Интегрированный урок музыки в 1 классе "Музыкальные жанры: песня, танец, марш" с интеграцией шахмат по теме "Пешка"
план-конспект урока по музыке на тему

Усманова Ольга Владиславовна

В школах постепенно водятся уроки шахмат.  Это здорово, но пока много сложностей. Поэтому разрабатываются интегрированный уроки по всем предметам, которые изучают  первоклассники. Один из таких уроков представляю на ваше обозрение. Он был показан и  одобрен на Междунароной научно-практической конференции "Шахматы в общеобразовательных школах Республики Татарстан, России и в других странах мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 1 классе на тему

 «Музыкальные жанры: песня, танец, марш» с интеграцией шахмат по теме: «Пешка».

Усманова О.В.

учитель музыки МБОУ «СОШ № 7 г. Лениногорска» РТ

  1. Цели и задачи урока:

Цель: - формировать знания о музыкальных жанрах и их особенностях;

            -вызвать интерес учащихся к ИГРЕ в шахматы через музыкально-игровую

            деятельность.

Задачи:

Образовательная:

  • научить учащихся различать разновидности звучания музыкальных жанров, с их
  • тембровой окраской, выразительными возможностями и особенностями.

Развивающая:

  • развивать творческие музыкальные способности через практические умения и навыки в процессе слушания, исполнения, движения под музыку, её пластическое интонирование и игре на шумовых музыкальных инструментах.

Воспитательная:

  • воспитать музыкально - эстетический вкус, интерес к исполнительской деятельности.

      2. Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся различать разновидности звучания музыкальных жанров;
  • Совершенствуют навыки тактических приемов при изучении музыкального искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Учатся определять тему, цель урока, анализировать тембровое звучания музыкальных жанров и инструментов;
  • Учатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

  • Учатся извлекать информацию, выявлять сущность, особенности музыкальных понятий, на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Учатся оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и
  • понимать позицию другого, петь и играть.
  • формируют потребность общения с исполнительской культурой.

Личностные:

  • Учатся выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению,
  • чувства эмоции, опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике;
  • формируют потребность общения с исполнительской культурой.

3.Основные понятия: жанр, мелодия, пульс, притопы, дирижёр, пешка, шахматная игра.

4. Ресурсы: презентация, шумовые музыкальные инструменты.

5. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный этап

Музыкальное приветствие

2. Мотивация  учебной деятельности.

Звучит марш.

Учитель: Ребята, прислушайтесь. Вы слышите? Что за музыка прозвучала, кто мне подскажет?

Дети: Марш

Учитель: А как вы догадались? (ответы детей)

3. Введение в тему. Постановка цели урока.

Учитель: У маршей особый ритм, он чёткий, как будто сердечко отстукивает ритм. А этот ритм в музыке называется ПУЛЬС. (Повторяют хором). Это особенность марша. Давайте покажем под музыку пульс.

      Под музыку в класс заходят маршем  Пешка

Пешка: Ой, здравствуйте. Я шла в своё королевство и услышала музыку. Она такая ритмичная, что сами ноги привели к вам. Как же называется этот ритм?

Дети: Пульс.

Пешка:  А куда  я попала?

Дети: На урок музыки?

Пешка: Ребята, помогите найти дорогу в моё королевство. Вы знаете, как оно выглядит?

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

         Люди их передвигают,

         И внимательно играют.

         Как же эта игра, моё королевство, называется?

Дети: Шахматы

Учитель: Молодцы.  Вы знаете  королевство Шахмат?! А кто хоть раз побывал в нём и

пробовал играть в эту удивительную игру?

Она на самом деле удивительная,  а почему, вы мне ответите, посмотрев фильм об этом

королевстве.

4. Открытие новых знаний

  • (фрагмент из м/ф сказки «Шахматное королевство»)

Учитель: так что удивительного вы заметили? (ответы детей)

Учитель: Да, это воинственное, и в тоже время, музыкальное королевство. На каких музыкальных инструментах играют шахматные герои?

Пешка: Какие же вы молодцы! Разрешите с вами познакомиться.

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат,

Отправиться вперед.

 Учитель: Первым ходом можно ей

                   Сделать шаг двойной.

                   А потом — вперед, вперед,

                   За шажком шажок.

                   Ну а как же Пешка бьет?

Пешка:  Бьет наискосок.        

                Всю доску пройти должна

                Пешка до конца. —

                Превратится там она,

                В генерала, не в бойца.

Учитель: Ну, если наша гостья может стать королём, то мы сможем помочь вам, уважаемая Пешка, правда ребята?

5. Первичная проверка понимания

Пешка: Я очень рада, что попала именно к вам. Я люблю музыку, но не всё о ней знаю.   

Вот мне бы хотелось узнать, как называется танец-песня, который исполняется в кругу.

Дети: Хоровод.

Учитель: Мы исполним для вас, уважаемая Пешка, самую известную в нашей стране

хороводную песню.

♫  Распевание:  «Во поле берёза стояла» (исполнение в хороводе).

Пешка 2: Молодцы, а вот я хожу только вперёд, по кругу не получается.

Учитель: Ну, тогда  мы приглашаем вас, уважаемая Пешка, в Музыкальное королевство,

где живут весёлые нотки.

Исполнение песни «Весёлые нотки»

Учитель: Кто мне назовет жанр, который мы сейчас с вами исполнили?

Дети: Песня.

Учитель: Это самый любимый жанр детей. Песня сплачивает людей, может и развеселить,

и заставить призадуматься. А по какой особенности мы можем узнать песню?

Дети: Мелодия

Учитель: Мы послушаем инструментальную музыку «Сладкая грёза», которую написал

Композитор (на слайде портрет композитора).   Подскажите, как его зовут?

Эту пьесу исполнят инструменты, которые вам знакомы.  Они «пропоют»  нам замечательную мелодию.  а вы постарайтесь услышать её и покажите мелодическую линию рукой. Сначала

девочки, потом мальчики, затем вместе. Я вам помогу.

Слушание «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

Пешка: Ребята, а как называется инструмент, который так красиво «пропел» мелодию у

девочек?

Дети: Скрипка.

Пешка: А кто мне назовет инструмент, напевающий мелодию с мальчиками?

Дети: Виолончель.

Учитель: Какая любознательная наша гостья.   Я слышала, что Пешка любит звучание

музыкальных инструментов, а как они называются, не знает. Поможем ей разобраться?

Пешка:  Я приготовила для вас загадки про музыкальные инструменты, вы их внимательно

послушайте и хором, в конце загадки, назовите их:

1. Как будто девушка запела,    
   
И в зале словно посветлело.
   
Скользит мелодия так гибко.
   
Затихло все: играет...

2. Три струны, играет звонко
   
Инструмент тот — «треуголка».
   
Поскорее узнавай-ка,
   
Что же это?

3.Со мной в поход легко идти, 
 
Со мною весело в пути, 
 
И я крикун, и я буян, 
 
Я звонкий, круглый...

Пешка: Спасибо, ребята! Поднимете руки, кто узнал все инструменты? Молодцы!

Учитель: Потрудились мы на славу. Пора и отдохнуть. Приглашаю на Музыкальную

переменку.

♫  Физминутка «Итальянская полька»

Пешка: А что мы сейчас делали?

Дети: танцевали.

Учитель: Как называется музыкальный жанр,  который танцуют?

Дети: Танец.

Учитель: У танца тоже есть своя особенность, которая приглашает нас пуститься в пляс. Это ПРИТОПЫ. Мы их дружно показали во время физминутки. А сейчас их исполним с помощью шумовых инструментов.

Учитель: Мы приглашаем вас, уважаемая Пешка, присоединиться к нашему  оркестру.

Шумовой оркестр «На горе-то калина»

Учитель: Молодцы! Давайте поаплодируем!

Пешка: Замечательные Притопы получились у вас в исполнении разных инструментов.  А вы можете рассказать маме или друзьям об особенностях каждого музыкального жанра? А мне можете рассказать?

6. Закрепление и самопроверка

Учитель: Ну, давайте попробуем.

- Какая особенность у марша, которая помогает нам ритмично маршировать?

- А что есть такое у танца, от чего мы начинаем двигаться, пританцовывать?

- А как называется Душа всей музыки, она особенность у песни?

Пешка:   Спасибо, ребята. С вами было очень весело! Я многое узнала о музыке и расскажу своим друзьям, пешкам.

- А вы можете рассказать о том. Что узнали на уроке своим друзьям?

 И в знак благодарности друг другу давайте исполним замечательную песню  «Шахматная страна».

1. Будет когда нибудь, поверьте, шахматная страна.

    Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.

    Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут.

    Ждёт здесь кого-то пораженье, победа, успех придут.

ПрипевШахматная страна - 2 раза! Кто нам расскажет, кто покажет - Где она? Где она? 

Шахматная страна - 2 раза! Это для всех ребяток – праздник - Шахматная страна!

Пешка: До свиданья, ребята! Я хочу вас пригласить в свою страну, которая называется

ШАХМАТЫ. Это очень увлекательная игра. Она поможет вам стать умными, внимательными,

 сообразительными, что очень поможет учиться только на «5»!

Учитель: Мы обещаем об этом серьёзно подумать, правда, ребята. До новых встреч (пешка уходит).

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Я тоже хочу проверить, что вы поняли о музыкальных жанрах?

Перед вами музыкальные жанры: МАРШ, ПЕСНЯ, ТАНЕЦ. А под ними заблудившиеся

музыкальные инструменты.  Помогите им найти тот жанр, который ближе по характеру

звучания скрипке, балалайке и барабану.

      Наш урок завершается. Вы были замечательными исполнителями, внимательными

 слушателями и интересными собеседниками.

 Завершение урока: - Прозвенел звонок

                                  - Закончился урок

                                  - До новых встреч, ребята!

                                         - До новых встреч, учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Проект урока музыки для 5 класса «Песня русская в березах, песня русская в хлебах»

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний учащихся по теме «Жанры русской народной песни»...

Авторская проектная работа «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»

Представленный проект "Русские свдебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы" направлен на изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, ...

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Предмет «Музыка и движение» 6 класс «Особый ребенок» «Музыкальные жанры: песня, танец, марш».

Тема: «Музыкальные жанры: песня, танец, марш».Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальных жанрах, музыкальных инстру...