Урок музыки в 5 классе по теме: "Живописная музыка и музыкальная живопись"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Патрича  Анна  Валентиновна

На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.docx34.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Цель урока:  На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Задачи:

1.Показать учащимся на примере произведения C.Рахманинова, Э.Грига, В.Борисова - Мусатова взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

2.        Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

3.        Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Компьютер, проектор

2.Фортепиано;

3.Раздаточный материал.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

        Ход урока

1.        Орг.момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть

( музыкальное приветствие)

Учитель: Спасибо, молодцы, можете садиться. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства.

Учитель: Тему урока мы  сегодня узнаем с  вашей помощью, ребята Переставьте буквы в правильном порядке  и  появится тема урока.

(Слайд 1)

МЫКАЗУЛЯНЬА  ЖИВОПИСЬ

ЖИПАВОЯНСИ  МУЗЫКА

(слайд 2)

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

2.Беседа по теме:  Музыкальная живопись и живописная музыка

 Учитель: На предыдущих уроках мы уже говорили и  вы знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

(слайд 3)

Ответы учащихся

Учитель: Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

(слайд 4)

Задачи нашего  урока:

1.        Что роднит музыку с изобразительным искусством?

2.        Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир.Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель:  Цвет, цветовые сочетания, контур, тон

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства

Какие?

Ответы учеников

3.Слушание музыки:

Учитель: А сейчас ребята, послушайте муз.произведение, попытайтесь определить автора этого произведения и  сказать о  чём нам рассказывает эта музыка?

(Звучит «Утро Грига)

Задание : Выбрать портрет композитора из нескольких на доске

Что можно представить под эту музыку?

Ответы детей( восход солнца, пение птиц, пробуждение природы)

(Слайд 5)

 Учитель: В первом полугодии мы говорили о связях музыки и других видах искусства, на каком виде искусства мы остановились более подробно?

Примеры произведений:

Ответы детей

Учитель: Ну а сегодня мы поговорим о связи музыки и живописи

4.

А как называется в изобразительном искусстве жанр, изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения :

                                                                   (слайд 6)

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется ……………….ПЕЙЗАЖ.

Учитель: Мы познакомимся с творчеством художника  Виктором Борисовым – Мусатовым  и посетим  его мастерскую. Это художник 20 века. Запишем в    тетради.

                                                (слайд 7)

Вслушайтесь внимательно в названия его картин: «Осенняя песня», «Гармония», «Мотив без слов», «Мелодия», «Реквием».

Вы заметили  какую - нибудь закономерность?

Ответы учеников:

Задание 1

Перед вами текст из дневника художника  В. Борисова-Мусатова.  Вы прочитаете  текст и  найдёте  доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной. Какие  фразы и слова подчёркивают это?

Задание 1

Тексты на партах.

Спокойствие душу объемлет,

И я никуда не иду.

А я сижу дома и задаю концерты

себе одному.

В них вместо звуков — все краски,

А инструменты — кружева, и шёлк,

и цветы.

Я импровизирую на фоне фантазии,

А романтизм —

мой всесильный капельмейстер,( обратить внимание на это слово)

И мне кажется иногда, что я на каком-то

необитаемом острове.

И действительность

как будто не существует,

Мечты мои всегда впереди.

Они мне создают целые симфонии,

Тоска меня мучит, музыкальная тоска

по палитре, быть может.

И я никуда не иду,

Спокойствие душу объемлет…

5.Картинная галерея

В. Э. Борисова-Мусатова.

Ребята, давайте посетим выставку русского художника Виктора Борисова-Мусатова.  Но вот только организаторы не подписали картины. Распределите названия картин по своему мнению и  обоснуйте свой выбор.

(Показ картин)

( слайд 8)

Задание 2

Карт 1 «Осенний мотив». 

Карт 2. «Гармония»

Карт 3 «Без слов» 

Карт 4 «Осенняя песня

Учитель:  Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?

Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину , уравновешенность?

Вывод:

 Все названия тесно связаны с музыкой.Вы представили ещё одно доказательство о музыкальной живописи художника.

Учитель: А теперь подробнее об одной его картине.

        (слайд 10)

- Обратите внимание на детали  картины «Водоём»

-Кто изображён на первом плане?

- Как вы думаете, какое у них настроение?

- Опишите их позу, одежду.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение.  Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.

Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают  передать состояние задумчивости, созерцательности

Заполните таблицу устно, выбирая правильные ответы

(Задание 3)

Учащиеся в группе выделяют правильные  характеристики  в таблице:

Средства изобразитель- ности

Характеристика средств выразительности

Линии

Мягкие, резкие, плавные, гибкие, округлые,

Краски

Приглушённые, яркие, нежные, тёмные, пёстрые

Ритм

Повторение округлых линий

 

Цветовая гамма

Голубой, синий, зелёный,оранжевый, белый, розовый

Композиция:

Что на первом плане

Две женщины, пруд, растительность

Композиция:

Что на втором плане

Пруд или  озеро, женщина одна, растительность

В живописи есть тоже понятие ритм - это повторы одинаковых линий, цветовых пятен. Найдите эти повторы в картине.

Учитель:Что  же главное  в картине образы природы или образы женщин?

Ответы учащихся

Учитель: Мне кажется, что главное   - это и женщины и пейзаж. Ведь если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины.

ВЫВОД:

Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о  жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной природы.

6.

Учитель:

Какая  же музыка созвучна картинам В. Борисова-Мусатова?

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Островок».

(слайд 11)

 Какие картины природы вы нарисовали к этому стихотворению?  Какая здесь природа?

Про музыку С.В.Рахманинова писатель Максим Горький сказал : «Как он хорошо  слышит тишину!»

А мы сможем её услышать (Звучит романс в исполнении И.С.Козловского).

        (слайд 12)

Учитель: 

1.Какую атмосферу несёт нам музыка  этого произведения?

2. О чём рассказывает эта музыка?

3. Какова основная идея произведения?

4. Что вы можете сказать об исполнителях? Состав.

5. Что вы представили, слушая музыку?

6. Какие чувства  вызвала музыка?

Ответы детей: 

7.Творческое задание:

- Сочини свою мелодию на слова из стихотворения Бальмонта «Островок»

(слайд 13)

Учитель: А какое стихотворение было  созвучно с картиной

В. Борисова-Мусатова «Водоём»?

Вокально – хоровая работа:

Распевки

Работа над песней  «Я хочу увидеть музыку»

Итог урока.

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Учитель:

Между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.

рефлексия

  ( На проекторе видео – ряд.  Звучит песня «Волшебный мир искусства»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

Технологическая карта урока по теме "Живописность в музыке". 5 класс

Технологическая карта разработана для урока, реализующего формирование УУД.  В ней подробно спланированы деятельность учителя и учащихся с учетом требований ФГОС с применением проблемно-творческо...

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...