Интеграция уроков музыки как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников
статья по музыке по теме

Санькова Светлана Александровна

Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических задач предмета ОРКСЭ -  формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны, в свою очередь целью массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования

духовно-ценностных ориентиров школьников

Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических задач предмета ОРКСЭ -  формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны, в свою очередь целью массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Эффективным путем преподавания музыки и ОРКСЭ является интеграция с предметной областью «Искусство» на уровне использования определенных художественных произведений. Искусство – это стержень духовной культуры человечества.

Произведения искусства настраивают на сочувствие и сопереживание ближнему, формируют веру в высшие силы справедливости и добра, иными словами в них раскрываются те же идеалы, которые проповедуют все мировые религии.

Сегодня на различных сайтах Интернета, в методических пособиях и рекомендациях учителя ОРКСЭ предлагаются разработки уроков. Они редко включают хорошо освоенный учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки художественный материал, который может иметь воспитательный эффект на уроках. А самый невостребованный вид искусства – музыка. А ведь музыка может активно воздействовать на:

  • выстраивания ритма всего урока или части;
  • создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном);
  • подготовку к восприятию определенного рода учебного материала;
  • оформление стихотворной информации и т. д.

Поэтому для проведения уроков я использую богатый художественный материал – произведения искусства, помогающие донести до детей основные идеи содержания ОРКСЭ.

Хорошим подспорьем в реализации взаимосвязи между уроками музыки и уроками модулей курса «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» являются произведения, включенные в программу по музыке для общеобразовательных школ.

Пути реализации взаимосвязи уроков музыки и ОРКСЭ различные. Я использую те, которые вытекают из закономерностей преподавания в школе музыки и целесообразности ее использования на уроках ОРКСЭ.

Это:

  • стимулирование учащегося на восстановление в памяти музыкального произведения, соотносящегося по содержанию с темой урока;

Стимулирование учащихся к воспроизведению (повторению) идейного смысла пройденного на уроке музыки материала.

В таких темах модуля «Основы светской этики», как «Моральный долг», «Свобода и моральный выбор человека», после проведения беседы с учащимися или работы с учебником задаю вопросы, которые стимулируют детей на поиск примеров произведений музыкального искусства, адекватных теме урока. Если ответы на эти вопросы вызывают затруднение, то предлагаю прослушать произведения, которые уже были освоены учениками.

Это небольшие фрагменты из предсмертной арии Сусанина из оперы

М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которую ученики слушали на уроках музыки во 2  классе,

или арии Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева, которую учащиеся прослушивали в третьей четверти 4  класса. Короткие определения содержания этих произведений могут быть эпиграфами урока, а размышления учащихся по поводу прозвучавших музыкальных отрывков приведут к более глубокому освоению темы урока ОРКСЭ.

Фрагменты тем этих арий, так же как и на уроках музыки, могут пропеваться  детьми со словами и без слов – вокализом. Пропетые с определённым отношением, в определённом эмоциональном тоне, они дают ученику возможность не только осознать, но и прочувствовать глубину и красоту поступков героев, которые совершали подвиги во имя Отечества.

Вопрос: Что общего? (один ценой гибели своей, другой – мудростью великого полководца).

Художественными эпиграфами к урокам на темы «Нравственный образ богатыря», «Любовь и уважение к Отечеству» (модуль «Основы светской этики») могут быть хорошо известные школьникам музыкальные произведения:

  • фрагменты «Второй симфонии» А. П. Бородина («Богатырская»),
  • «Четвёртая симфония» П. И. Чайковского (финал, в котором звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла…»)
  • симфонической поэмы Л.К. Книппера (главная тема – «Полюшко_поле»).
  •  «переинтонирование» содержания музыкального произведения, уже освоенного учащимися на уроках музыки в начальной школе;

Второй путь реализации взаимосвязи содержания уроков музыки и уроков ОРКСЭ – «переинтонирование» смысла уже известного школьникам музыкального произведения.

В силу ряда причин некоторые произведения преподносятся детям в «общем виде». Освоение полной версии этих музыкальных произведений, с одной стороны, станет для школьников открытием факта обращения русских композиторов к духовным, религиозным истокам, а с другой, – может послужить стимулом для углублённого изучения той или иной темы курса ОРКСЭ, например модуля «Основы православной культуры».

На уроках этого модуля обязательно включаю примеры русской православной музыки – произведения композиторов классиков и даже фрагменты обиходного пения. Ни один православный праздник, ни одна православная служба в храме не обходятся без использования в них хорового пения, на что указывают сами дети на уроках данного модуля. «Переинтонирование» позволяет учащимся услышать музыкальные произведения как бы заново и осознать их духовные основы, о которых не сообщалось на уроках музыки.

Так, например, на уроках модуля «Основы православной культуры»  повторяю  прослушивание фрагмента первой части  «Третьего фортепианного концерта»  С. В.  Рахманинова, главную тему которого  дети не только слушали на уроках музыки, но и пели как вокализ.  Ведь именно главная тема концерта служит примером использования композитором интонаций старинной церковной музыки. Её интонационной основой, как указывают музыковеды, является знаменный распев.

На уроках музыки «Третий концерт» преподносится школьникам как пример взаимосвязи его тем с русской народной протяжной песней. На уроках же ОРКСЭ эта музыка показана в другом ракурсе – как взаимосвязь музыки духовной и академической, часто проявлявшейся в творчестве С. В.  Рахманинова. Поэтому «Третий фортепианный концерт» этого композитора может выступать «музыкальным рядом» урока «Культура и религия».

Примером «переинтонирования» музыкального произведения может быть знаменитый «Вокализ» С. В. Рахманинова. В начале 4 го класса школьники слушают это произведение, которое включено в урок музыки в качестве образца произведения без слов. На уроке ОРКСЭ этот вокализ может быть преподнесён как музыка покаяния, на что указывается во многих работах искусствоведов. Поэтому данное произведение можно включить в содержание урока «Милосердие и сострадание» (модуль «Основы православной культуры»).

В конце 3 и начале 4 классов на уроках музыки идёт подготовка учащихся к освоению философски глубокого произведения Н. Я.  Мясковского – Шестой симфонии. Дети слушают и исполняют песни Великой французской буржуазной революции – «Карманьола» и «Вперёд», используемые композитором в этой симфонии. Поэтому её представляю ученикам как произведение радостное, оптимистичное, полное революционного задора и энергии. Но для детей остаётся неизвестным тот факт, что в финале этой симфонии звучит хор, исполняющий старинный раскольничий напев «О расставании души с телом», являющийся духовным песнопением плачем. Эта суровая, драматичная тема звучит несколько раз то в оркестре, то в хоре. Что означает её включение в симфонию? Почему композитор после бравурной революционной музыки обращается к музыке духовной? Почему в симфонии звучит хор? И почему именно этим духовным песнопением оканчивается симфония? Ответы на эти вопросы можно поискать в словарях, музыкальных энциклопедиях, наконец, в Интернете, что позволит детям самим «переинтонировать» смысл произведения, которое они уже слушали, а некоторые фрагменты исполняли (пели) на уроках музыки. Размышление о жизни и смерти может быть уместным на уроке «Культура и религия». Хоровое исполнение финала симфонии, в котором звучит суровый напев духовного стиха, может быть прослушан, например, на уроке «Православие о Божием суде».

В программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной большое количество тем посвящено православной культуре, позволяющее посредством музыкального воздействия погружать ученика в религиозную культуру, раскрывать ему мир духовных истин. 

В чем отличительные особенности духовной музыки?

  • особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности.
  • церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности.

 Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека.

Прослушивая церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.

Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках. Духовная музыка собирает, выправляет человека. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью.

  • Включение  в урок музыкальных произведений, которые только еще будут изучаться школьниками на уроках музыки в 5-7 классах.

Третий путь реализации взаимосвязи уроков музыки и ОРКСЭ – включение в их содержание музыкальных произведений, которые будут изучаться в 5–7х классах, вытекает из одного из главных методов школьного урока музыки – «забегание вперёд и возвращение назад к пройденному» (Д.Б. Кабалевский).

Этот метод определяется в педагогике как метод перспективы и ретроспективы. Я использую  его при проектировании и проведении уроков с привлечением ещё не изученного музыкального материала.

Так, во второй четверти  5 класса школьники будут слушать и даже исполнять знаменитый фрагмент из «Реквиема» В.А. Моцарта – «Лакримоза». На уроках ОРКСЭ эту часть «Реквиема» можно продемонстрировать учащимся при изучении темы «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Печальные плачущие интонации этого произведения помогут детям эмоционально осознать значимость обряда, связанного со смертью человека и его оплакиванием близкими.

Ещё одним примером использования метода перспективы и ретроспективы может послужить фрагмент эпизода вражеского нашествия из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Это произведение будет осваиваться школьниками только в 6 м классе. Главная тема этого эпизода – марш с жёсткими, повторяющимися интонациями, может быть включена в содержание уроков на темы «Добро и зло», «Любовь и уважение к Отечеству» (модуль «Основы светской этики»).

Многие православные праздники, отмечаемые на Руси, невозможно представить без колокольного звона. Колокола как исконно русский атрибут православного обряда являются центральными образами крупных музыкальных произведений (примером может служить знаменитая поэма С.В. Рахманинова «Колокола»), а «колокольность» музыкальных интонаций прослеживается в различных по содержанию, объёмных и совсем небольших музыкальных произведениях русских композиторов. На уроках музыки во второй четверти 5 класса учащиеся будут слушать первую часть Второго концерта для фортепиано С. В.  Рахманинова, вступление к которой предвосхищает колокольный звон. Характер этого звона, исходя из вступления и главной темы концерта, дети могут определить сами – как призыв, как торжественный набат. Примером использования колокольности в небольшом музыкальном произведении может служить прелюдия № 4 (соч. 16) А.Н. Скрябина, которую ученики будут слушать в первой четверти 6 класса. Она может быть представлена на уроке ОРКСЭ как пример погребального колокольного звона.

Перед учащимися можно поставить задачу на нахождение эпитетов ударам колокола, которые прерывают главную мелодию, воплощающую «образ страдания и покорности судьбе».

 Опираясь на эмоциональное впечатление от этого произведения, учащиеся могут определить, что в нём звучат колокола скорби, которые сопровождали православных в последний путь. Эти произведения, наряду с уже прослушанными школьниками (например, хор «Славься!» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин»), могут служить примером значения колокола для всей жизни православного христианина. В связи с этим названные музыкальные произведения могут быть включены в содержание уроков на темы «Православный храм», «Культура и религия», «Православные праздники» модуля «Основы православной культуры».

Говоря о возможностях духовно-нравственного воспитания в школе, мы считаем необходимым соблюдение следующих условий в образовательном процессе:

  • в качестве основного средства воздействия выступает музыка, поскольку позволяет ребенку прочувствовать, «пропустить через себя», и, таким образом, получить личный опыт, а не просто информацию из учебника;
  • в качестве основы духовно-нравственного воспитания лежат религиозные нормы и заповеди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»

В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...

Создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города

Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и кра...

Интегрированный урок как фактор формирования профессиональных компетенции будущего бухгалтера.

Задачей современной педагогики является соединение  в восприятии обучаемого основных знаний по изучаемым дисциплинам в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое предста...

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

Воспитание любви к книге как фактор формирования духовно – нравственной культуры школьника.

С давних времён в нашей стране  России сложился культ книги и словапревративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. В своей школе мы проводим большую просвет...

Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выступление на методическом объединении.Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования...