Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки
статья по музыке на тему

Федорова Елена Вячеславовна

 Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года»

Тема: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»

Цель: Применение игровых технологий на уроках музыки

Задачи:

 -познакомить с игровыми технологиями, используемыми на уроках музыки и во внеурочное время

- показать возможность их применения

 

- диссеминация педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx31.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года»

Тема: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»

   Учитель музыки Федорова Е.В.

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!  

-Как у вас сегодня настроение?

-Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца дня!

- Уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки.

Наше общение я предлагаю начать с песни, известной всем – «Чему учат в школе?»

Исполнение

-Как вы думаете? Чему учит на своих уроках учитель музыки?

- Верно! Вы назвали основные виды деятельности на уроках музыки        

СЛАЙД 2

Урок музыки:

Восприятие музыки

Исполнительская деятельность

Музыкальная грамотность

        Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно – пении.

СЛАЙД 3

Тема мастер-класса звучит так: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»

СЛАЙД 4 Цели и задачи 

Цель: Применение игровых технологий на уроках музыки

Задачи:

 -познакомить с игровыми технологиями, используемыми на уроках музыки и во внеурочное время

- показать возможность их применения

- диссеминация педагогического опыта

   Введение: игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. 
Вкладывая образовательное содержание в игровую оболочку, 
я решаю  одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

СЛАЙД 5

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество

Конфуций писал: «Учитель  и ученик растут вместе». Игровые формы  обучения позволяют расти как ученикам, так и учителю.

  Игровые технологии активизируют память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Эта задача решается не столько через объяснение и приобщение к музыке, сколько через процесс активного ее восприятия на основе собственной творческой деятельности детей в доступной для них форме.

СЛАЙД 6  Вот примеры некоторых музыкально-творческих приемов, которые я использую на своих уроках.

Дыхательные упражнения в игровой форме

Театрализация на уроке

Урок-путешествие. Урок-игра- викторины, музыкальные кроссворды, ребусы.

СЛАЙД 7

Исполнительская деятельность на уроке музыки

Пение: хоровое и сольное, ансамблевое

       В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.

СЛАЙД 8   

Кредо

     Мой  девиз: «Если  очень  хочу – то  могу»

     Мое  убеждение: - всё самое  главное  в  жизни  начинается  у  каждого  человека  с  детства.

     Музыка – язык  души. Учить  душу  надо  с  самого  раннего  детства. Вот  почему  так  важно  всех  детей  приобщать  к  музыке, не  скупясь  на  расходах  и  не  задумываясь  над  тем, станут  они  профессиональными  музыкантами, певцами  или  нет.

С  самого  начала  педагогу  важно  понять  все  индивидуальные  особенности  ребёнка. Они  раскрываются  не  сразу. Проходит  какое – то  время  пока  педагог  сумеет  выявить  индивидуальные  особенности  ребёнка, указывающие  на  какой  путь  его  направить.

     Мой  метод – это  метод  воспитания  не  только  ученика, но  и  самого  педагога, и  родителей. Сколько  я  учу  детей  пению – столько  я  сама  учусь  у  них  учить. Это  способность  (и желание!) педагога  менять  свои  методы  обучения, варьировать  их  сообразно  индивидуальности  ученика. Это  приносит  максимальную  пользу  ученику  и  оптимальное  удовлетворение  учителю. Поэтому, настоящий  педагог  тот, который  идёт  рядом  с  учеником, устраняя  на  его  пути  препятствия, облегчает  трудности, а не  навязывает  ученику  обязательно  свой  путь. Индивидуальный  путь – одно  из  главнейших  условий  успеха.

     Я  стараюсь  беречь  любовь  ребёнка  к  пению, а интерес  и  любовь – это  почти  одно  и  тоже. Нет  интереса  без  любви, нет  любви  без  интереса. То, что  любишь – интересно, то, что  не  любишь  не  может  быть  интересно. Я  не  «тащу»  ребёнка  на  свой  путь, а  иди  за  его  стремлениями, направляя  его. И  это  один  из  важных  принципов, который  помогает  сохранить  у  детей  стремление  заниматься  пением. Надо  поддерживать  огонёк  интереса, раздувая  его  в  пламя  любви.

СЛАЙД 9 

Нужно творчески к уроку

Даже в пенье подойти.

Очень важно педагогу

Метод правильный найти,

И движение, и цвет.

Ищем в музыке секрет,

Интересный урок будет.

Ищем музыку мы в цвете,

И в стихах ее найдем.

Чтобы звонче пели дети,

С упражнений мы начнем.

Настойка певческих голосов детей.

- Итак, мы выяснили, что эстрадное пение – это прежде всего пение.

Подготовка певческого аппарата. Певческая установка.

Педагог:

- Для того, чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Поэтому, сели все ровно (правильное положение корпуса, рук, плеч и ног), ноги ровно «приклеились», спину «повесили» на спинку стула.

СЛАЙД 10 

Упражнения для работы над дыханием:

Упражнение «Шарик».

Педагог:

- Надувала кошка шар, а котенок ей мешал.

Подошел – и лапкой топ! А у кошки шарик - лоп!

Ш-Ш-Ш…. Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи, живот должен стать круглым как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

СЛАЙД 11

Упражнение «Обиделись, обрадовались». 

Кошка хвостиком играла, веселилась, хохотала («обрадовались»- мимика), мячик по полу катала и по комнате скакала.

А потом устала кошка и поплакала немножко («обиделись»- мимика).

Раз, два, три, четыре, пять – будем кошку утешать!

Дети набирают воздух через слегка приоткрытый рот и стараются произнести фразу на одном дыхании.

Упражнение на дыхание (присели - вдох, встали - выдох, изобразить кошку.)

СЛАЙД 12

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Довольная кошка».

Педагог: 

- Рот приоткрыт, язычок тянем вверх, стараясь дотянуться до носа, а теперь достанем подбородок, ухо, другое ухо, нос (дети выполняют упражнение). Молодцы!

СЛАЙД 13

Упражнение «Сердитая кошка» 

Педагог:

- Рот приоткрыт, кончик языка на верхней губе. Кончиком языка двигаем из одного уголка губ в другой, постепенно ускоряя темп (дети выполняют упражнение). Молодцы!

СЛАЙД 14 

Упражнение «Кошка пьет молоко»

 Педагог:

- Язычок на нижней губе, делаем язычок «чашечкой» и «лакаем молоко». А теперь язычком «прокалываем» щеку одну, другую, губу одну, другую. Поиграем в футбол: язычок двигается круговыми движениями в одну, потом в другую сторону. И полоскаем воздухом рот. В пении очень важно открывать рот правильно (дети выполняют упражнение). Молодцы!

СЛАЙД 15

Упражнение «Бутон».

Педагог:

- Губки сложили и постепенно открываем как можно больше, как будто бутон раскрывается в цветок. А чтобы проверить,  правильно ли мы делаем, давайте найдем ямочки около уха.

В пении есть три позиции рта: маленькая, средняя, большая. Давайте попробуем (дети выполняют упражнение). Молодцы!

Это мимика рта. А теперь упражнение «Горячая картошка»: язык должен быть в форме «ложечки», представить, что на языке горячая картошка или шарик. Не высовываем язык изо рта. А теперь представьте, что вы зевнули. Заполните это ощущение. Это и есть правильная позиция при пении.

Дикционная речевая разминка

Педагог: 

- Мы уже выяснили, что для того, чтобы правильно и красиво петь, нужно правильно дышать и открывать рот. Как вы думаете, а что ещё нужно для пения?

Дети отвечают.

Педагог: 

- Да, правильно проговаривать слова. Это называется дикцией. Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо тоже тренироваться. Для этого используют скороговорки.

СЛАЙД 16 

Кто хочет выговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хороши в дорожку пирожки с картошкой.  

Двое не один, в обиду не дадим.

Баран Буян залез в бурьян.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберет где ворота а где рот.

Итак, правильное проговаривание слов - это дикция.

СЛАЙД 17-18

Вокальные упражнения.

Педагог: 

- Во время пения упражнений внимательно следите за своевременным вдохом и выдохом, за своей дикцией. Будем петь чисто, стройно, в один голос, добиваться слитного звучания голосов «как один». Обратите внимание на слайд (упражнение «Лесенка»). Учимся петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд  в восходящем и нисходящем движении с называнием нот. Сначала пропеваем ноты сверху вниз, затем - снизу вверх;

б) мажорное трезвучие: сначала пропеваем звукоряд из пяти нот, затем в данном звукоряде выделяем звуки, входящие в трезвучие и, наконец, поем трезвучие без промежуточных звуков всей группой.

- Что значит красиво петь? Вдохнуть так, как будто нюхаем цветок. Мягко, аккуратно «ставим» гласную на «звуковую ленту», держим звук и снимаем его, как будто ставим точку. Ни при вдохе, ни при выдохе стараемся не «толкать» звук. Ваша задача передать настроение песни. Спойте весело! Встаньте ровно, выпрямите спинки и поем.

Пропевание

Упражнение. Гамма звукоряда, протягиваемая сверху вниз на слогах ми, мо, лю, ма». Упражнение способствует ровности и звонкости звучания. Выполнение упражнения.

Педагог: 

- Для чего нужно распевание? (дети отвечают) Правильно, для того чтобы хорошо петь, для выработки правильного дыхания, выработки четкого ритма, свободной артикуляции. Нужно «разогреть горлышко», чтобы перед пением песни «горлышко сделало зарядку».

СЛАЙД 19

Игра «Угадай мелодию».

СЛАЙД 20-31

Дети угадывают отрывки песен из мультфильмов «Антошка», «Голубой вагон»,  «Бременские музыканты», «Чунга-чанга» и др.

      Музыка, как  литература и изобразительное искусство, является ничем незаменимым средством формирования духовного мира школьников. За всем этим стоит долгая и кропотливая работа учителя: вовремя замеченные в ребёнке творческие задатки, своевременная помощь в их развитии, формирование и воспитание эстетического вкуса – это и многое другое относится к проблемам музыкального воспитания ребёнка в школе, что невозможно без заинтересованности, а в дальнейшем и любви детей к изучаемому предмету. Но для начала они должны понять, что музыка требует при своём изучении особой сосредоточенности и душевного настроя.

       Как добиться того, чтобы учащиеся перестали отвлекаться и заниматься посторонними вещами на музыкальных занятиях? Давайте попытаемся пробудить интерес к изучаемому предмету, увлечь и привлечь, превратив свои уроки в творческую мастерскую. Если ребёнку будет интересно на уроке, он не станет отвлекаться и заниматься делами, не связанными с музыкой. Достижения данных целей невозможно без учёта следующих факторов:

возрастных особенностей детей младшего и  среднего школьного возраста;

знаний преподавания предмета; в понимании того, что ты хочешь дать и взять, в умении увлечь ребёнка своим замыслом;

построения, планирования, формы музыкальных занятий;

умения подобрать наглядный и дидактический материал, разработки сценария каждого занятия;

умения выбрать нужную методическую программу и правильно воспользоваться ею, грамотно применить её в своей работе.

       Одним из важнейших элементов такого подхода является включение в уроки театрализации. Это тот прием, который помогает любому ребенку, эмоционально-закрытому, с низкой самооценкой, тревожному, чувствовать себя комфортно.

       Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.

       Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)

       От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)

       Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.

СЛАЙД 32

  "Психологическая зажатость":

мышечная скованность

детонация (франц. détoner — взрываться, от лат. detono — гремлю)

Вялая подача звука

плохо управляемое дыхание

      Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении

«Первое выступление»

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

     

      Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.

       Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы, Помогает ребёнку познавать окружающий мир и служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического его воспитания. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка)

СЛАЙД 33

     Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание и помощь.

Таким образом, в ходе мастер-класса, мы использовали разные приемы организации деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей.

Подведем итоги.

СЛАЙД 34

 Закончите, пожалуйста, предложение –

Мне было интересно...

Я буду...

Я затрудняюсь...

Я смогу...

Я попробую...

СЛАЙД 35

Стихотворение «В учителе есть что-то от поэта»

В учителе есть что-то от поэта,

Ведь каждый день и каждый свой урок

Он ищет истин мудрые заветы

Средь мыслей, формул, графиков и строк.

В учителе есть что-то от артиста,

Ведь он один в софитах детских глаз,

Герой спектакля – честен и неистов,

Без права на ошибку всякий раз…

 В учителе есть что-то от пророка,

Ведь ежедневно кропотно творит

Он будущего свет, по воле Бога

Он с БУДУЩИМ сегодня говорит!    

                                                   Е.А. Николаева

СЛАЙД 36       Мне было приятно с вами работать! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Формирования УУД через Игровые Технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат....

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

«Формирование мотивации обучающихся через разные виды деятельности на уроках музыки»

Oзнакомление с приёмами работы по формированию мотивации обучающихся через разные виды деятельности на уроках музыки, предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках педагогам, работающим по...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...