполнения является требование простоты и естественности. Вся работа, протекающая на занятии, есть посильная работа над музыкой и ее воплощением в форт игре, другими словами над «художественным образом» и фортепианной техникой. Важно не переусердствовать в рассказах об «образе», о «содержании», о «настроении» и при этом не добиваться контрастного воплощения своих высказываний в звуке, фразе, нюансировке, технике. Также не следует увлекаться только фортепианной техникой, а о музыке и ее смысле иметь побочное представление.

Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и освоением нотной грамоты. То есть если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого рекомендуется пользоваться народными мелодиями, а также простейшими мелодиями Моцарта, Гайдна, Баха и наших русских композиторов.

Приступая к работе над музыкальным произведением нужно дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком либо прослушать в записи. Полезно рассказать о форме произведения, об основной мелодической линии (теме), о фактуре, в которой это произведение выдержано. Также полезно будет познакомить воспитанника с автором, эпохой, содержанием, стилем изучаемого произведения. Главным средством обучения является эмоциональное убеждение. Умение педагога ясно и образно говорить о музыке способствует пробуждению художественного мышления воспитанника.

1.  Русский художник Шишкин очень любил русскую природу, часто гулял в лесу, наблюдая за удивительным миром растений, цветов, а также зверей, обитающих в лесу.

А теперь послушаем как современный советский композитор А. Исакова передала образы резвящихся медвежат в музыке.

Звучит пьеса А. Исаковой «Медвежата резвятся».

2. Следующее произведение проникнуто необыкновенной красотой и поэтичностью. Это пьеса Ф. Амирова «Лирический танец» - мелодия правой руки богата украшениями, хроматизмами, что придает восточный колорит звучанию. Грациозность и изысканность танцующих девушек выражена в плавном и спокойном звучании мелодии. В средней части, в ее кульминации звучат некоторые ноты тревоги и драматизма. Однако трех частная форма возвращает нас к плавному и спокойному звучанию заключительной части.

3. Сейчас в исполнении Толмачевой Полины прозвучит музыкальное произведение  В. Моцарта «Маленькая пьеса». Говоря о творчестве Моцарта, мы вспоминаем, что маленький Вольфганг Амадей очень рано стал заниматься музыкой (с 4 лет) и уже в раннем возрасте занимался сочинительством музыки. Его творчество отличается необыкновенной легкостью, светлостью, жизнерадостностью. Это одно из ранних произведений Моцарта, написанное в форме «рондо» - основная часть рефрен – в мажоре, а эпизоды – в миноре.

4. Красота русской природы передана в следующем музыкальном произведении «Русская песня». Как звучит мелодия? Спокойно, плавно, широко – как просторы нашей родины. Послушаем пьесу Берковича «Русская песня».

5. Для педагога важен подбор детей в ансамбле. Ансамбль Тюниной М. и Толмачевой П. исполнит пьесу Н. Богословского «Игра с котенком». Пьеса написана в трехчастной форме. Главная мелодия в I партии – рисует образ ласкового, пушистого, мягкого котенка, а акцент II партии дополняет «крадущимися» шагами движения котенка.

Во второй части он предстает в новом образе – разыгравшийся, развеселившийся и показывающий свои коготки. Все это девочки должны передать нам в звуках музыки.

6. А. Штогаренко «Мотылек».

Все видели бабочек, мотыльков – образ их несложный: летают, порхают с одного цветочка на другой (в музыке это передается лёгкими короткими мотивами на легато) однако и их тоже подстерегают неожиданности и неприятности (в кульминации мы услышим некоторые нотки настороженности). Лада расскажет нам, что она представляет, когда играет эту пьесу.

7. Яркая, юркая, проворная, очень осторожная рыжая белочка нарисована звуками музыки в пьесе современного композитора И. Парфенова. Посмотри, какая умелица Полина Курышева. Она сегодня приготовила картинку на пьесу «Белочка»…

Полина какими музыкальными средствами воспользовался композитор, чтобы передать образ белочки: стаккато, контрасты (F, P), короткие лиги, пьеса написана в среднем и высоком регистре, быстрый темп.

8. Возвращаясь к старинной танцевальной музыке, мне бы хотелось, чтобы Рита Зафт нам немножко рассказала о времени, стиле и музыке того времени. Наряду с программной музыкой на начальном этапе используется и жанровая, и танцевальная музыка.

В исполнении Алехно Л. и Зафт Р. прозвучит  «Вальс» А. Грибоедова.

Подведение итогов:

Заключительное слово.

Используемая литература:

Кленов А.С. Там, где музыка живет. Педагогика, 1985,-152 с., ил. ББК 85.2. К 48. Тираж 90000 экз.;

Корыхалова Н. Чтобы музыка зазвучала. Детям о музыке. Издательство: Музыка, 1999 г. – 120 с. ISBN: 978-5-7140-0602-9 Тираж: 3000;

Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь первая. Полифонические произведения, старинные танцы: для фортепиано. М.: «Крипто-лошос»,1995 г. – 63, [1] с. – 5000 экз.;

Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь вторая. Этюды и виртуозные пьесы. М.: «Крипто-логос», 1995 г. – 64 с. Тираж 5000 экз.;

На рояле вокруг света. Фортепианная музыка XX века. Хрестоматия. 3 класс. Составитель С. Чернышков. Издательство: Классика-XXI, 2003 г. – 60 с. Тираж 2000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...