"Героические образы в искусстве" Музыка 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Урок по музыке разработан в соответствии с ФГОС ООО по программе Е.Критской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_v_5_klasse_na_temu.docx31.61 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе на тему: «Героические образы в музыке и живописи»

Цель: формирования у учащихся умения чётко сформулировать проблему, самостоятельно и логично выстраивать систему действий, проводить диагностику результатов. Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

Класс___ 5

Продолжительность занятия ------40 минут

Раздел программы ____ «Музыка и изобразительное искусство»

Тема занятия: _______ «Героические образы в музыке и живописи»

Планируемые  результаты: 

         -  воспитание культуры слушателя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика,

- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания проблемной ситуации и нахождения пути решения данной проблемы с помощью логического мышления.

- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме. 

- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

УУД:

 Коммуникативные:

  • Воспитывать культуру слушателя через прослушивание подготовленного материала
  • Формировать культуру анализа произведений;
  • Развивать культуру диалоговой и монологовой речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

  • Найти возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;
  • Направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы).

Тип занятия: Комбинированный

Ведущие методы: Мотивация, организация учебного процесса, контроль за выполнением коллективной творческой деятельности.

Музыкальные фрагменты: гимн РФ, Симфония № 2 А.П. Бородина, фрагменты кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин)

У: Здравствуйте ребята. Начать наш урок я хочу со стихотворения замечательной детской поэтессы Лидии Преображенской. « Погибшим и живым». ( Учитель читает стихотворение )

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту,
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать,
И класть цветы к подножьям обелисков!
 

2.  Актуализации знаний и умений (7 мин)

        У. Ребята, кому посвящено это стихотворение?

Уч. Героям.

У. А кто такие герой?

Уч. Герои – это люди, совершившие  подвиги.

У. Правильно, ребята. Только ли поэты посвящали героям свои произведения?

Уч. Нет.

У. А ещё кто посвящал свои произведения героям?

Уч. Композиторы, художники и т.д.

У. Верно. Ребята, давайте  сформулируем тему сегодняшнего урока.

Уч: Героические образы в искусстве

У. Замечательно! Ребята, а вы любите путешествовать?

Уч. Да!

У. Сегодня мы отправимся в далёкое прошлое нашей страны  на «Машине времени».  Командиром воздушного судна буду я. Во время полёта прошу не покидать борт нашего корабля, не ходить, не сорить. Просьба во время набора и снижения высоты отключить ваши телефоны, Итак, пристегните, привязные ремни, Желаю вам, приятного полёта. (Звучит муз.заставка «Машина времени»)

Учащиеся выполняют движения имитирующие полёт, покачивание в стороны, вперёд, назад, сидя на стульях, (здоровьесберегающая технология).

Слайд № 2. с изображением картины М.Грекова  «Трубачи первой конной»

             3. Выявление места и причины затруднения.(3 мин)

         У. Ребята, в какое время мы оказались?

Уч. Период Гражданской войны.

У. А как вы определили, по каким признакам?

Уч. На лошадях, одежда, форма соответствует тому времени.

У. Правильно, ребята. А какой вид изобразительного искусства вы видите на слайде?

Уч. Живопись.

4. Построение проекта выхода из затруднения.(3 мин)

У. Хорошо. Эта картина принадлежит художнику М. Грекову и называется она «Трубачи первой конной».  Посвящена она героям Гражданской войны. А какое настроение у этой картины?

Уч. Радостное, весёлое.

У. Какой колорит?

Уч. Яркий, тёплые цвета.

У. Что является центром композиции?

Уч. Красное знамя.

У. Действительно. М. Греков ведет свое эпическое повествование на языке живописи и доводит до совершенства свой неизменный прием «дымки», окутывающей и фигуры бойцов, и степную даль, и голубое небо, и разогретую дорожную пыль на белых конских телах, на их сбруе и на музыкальных инструментах. М. Греков отмечает и яркие блики, оживляющие сплошную густую тень под ногами коней. Картина с ее яркой цветовой гаммой, красным знаменем, сверкающей медью труб, ослепительно голубым небом и белыми конями сама звучит, как музыка, становясь маршем победы, потому, что художник писал лишь о том, что глубоко прочувствовал, во что свято верил и что безраздельно и горячо любил.  Вам понравилась картина М.Грекова?

У. Ребята, вы знаете  кто был командиром 1 конной армии?

Уч. Нет.

У.  Хотите узнать?

Уч. Да.

У. (слайд с портретом Будённого). Семён Михайлович Будённый - советский военачальник, маршал Советского Союза (1935), трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968). В Гражданскую войну -   командующий 1-й Конной армией. Сегодня мы с вами познакомимся с песней посвящённой нашему прославленному герою. Называется она «Марш Будённого».  Авторами песни являются композитор  Дмитрий Покрасс, поэт -  Анатолий Д’Актиль. Ребята, возьмите в руки карандаши, вы будете бойцами  1 Красной Армии, вы сидите на лошадях, карандашами вы будете цокать, как лошади копытами, но нужно стучать ритмично, под музыку, поём песню и отбиваем ритм. Давайте, потренируемся.

5. Реализация построенного проекта. (3 мин)

 (Учитель показывает как нужно отстукивать ритм). (Ребята ритмично стучат карандашами, добиваются слаженного точного ритма.)

У. У вас получается хорошо.  Вы, готовы? Итак, начинаем.

Звучит песня  «Марш Будённого».

6. Первичное закрепление  знаний. (3 мин)

Ребята исполняют песню и ритмично отстукивают ритм. (Коллективная исполнительская деятельность).

У. Вы замечательно справились с заданием. Ну, что ж отправляемся дальше?

Пристегните ремни. (Музыкальная заставка «Машина Времени»)

Куда мы попали, ребята?

Уч. Период Великой Отечественной войны.

У. Кто изображен на слайде?

Уч. Женщина.

У. А кто – она?

Уч. Она символ нашей Родины.

У. А зачем её нарисовал художник?

Уч. Он хотел призвать всех на борьбу.

У. С кем?

Уч. С врагом.

У. А какой это вид изобразительного искусства?

Уч. Нет.

У. А какой?

Уч. Плакат.

У. Плакат это вид графики. Какие цвета использовал художник в данном плакате?

Уч. Красный.

 У.А почему? Как вы думаете?

Уч. Потому, что красный цвет бросается в глаза, чтобы обратили внимание.

У. Правильно, ребята. Автором плаката является Ираклий Моисеевич Тоидзе. (слайд с изображением художника). Ираклий Моисеевич Тоидзе
Советский живописец, график, иллюстратор, плакатист, автор военных плакатов. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Народный художник Грузинской СССР (1980). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Посвящали ли композиторы песни, которые призывали людей, как и плакат к борьбе с врагом?

Уч. Да.

У. Какие вы знаете песни о войне.

Уч. «Катюша», «Синий платочек», «Три танкиста», «День Победы» и т.д.

У. Правильно. Сейчас я познакомлю вас с маршем, посвящённому Великой Отечественной войне, героям войны, называется он «Прощание славянки» ,  Марш написан штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964). Именно под этот марш отправлялись на войну наши прадеды, наши уважаемые ветераны, многих уже нет с нами, но помним и чтим их подвиг.  Ребята, я предлагаю окунуться в то страшное время и представить себя в качестве добровольцев, отправляющихся на войну. Сейчас зазвучит музыка, а вы будете маршировать как герои - добровольцы, постарайтесь попадать в ритм, выполнять движения чётко и синхронно. Постарайтесь почувствовать, то что чувствовали наши дорогие ветераны, которые отправлялись на фронт, какие чувства вызывала эта музыка.  

Звучит песня «Прощание славянки».

У. Какие чувства вызвала эта музыка в вашей душе?

Уч. Чувство решительности, чувство патриотизма и желания защищать свою Родину.

У  Ребята, а какие средства музыкальной выразительности использовал композитор В.Агапкин в своем марше?

Уч. Маршевый ритм, динамика – форте, темп – умеренный.

У. А кто исполняет песню?

Уч. Симфонический оркестр.

У. А почему он не использовал один музыкальный инструмент? Как вы думаете?

Уч. Чтобы марш звучал мощно и громко, чтобы подчеркнуть силу и мощь советского народа вставшего на защиту свой Родины.

У. Молодцы! Вам понравился марш?

Уч. Да.

У. Вы очень хорошо маршировали, как настоящие защитники Родины. Ну, пора нам возвращаться обратно, в наше современное время. Все пристегнулись? Полетели.

(Звучит музыкальная заставка)

У. Где мы приземлились, ребята?

Уч. В Новосибирске.

У. Какой вид изобразительного искусства вы видите?

Уч. Скульптура.

У. А кому посвящён этот памятник.

Уч. Женщине.

У. А кто эта женщина?

Уч. Это мать солдата.

У. Почему у неё такое печальное лицо?

Уч. Она скорбит по своему сыну.

У. Правильно, ребята. Памятник находится в комплексе Монумент Славы, в Ленинском районе г. Новосибирска.  Посвящён он  погибшим воинам, погибшим героям. Памятник так и называется «Скорбящая мать» Автором памятника является замечательный скульптор, наш земляк  Б. Ермишин, (слайд с  портретом скульптора).

У. Ребята, в наше современное время художники, скульпторы, композиторы создают произведения посвящённые героям?

Уч. Да.

У. А фильмы о войне?

Уч. Да.

У. Верно.

7. Вокально – хоровая работа с самопроверкой.  (12 минут)

Сейчас,  мы исполним знакомую вам песню «Кукушка», автором её является Виктор Цой, она звучит в фильме «Битва за Севастополь» режиссёр фильма Сергей Мокрицкий Фильм повествует о судьбе легендарной женщины – снайпера 25 – й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии, Героя Советского Союза, лейтенанта Людмилы Павличенко, уничтожившей в годы Великой Отечественной войны 309 солдат и офицеров войск нацисткой Германии.  (слайд с портретом Людмилы Павличенко)

Коллективная исполнительская деятельность. Работа над разучиванием и исполнением песни «Кукушка».

Учащиеся исполняют песню, корректируют исполнение саморегулируя недочёты в своём исполнении песни и в исполнении учащихся.

8.  РЕФЛЕКСИЯ. (5 мин)

У. Ребята, вам понравилось путешествие?

Уч. Да.

У. Сегодня мы познакомились с произведениями искусства посвящённым героическому образу, в каких видах искусства мы встречались с образом героя? Мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества. Теперь сопоставьте все сказанное на уроке и сделайте вывод: кто же такой герой?

 Уч.   Герой - это человек, который совершает подвиг, сражается с врагом, защищает свою Родину

У. Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок? Испытывали ли вы какие либо трудности? Вам понравился урок? Ребята, вы все сегодня замечательно работали. И мне приятно, что вы так активно работали на уроке, что вам интересна героическая тема, сегодня вы узнали очень много, и мне хочется вам пожелать, чтобы вы стали такими же смелыми, доблестными, мужественными, преданными защитниками своей Родины , достойными гражданами нашей необъятной России.

Домашнее задание

             Приготовить презентацию или сообщение на тему «Подвиг героя нашего времени». Спасибо, ребята! Всего вам доброго!  (Звучит песня «О героях былых времён» из кинофильма «Офицеры» сл. Евгений Данилович Агранович, музыка  Рафаил Матвеевич Хозак.)

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Героические образы в искусстве

Слайд 2

Митрофан Греков « Трубачи первой конной армии»

Слайд 3

Семён Михайлович Будённый

Слайд 4

Марш Буденного Мы – красные кавалеристы, И про нас Былинники речистые Ведут рассказ: О том, как в ночи ясные, О том, как в дни ненастные Мы гордо, Мы смело в бой идем Припев : Веди , Буденный нас смелее в бой! Пусть гром гремит, Пускай пожар кругом: Мы – беззаветные герои все, И вся-то наша жизнь есть борьба! 2. Буденный – наш братишка, С нами весь народ. Приказ: «Голов не вешать И глядеть вперед!» Ведь с нами Ворошилов, Первый красный офицер, Сумеем кровь пролить За СССР. Припев: Проигрыш Припев. Мы – красные кавалеристы, И про нас Былинники речистые Ведут рассказ: О том, как в ночи ясные, О том, как в дни ненастные Мы гордо, Мы смело в бой идем 1920

Слайд 6

Ираклий Моисеевич Тоидзе Советский живописец, график, иллюстратор, плакатист , автор военных плакатов. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Народный художник Грузинской СССР (1980). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Слайд 8

На Мемориале Славы установлен символический памятник скорбящей женщины-матери, Автором является Новосибирский художник-монументалист . В создании монумента также участвовал скульптор Б. Ермишин, архитекторы М. Пирогов и Б. Захаров.

Слайд 9

Ермишин Борис Леонтьевич - скульптор , член Союза художников СССР, России с 1967 г.

Слайд 11

Песен ещё не написанных сколько? Скажи, кукушка, пропой. В городе мне жить или на выселках, Камнем лежать или гореть звездой, Звездой?! Солнце моё, взгляни на меня - Моя ладонь превратилась в кулак. И, если есть порох, - дай огня; Вот так! Кто пойдёт по следу одинокому? Сильные да смелые головы сложили в поле, в бою. Мало, кто остался в светлой памяти; В трезвом уме, да с твёрдой рукой в строю, в строю. Солнце моё, взгляни на меня - Моя ладонь превратилась в кулак. И, если есть порох, - дай огня; Вот так! Где же ты теперь, воля вольная? С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь? Ответь! Хорошо с тобой, но плохо без тебя Голову на плечи, - терпеливые под плеть, под плеть! Ты , солнце моё, взгляни на меня - Моя ладонь превратилась в кулак. И, если есть порох, - дай огня; Вот так! Солнце моё, взгляни на меня - Моя ладонь превратилась в кулак. И, если есть порох, - дай огня; Вот так! « Кукушка» Автор : Виктор Цой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

Урок "Героические образы в музыке"

Цель: формировать у учащихся музыкально-образное мышление на примере  Седьмой  симфонии Д.Д. Шостаковича.Задачи: 1. Учить анализировать образное содержание музыки....

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...

Конспект урока " Героические образы в различных музыкальных жанрах отечественных композиторов» в 7 классе

Урок расскрывает героические образы в музыке композиторов разных эпох....

Героические образы в музыке и живописи

Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. 2.Показать, как музыка, изобразительное искусство, литература разными путя...

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...