Разработка урока "Что такое танец"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_tanets_.doc301.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке

5 класс

учитель: Гаподченко Т.А.

 

                    Тема урока «Что такое танец»

Цель:

*Познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, историей возникновения польских танцев «полонез» и «мазурка;

с творчеством польских композиторов М.Огинского и Ф.Шопена, выявить характерные особенности польской музыки.

*Воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.

развивающие: развивать память, внимание, музыкальное воображение;

Задачи урока:

*Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

*Развивающие:

- развитие координации движений;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие выносливости и постановки дыхания;

- психологическое раскрепощение учащихся.

*Воспитательные:

- формирование эстетического воспитания.

- формирование чувства ответственности;

- активизация творческих способностей;

- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

*Основные методы работы:

- наглядный (практический показ);

- словесный (объяснение, беседа);

- игровой (игровая форма подачи материала). 

Давайте вспомним тему: «Музыка разных народов». Какие танцы вы запомнили?

На доске вы видите три цепочки слов.

балалайка        свирель        вальс

лезгинка        флейта        челеста

домбра        скрипка        тромбон

баян        полька        дудук

В каждой цепочке по три слова лишних. Их нужно найти вычеркнуть и объяснить почему. К доске три человека. Итак, первая цепочка; вторая; третья.

Молодцы с заданием справились, а сейчас для всего класса маленькая музыкальная викторина.

Вы услышите 4 фрагмента народных танцев. Ваша задача определить название танца и его принадлежность к музыке какого-либо народа.

Ребята, как вы думаете, когда возник танец? (ответы детей). Танец возник еще в древности во 2-1 тысячелетии до н. э. Перед тем как идти на отдых древний человек совершал религиозный обряд - танец. В этот период закладывались основы танцевального искусства. Со временем, когда образовывались разные народы, у каждого народа возникали свои танцы.

В последнее время народный танец как-то потеснился, даже затерялся под мощным напором современных ритмов. И невольно вспоминается прошлое - различные модные музыкальные течения, их быстрая сменяемость. Сколько было этих течений - не счесть. Только народный танец неподвластен времени, остается навечно скромный, светлый, полный достоинства и доброты к людям. Потому что народное творчество - это корни, связывающие человека с историей своей земли, своего Отечества, раскрывающие богатство родного языка, красоту, мудрость и щедрость народа. Танец отражает быт человека, его мысли, чувства. Лишь в танце ярко и полно раскрывается душа народа, его самобытность и национальный колорит.

Итак, что же такое танец. Давайте все вместе ответим на этот вопрос. (Ответы детей.)

Давайте запишем: Танец - один из видов искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела.

Что же главное для танца? (Ядро) Давайте нарисуем схему:

Сегодня мы продолжим знакомство с танцами разных народов. И познакомимся с танцами польского народа.

Мазурка

Польский народный танец. Название этого танца произошло от названия одной из областей Польши — Мазовии, жители которой назывались мазуры (по определению смелых польских наездников).

Сейчас мы прослушаем фрагмент мазурки, а вы ребята, опираясь на словарь эмоций, определите характер этого танца.

Звучит мазурка. Ответы детей.

Мазурка отличается веселым ярким и энергичным характером. Одна из главных особенностей мазурки - четкий ритм. Это связано с тем, что для исполнения мазурки характерны подскоки, постукивание каблучками. Мазурка имеет трехдольный размер с дроблением первой доли.

Давайте попробуем простучать ритмический рисунок мазурки. Мазурка стала любимым танцем на балу польских аристократов.

Танец «Мазурка»

Полонез.

Польский танец возникший в 16 веке, как торжественный танец -шествие рыцарей. Ребята, а как выглядят рыцари? (Ответы детей)

                                             Танец «Полонез»

Этот танец в отличии от зажигательной мазурки, имеет торжественный, и даже величественный характер, имеет трехдольный размер.

В 19 веке полонез стал бальным танцем, именно с него начинались все балы. Вот как писал о полонезе венгерский композитор Ференц Лист: «Этим танцем хозяин дома открывал всякий бал. Он должен был провести всю вереницу гостей тысячью прихотливых извивов через все апартаменты. Длинной змеей веселая толпа то вытягивалась во всю длину, то свертывалась в своих извивах. Возвращение гостей в главную залу встречалось усиленными фанфарами». Прослушаем фрагмент полонеза и попытаемся представить яркий бал кавалеров и дам, торжественно шествующих под музыку.

                                                    Полонез.

А без кого же не бывает музыки? Конечно без композиторов.

Основоположником польской классической музыки созданной на основе народных песен и танцев стал Шопен. Он с детства знал и любил народную музыку. С годами она стала основой его произведения. Необычно сложилась жизнь Шопена, поляк по происхождению, горячо любивший свою родину и преданный ей он все свои зрелые годы вплоть до смерти провел на чужбине. Воспитывался Шопен в музыкальной семье. И первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена узнала вся Варшава. До конца своей жизни, он прожил в Париже, хотя Франция не стала второй родиной композитора. Шопен написал 52 мазурки и 16 полонезов. Этими произведениями Шопен прославил польскую музыку на весь мир.

Не меньшую популярность завоевал полонез Михаила Огиньского. Это польский композитор писал марши, боевые песни, мазурки, вальсы. Но известность ему принес совсем необычный полонез, не похожий на другие. Сам Огиньский называл его полонезом не для танца. Это полонез «Ля - минор» получивший название «Прощание с Родиной».

                             Звучит полонез «Ля минор»

Легкая задушевная мелодия с оттенком грусти не похожа на тему торжественного полонеза. А теперь мы немного отдохнем и поднимем себе настроение танцем и песней

                                 (Дети танцуют и поют)

Кроме полонезов и мазурок Шопен писал еще и вальсы, и хотя вальс- немецкий танец, в Польше он был не менее популярным. Вальс, быстрый, но в то же время плавный танец в трехдольном размере.

                                             Звучит вальс.

Итог урока:

  1. Что такое ядро танца?

На столе лежат листочки с названиями танцев. Определить какие танцы относятся к 2-хдольным и 3-хдольным.

  1. Что за танец полонез?
  2. Как называется полонез Огиньского?
  3. Для какого танца главной особенностью является 3-х дольный размер с дроблением первой доли?
  4. Простучать ритм мазурки.
  5. Сколько мазурок и полонезов написал Шопен?

Оценки за музыкальную викторину. Домашнее задание стр. 48-51 Исполнение песни.

Наш урок закончен. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »

Доклад прочитан на зональном семинаре   "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде  концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств  знакомили дуг друга с...

Методическая разработка "Русский народный танец"

В разработке представлены разные виды русских народных танцев и их историческое происхождение....

Методическая разработка занятия "Русский танец "Хоровод"

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства ...

методическая разработка урока "Классический танец"

методическая разработка занятия по хореографии по теме "Классический танец. Формы классического танца"...

методическая разработка «Современный эстрадный танец».

laquo;Современный танец - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убежд...

Разработка классного часа "Танец орла"

Разработка классного часа "Танец орла"...

Методическая разработка раздела «Классический танец» общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мир танца»

Методическая разработка раздела «Классический танец» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мир танца» для детей с 7 лет адресована начинающим педагога...