Программа внеурочной деятельности Звонкие голоса
рабочая программа по музыке на тему

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Исаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Рекомендована к использованию

Протокол заседания МС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018

Принята

Протокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018

Согласована

Зам директора по ВР МБОУ Исаковской СОШ _______________

Е.В.Платонова

Утверждаю

Директор МБОУ Исаковской СОШ

________________

М.А. Николаева  приказ от 30.08.2018 № 01-01-136

Рабочая программа

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного  направления

секция «Ритмическая мозаика»

для обучающихся 4 класса

Платонова Елена Васильевна

(высшая категория)

Возраст детей 10 лет

Срок реализации 1 год

2018

Пояснительная записка.

Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографии в 4 классе. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.

Изучение ритмики  в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических  движений,  разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
  • привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
  • гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
  • дать представление о танцевальном образе;
  • развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
  • воспитание культуры поведения и общения;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание умений работать в коллективе;
  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
  • организация здорового и содержательного досуга.

Общая характеристика учебного курса

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного    направления.

. Отличительными особенностями являются: Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.                                              

Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

 Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и  предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение  детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

 Занятия включают чередование различных видов деятельности:

  • музыкально - ритмические упражнения и игры,
  • слушание музыки,
  • тренировочные упражнения у станка и в партере,
  • танцевальные элементы и движения,

творческие и самостоятельные задания

    Ценность искусства танца -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

 Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

         

     

    Место учебного предмета «Ритмическая мозаика» в  учебном плане

 в 4 классе  1 час в неделю, 34 часа в год.

Результаты изучения учебного предмета.

         Личностные результаты:  

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в  процессе общения с ритмикой и хореографией.
  • развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

 

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • применение знаково-символических  средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:  

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам  танцевально - творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов  хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике  как о способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического  искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального  искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при  реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
  • участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей,  концертов, конкурсов и др.

Учебно-тематический план, включающий содержание тем учебного предмета «Ритмическая мозаика».

урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Контроль, инструментарий

Характеристика деятельности учащихся.

план

факт

  1. Развитие музыкальности (6 часов).

1

.

Вводный урок.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

1

Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности.

Личностные УУД: воспитывать интерес и любовь к танцу,  развивать чувство прекрасного,  на основе знакомства с ритмикой и музыкальной грамотой, соблюдая  технику безопасности.

 Предметные результаты: чувствовать   настроение и характер музыки и  понимать ее содержание;  развивать  умение воспринимать музыку и  музыкальный слух.

уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

Коллективное и индивидуальное исполнение по музыкальной деятельности.

 

-беседа о танце и ритмике;

-исполнение танцевальной разминки на середине зала;

-построение в шахматном порядке;

-партерная работа.

 

2

.

Что такое характер музыки?

1

Понятие о характере музыки и  его разнообразие.

Личностные УУД: Развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Познавательные УУД: выполнять общеразвивающие упражнения в определенном музыкальном характере и  самостоятельно определять нужное направление движения.

Предметные результаты: Уметь анализировать предлагаемую   музыку и определять характер.

Проверка полученных умений и навыков.  

-ритмично исполнять характер  различных  мелодий;

-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение  характера.

3.

Что такое характер музыки?

1

Исполнение этюдов «Весело и грустно»

Личностные: Развитие эстетического вкуса, культуры   поведения в движениях.

Метапредметные результаты:

коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе: роль лидера и роль исполнителя.

Предметные результаты: общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.

Музыкально-ритмическая импровизация (групповая).

Игра «Упражнения с обручами».

-исполнять основные танцевальные правила, приветствия;

-танцевальное исполнение под веселым  и грустным характером музыки;

-исполнение игры «Упражнение с обручами»;

-роль ведущих   подгрупп в организацию игры.

4.

Развитие музыкальности.

1

Основные   позиции ног и рук в классическом стиле.

Личностные УУД: начать формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты: 

коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности.

Предметные результаты:  знать основные понятия позиций ног и рук  в классическом  стиле.

Экзерсис у станка, коллективное исполнение.

-исполнение игре - «Угадай танцевальную точку»;

-экзерсис у станка;

- парное исполнение   «Вальс» (квадрат) соблюдая музыкальные средства выразительности.

-позиции рук и ног  по позициям;

- крест по точкам индивидуально.

5.

Развитие музыкальности.

1

Танцевальные термины и точки.   

Личностные УУД:  вызвать интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: ритмично выполнять несложные движения руками и ногами у станка.

Предметные результаты: знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; а также танцевальные элементы: подскоки вперед, назад, галоп.

 Исполнение танцевальных  движений индивидуально и коллективно.

-исполнение простейших танцевальных элементов;

-танцевальные  шаги, подскоки вперед, назад,  боковой и прямой галоп;

-исполнение  танцевальной комбинации "Кукляндия";

-работа в партере;

- скрестный шаг по точкам.

6.

Развитие музыкальности.

1

Основные   позиции ног и рук в народном стиле.

Личностные результаты: правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.

Предметные результаты: освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе, различая  характер и передавать его с концом музыкального произведения.  

 учить реализовывать творческий потенциал индивидуально и в паре, уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;  

Опрос: Значение Ритмике в развития личности. Проверка полученных умений и навыков индивидуально.

-исполнение танцевальных   этюдов;

-исполнять движения,  под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;

-исполнять работу  индивидуально, и в коллективе;

-основы и позиции народного экзерсиса.

  1. Развитие двигательных качеств и умений (6 часов).

7.

Танцевальная азбука.

1

Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве.

Личностные результаты: начать формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: начать учить принимать и сохранять учебную задачу.

Предметные результаты: разучивать танцевальные точки и термины: ходьба — бодрая, спокойная, ход на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом.

Коллективное исполнение в партере и по диагонали.

-исполнение  и разучивание танцевальных шагов;

-упражнения на развитие гибкости и пластичности;

-точности и ловкости движений;

-партерный экзерсис.

8.

Танцевальная  азбука

1

Значение диагональной работе.

 

Личностные УУД: начать формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: решение творческих задач и  их исполнение.

Предметные результаты: знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки.

Проверка полученных умений и навыков индивидуально и диагональная.  

-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;

-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;

-крестное исполнение парами по прямой;

-соблюдать расстояние между парами.

9.

Бальные танцы.

1

 Разнообразие бальных танцев.

Личностные УУД: эмоционально - ценностного отношения к искусству, к бальным танцам.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: знать о ценностном отношении к искусству танца.

Предметные результаты: элементы  и основные движения и ходы в вальсе.

Исполнение движений на середине индивидуально  и в паре.

-исполнение и разучивание  танца в комбинациях;

-партерное  парное исполнение;

-классический экзерсис;

-разучивание: волна, окошечка, крест.

10

Основы бального танца.

 

1

Правила поведение в паре.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности.

учиться выполнять различные роли в качестве партнера и партнерши.

Предметные результаты: знать правила поведения в паре и  правила постановки корпуса в исполнение вальса.

исполнение движений (окошко, волна, квадрат , крест).

 Исполнение комбинаций вальса  на середине, соблюдая шахматный порядок.

-различать настроения, чувства человека, выраженные в музыке;

-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений;

-синхронное исполнение вальса.

 

11.

.

 Плясовые движения.

1

Элементы народных плясок.

Личностные УУД: начать развивать чувство прекрасного на основе знакомства  и исполнение в паре.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.  

Предметные результаты:   иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска. Исполнять прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и  с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок.  

Определить характер произведений и исполнять подгруппами танцевальные комбинации по желанию.

-исполнить танцевальные  комбинаций пляски: Плясовая,  Матросский, Светит месяц.

-участвовать в совместной  игровой деятельности;  

 -коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;

- работа по кругу и по диагонали.

-отработка движений по линиям.

12.

Музыкальные игры.

1

Правила игры и техника безопасности.

Личностные УУД: начать формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  начать развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.    

Предметные результаты: исполнять  движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно; Игра - Цирковые лошадки".

Коллективное  исполнение, соблюдая правила игры.

-участвовать в совместной деятельности (драматизация);

-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии  и исполнении игры;

-исполнять игру  выразительно не толкаясь и не, опережая друг друга;

-вращения через точку.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве(4 часа).

13.

.

Построения и перестроения.  

1

Исполнять и разучить основные линии в танце.

Личностные УУД: Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: организованно строиться (быстро, точно);

Предметные результаты: уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка с левой ноги.

 и танцевальные композиции: змейка, воротики, спираль.

Проверка полученных умений и навыков индивидуально. 

-бодрый шаг и  повороты через правую и левую руку;

-партерный экзерсис -  силовые  упражнения;

-основные позиции рук и ног, перестроение  парами, воротики;

-вращение через правую сторону и через левую.

14.

Перестроения по линиям и по точкам.  

1

Понятия о танцевальных точках.

Личностные результаты: развивать умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: начать развивать умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Предметные результаты: чувствовать характер музыки и передавать его со сменой перестроений: круг, диагональ, шеренга, колонна

Групповое исполнение с ведущими.(круг большой и четыре маленьких).

-исполнение движений в круг, по диагонали, в шеренге и в колонне;

-показать высоту шага и научить равномерно, распределять повороты в точках;

-исполнение танцевальных комбинаций с характером музыки: перестраиваться в круг,   в пары , в шеренгу, в колонну, в несколько кругов.

15.

Развитие музыкальности и ориентировке.

1

Правила игры. "Кот Леопольд".

Личностные результаты: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: начать формировать умение учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты: уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений по характеру игры;

Индивидуальный контроль  ведущего, соблюдая технику безопасности.

-исполнять игру «Кот Леопольд" коллективно с участием ведущего;

-коллективный выбор лучшего ведущего;

-работа в  партере, самостоятельно находить свободное место в зале, не толкаясь во время игры.

16

Обобщающий урок

 

1

Проверка полученных знаний.

Личностные результаты:  формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: продолжить развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач.

 Предметные результаты: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении танцевальных перестроений.

.

Промежуточный контроль и

исполнение движений: у станка,

в партере и диагонально.

 

-исполнять танцевальные этюды коллективно;

-исполнение танцевальных и гимнастических комбинаций на середине в шахматном порядке.

 - исполнение по линиям: танцевальные позиции, основные понятия и танцевальные термины;

-исполнение комбинаций, различая динамику, темп, ритм, музыкальную фразу, акцент.

-исполнять  следующие перестроения – линия, шеренга,  колона, шахматный порядок, круг, квадрат.

  1. Развитие творческих способностей (6 часов).

17

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

1

Инсценирование героев  сказок и

героев мультфильмов.

Личностные УУД: стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; продолжить развивать чувство прекрасного.  

Метапредметные результаты:

 Познавательные УУД:  понимать и принимать правильное образное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

Игры: "Месяц и звезды", "Два Барана", «Волк и семеро козлят».  

Индивидуальное и коллективное

 исполнение.

-исполнять танцевальные комбинации  на запоминания;

-участвовать в совместной деятельности;

- образное исполнение;

- партерная работа;

импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая данный образ.

18

.

Импровизация.

1

Основные понятия импровизации.

Личностные УУД:   стремление к танцевальному искусству и развитие эстетического вкуса.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные результаты: распознать характер танцевальной музыки; умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки и исполнение этюда.

 Импровизационная работа индивидуальная  и в группе.

-участвовать в совместной деятельности;

-сочинять  и импровизировать без подготовки танцевальный этюд;

-сочетание музыки и движений;

- исполнение на середине зала.

19

 Сочини свой танец.

1

Самостоятельная работа и правила поведения.

Личностные УУД: отношения к искусству, к физическим упражнениям и желанием растягиваться.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:  договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты: исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

Контроль за самостоятельностью работы.

-развитие способности к  самостоятельному творчеству;

-проявлять эмоциональную отзывчивость при  сочинении  и исполнении танцевальных комбинаций;

-исполнять свои групповые  танцы  с нужным настроением;

-самостоятельная работа и правила поведения в группах;

-умение сочинять танцевальную комбинацию с наименьшими повторами.

20

Образные танцы.

1

Значение образа в танце.

Личностные УУД: развивать способность к импровизации с использованием разнообразных движений, сочинение танцев.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:  договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 

 Предметные результаты: уметь    давать характеристику   образному танцу через различные формы  танцевальной деятельности.

Проверка полученных умений и навыков индивидуально  и по линиям.  

-участвовать в совместной деятельности, создание образа;

-выявлять сходство и различия музыкальных, поэтических и живописных образов;

-различать настроения;

-выбрать образ по желанию и сочинить свой танец; Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки",

21

Раскрытие творческих способностей.

1

Театрализация мультфильма

«Трое из

Простоквашино».

   

Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

 Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  продолжить развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Предметные результаты: раскрытие творческих способностей; давать характеристику  персонажам и каждому по выбору дать и показать свой образ, использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально - творческой деятельности.

Театрализованная работа, индивидуально.

-сравнивать музыкальные и речевые интонации;

-участвовать в совместной деятельности, создание образа;

-выявлять сходство и различия   данных образов;

-различать и дать каждому персонажу свое музыкально – ритмическое настроение.

22

Разыграй сказку.

1

Танцевальная  сказка. «Репка».

Личностные УУД: сочинять несложные плясовые движения  к сказке.  

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: продолжить развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

 Предметные результаты: продолжить развивать навыки актёрской выразительности и актерского мастерства.

. 

Групповая работа «Разыграй сказку».

-сравнивать музыкальные и танцевальные интонации;

-участвовать в совместной деятельности, создание образа;

 -групповая драматизация;

-различать настроения;

-работа над артистичностью;

-умение быстро и самостоятельно работать над выбранным образом.

  1. Развитие и тренировка психических процессов ((6часов).

23

.

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

1

 Восприятие и исполнение танцевальных игр.

Личностные УУД: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  продолжить развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Предметные результаты: умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения по фразам; передавать динамику настроения,-«обида-прощение-радость",  настроение или состояние."веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат.

Разыгрывание игры.

Коллективное исполнение.

-осуществлять первый опыт в сочинении игры в ритмическом исполнении;

-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов;

-исполнять образно-игровые движения, раскрывающие   образ, настроение или состояние.  

24

Мимика и пантомимика.

1

Понятия «мимика» и «пантомима».

Личностные УУД:  умения выражать свои эмоции в мимике.    

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  продолжить развивать умение устанавливать аналогии, развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Предметные результаты развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть.

Исполнение образа индивидуально, по ролям.

   

 

-выявлять сходство и различия между мимики и пантомимы;

-применять знания основных средств музыкальной выразительности при умении выражать различные эмоции;

-работа по диагонали.

25

Этюдная работа.  

1

Характер исполнения  и импровизации образов с помощью мимических движений.

Личностные УУД: продолжить формировать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  продолжить развивать умение устанавливать аналогии, развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Предметные результаты развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть.). "Веселые путешественники", Игра  «Буратино».  

Коллективная  групповая и индивидуальная работа.  

- применять знания на средства  музыкальной выразительности;  

-сравнивать упражнения на растяжку и на пластику, а также  разминка «Буратино» - веселый, грустный, плачущий Буратино.

26

Тренировка подвижности нервных процессов.

1

Умения быстро менять направление и характер движения.

Личностные УУД: наличие эмоционального отношения к искусству.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:  умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать в движении разнообразный  ритмический рисунок.

Предметные результаты: умения быстро менять направление и характер движения,

Исполнять танцевальные комбинации, ориентируясь  на музыкально творческую деятельность.

-двигаться в соответствии с характером музыки и без;

-быстро менять направление и характер движения;

Быстро - медленно,

весело – грустно,

тихо – медленно.

-партерное исполнение;

 

27

Синхронность и координация движений.

1

Понятие о координации.

Личностные УУД: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Предметные результаты: использование элементарных умений и навыков при воплощении танцевальных элементов и этюдов,  в различных видах танцевальной  творческой деятельности;

Коллективное исполнение на четкость, равновесие и артистичность.      

-исполнять выразительные   танцевальные шаги:  

 -анализировать понятие маленьких и больших прыжков по разным длительностям;

-выражать себя в доступных видах творчества: игра, танец;

-добиться четкого и синхронного исполнения в различных танцевальных жанрах;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении танцевальных комбинаций.

28

Этюдная работа.    

1

Понятие о мышечном тонусе.

Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:   умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

Предметные результаты: развитие художественного вкуса и устойчивый интерес к танцевальному искусству

Коллективная соревновательная партерная работа.  

-исполнять  работу по классическому экзерсису на полу с  помощью  учителя и самостоятельно; 

-исполнять  самостоятельно работу в партере;

-распознавать  применение навыков расслабления и напряжения  в танце;

-анализировать   результат дыхательных упражнений во время  растяжения и расслабления;

-партерная работа, упражнения на пресс.

  1. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности(5 часов).

29

Правила танцевального этикета.

1

Терминология бального экзерсиса.

 Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

 Метапредметные результаты:

 Коммуникативные УУД:  продолжить развивать умение контролировать действия партнера. 

умение координировать свои усилия с усилиями других;

Предметные результаты: продолжить развивать умение вести себя в группе  и в паре во время занятий (находить себе место, не толкаясь;

Правила исполнения, в паре соблюдая этикет.

-сравнивать исполнение девочек и мальчиков;

-двигаться красиво и правильно исполнять танцевальные элементы польки;

- уметь   красиво, правильно и четко, двигаться в паре, как средство полноценного общения. 

30

Правила танцевального этикета

1

Работа в паре.

Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

 Метапредметные результаты:

 Коммуникативные УУД:  продолжить развивать умение контролировать действия партнера. 

умение координировать свои усилия с усилиями других;

Предметные результаты: продолжить развивать умение вести себя в группе  и в паре во время занятий (находить себе место, не толкаясь;

Коллективная парная работа в  квадрате.

Работа по точкам.

-воспитание умения чувствовать настроение музыки;

-понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;

-контрастные эмоции, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);

.

31

Настроение  и характер исполнения.

1

Положение фигуры по отношению к зрителю.  

 Личностные УУД:   формировать  способность к самооценке,  на основе критериев успешного исполнения.

умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

Предметные результаты: продолжить развивать умение не шуметь в помещении во время самостоятельной работы;

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству;

Линейное  исполнение  и  работа в подгруппе.

-исполнять танцевальные движения по показу учителя;

-понимать, что контраст эмоциональных состояний влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности;

-находить выразительные, оттенки в танце;

-разучивание «Мы танцуем»;

-работа над артистичностью и умение работать самостоятельно.

32

Музыка, движение, исполнители.

1

Коллективная  работа.

Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры   поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты:

Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству;

освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.

Работа над ошибками.

Коллективное исполнение.

-подготовить и четко исполнять знакомые танцевальные этюды;

-исполнение танцевальных номеров  по желанию;

-классический экзерсис;

-освоение большого объема разнообразных композиций и основные  танцевальные правила.

33

Подготовка к заключительному уроку.

1

Репетиционная работа.

Личностные УУД: продолжить формировать   ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ  и самоконтроль  результата.

Метапредметные результаты:

Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству;

освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.

Подготовка и проверка полученных умений и навыков учащихся.

-исполнять знакомые танцевальные этюды;

-исполнение и разучивание концертной программы по желанию;

-классический экзерсис гран батманы;

-освоение большого объема разнообразных композиций и основные  танцевальные правила.

34

Открытый – зачетный урок.

1

Концертная

работа

Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты:

Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству;

освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру

Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции,  индивидуально.

Исполнение танцевальных номеров, в конкурсе «Розовая пантера».

-освоение сложных видов движений: шаг на пропадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных детских бальных танцев;

-освоение навыков актерского мастерства;

-освоение азы классического экзерсиса, партерного экзерсиса;

-умение соревноваться  и добиваться желаемого результата.

-работа над артистичностью и выразительностью.

       

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Телевизор, компьютер (моноблок), хореографический класс, зеркала, хореографический станок.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Разработка занятий «Ритмика для малышей», «В гостях у феи», «Акробатика на уроке ритмике», «Урок джазового танца», «Лесная сказка», «В гостях у королевы танца».

Сценарии  конкурса к международному дню танца «Путешествие к танцу», «Розовая пантера».

Альбом и наглядная выставка  «Выдающиеся танцоры, хореографы  и балетмейстеры».

Атрибуты к уроку: (скакалки, мячики, обручи, коврики)

Показательный материал «Национальные костюмы для хореографии». «Наши достижения».

Видео материалы.

Мультимедийная программа «Школа танцев» Медиа Арт Паблишер», Москва, 2005г.  

Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 1 Москва, 2005г.

Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 2 Москва, 2005г.

Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 3 Москва, 2005г.

Уроки латино-американских танцев. Медиа Арт Паблишер», Москва, 2007г.

«Школа Брейк-данса» - Специальное издание Домашнее DYD

Отчетный концерт 2007-2008г, 2004,      20011,2012г.

«Улыбка и кадеты». 2004 год п.Уренгой.

Презентация «Сердце отдаю детям»  2009г.

Аудиоматериалы.

«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.

«Ритмическая мозаика» (2 часть)  Музыкальная палитра 2009г.

«Ритмическая мозаика» (3 часть)  Музыкальная палитра 2009г/

         «Ритмическая мозаика»  (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.

 Музыка для бальных танцев.  ALL TIMES/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Исаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Рекомендована к                         использованию

Протокол заседания МС  МБОУ Исаковской СОШ

от 30.08.2018  

№  1

         Принята

Протокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ  

от 30.08.2018

№  1

Согласована

Зам. директора  по УВР МБОУ  Исаковской СОШ_______________


от 30.08.2018

Утверждаю

Директор    МБОУ
Исаковской СОШ             _______________

М.А. Николаева

приказ от 30.08.2018

№ 01-01-136


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

вокальная студия "Звонкие голоса"

для обучающихся 1-4 классов

Платоновой Елены Васильевны

(учитель  высшей категории)

Возраст детей 7-10 лет

Срок реализации 1 год

2018

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                   

1.1        Характеристика учебного процесса, его место                                                                                                 и роль в образовательном процессе                                                                      

1.2 Цель и задачи учебного предмета                                                                  

1.3 Срок реализации учебного предмета                                                              

1.4        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета                    

1.5        Форма проведения аудиторных  занятий                                                  

1.6        Методы и подходы обучения                                                                      

1.7         Описание материально-технических условий реализации учебного предмета                                                                                                                  8

                                                                               

II. Содержание учебного предмета                                                                     

2.1  Учебно-тематический план                                                                            

2.2 Содержание программы                                                                                  

2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением

 основных видов деятельности обучающихся.                                                  

2.4 Годовые требования                                                                                      

III. Формы и методы контроля, критерии оценок                                        

IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

V. Методическое обеспечение учебного процесса                                         

  1. Пояснительная записка

                                                                               

Данная рабочая  программа для вокальной студии  «Звонкие голоса» составлена  в соответствии с  требованиями  ФГОС НОО. Курс проводится в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.

Программа базируется на основных нормативных документах:

•        Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

•        Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения  – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

  1. Характеристика учебного процесса, его место                                                             и роль в образовательном процессе

Песня, современная песня в  школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

В кружке вокального пения органически сочетаются воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Программа двух уровневая. В ней предусмотрены занятия с учениками начальной, средней и старшей школы. Требования к каждому уровню индивидуальны. Набор в вокальный кружок «Звонкие голоса» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться.

Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь.

От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развивать их. Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Правильная речь – это основа основ вокальной музыки.

Певцами  называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос  – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Ансамбль – согласованность, стройность исполнения при коллективном пении и игре на музыкальных инструментах.

Эстрадный вокал – эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Детские голоса имеют высокое головное звучание по содержанию обертонов они беднее голосов взрослых особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью. Детский организм имеет свойство ослабленности, частым инфекционным заболеваниям.

Музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.

1.2 Цель и задачи учебного предмета    

Цель программы

Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам;

 Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

           Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

 Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

                                                         

1.3 Срок реализации учебного предмета    

Рабочая программа для вокальной студии  «Звонкие голоса» предусмотрена на 1 года, продолжительность учебных занятий составляет: в начальных классах – 68 часов в год.

                                                           

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета                   

Учебный план  вокальной студии «Звонкие голоса» составляет 68 часа аудиторных занятий из расчета: один час в неделю для учащихся начальной школы, и один час в неделю для учащихся средних и старших классов. Занятия проводятся 2 раза  в неделю, продолжительностью 40 мин.  Количество обучающихся в группе от 2 до 16  человек.  

  1. Форма проведения аудиторных  занятий 

   

 Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.          

Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.

Данные требования  задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:  

1. Личностные результаты: 

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- коммуникативное развитие.

2. Предметные результаты:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.

3. Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

                                     

  1. Методы и подходы обучения

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1.        Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2.        Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3.        Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4.        Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

А также и другие методы:

Методы формирования сознания учащегося:

Показ;

Объяснение;

Инструктаж;

Разъяснение;

 Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

Самостоятельная работа;

Иллюстрация;

 Методы стимулирования познания и деятельности:

Поощрение;

Контроль;

Самоконтроль;

Оценка;

Самооценка;

Вручение подарка;

Одобрение словом;

 Методы поощрения:

Благодарность;

Благодарственное письмо родителям;

Устное одобрение.

 Коррекционные методы:

Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

Работа над дикцией, ударением.

                                                                                           

1.7         Описание материально-технических условий реализации учебного предмета                                                                                                              

Основу школьного вокального кружка составляют:

  • специализированный кабинет;
  • Компьютер
  • фортепиано;
  • аккордеон;
  • музыкальные произведения в СД и DVD записях;
  • таблицы, плакаты с текстами песен;
  • портреты композиторов;
  • детские музыкальные инструменты  

(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)

II. Содержание учебного предмета

2.1  Учебно-тематический план     

 

Наименование (разделов, модулей) темы

Количество

часов

1

«Пение как вид музыкальной деятельности»

20

2

«Формирование детского голоса»

20

3

«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен»        

16

4

«Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры»        

12

Итого

68

2.2 Содержание программы

1. Пение как вид музыкальной деятельности (20 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2. Формирование детского голоса (20 часов).  Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука

3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.

4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов).  Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением

 основных видов деятельности обучающихся.

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Хар-ка

деятельности

учащихся

«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов)

1-4

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

4

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении

Ученик научится

Понимать:  правила  пения.

Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.

Владеть первоначальными певческими навыками,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ученик получит возможность научиться

Участвовать в коллективном пении.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин-формационном материале.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

5-8

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

4

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

9-12

Строение голосового аппарата.

4

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

13-16

Правила охраны детского голоса.

4

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

17-20

Вокально-певческая установка.

4

Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Формирование детского голоса (20 часов).

21-24

Звукообразование.

44

Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания

Ученик получит возможность научиться

Раскрыть  творческое  воображение фантазии,

Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

25-28

Певческое дыхание.

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

29-32

Дикция и артикуляция.

4

Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии

33-36

Речевые игры и упражнения.

4

(по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия

37-40

Вокальные упражнения.

4

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен (16 часов).

41-44

Народная песня.

4

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Ученик научится

Освоение жанра народной песни, её особенностей

Ученик получит возможность научиться

Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем

Освоение классического вокального репертуара.

Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

45-48

Произведениями русских композиторов  классиков.

4

Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

49-52

Произведения современных отечественных композиторов.

4

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

53-56

Сольное пение.

4

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов).

57-62

Путь к успеху

6

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Ученик научится

Формировать вокальный  слух,  способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса

Ученик получит возможность научиться

Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).

Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей

Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

63-68

Интерактивное посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

6

Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Итого 68        

                                                                                                   

2.4 Годовые требования

1.Овладение основами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания.

2.Овладение основной громкостной динамикой (Р,F).

3.Овладение (посильное) правильной дикцией, артикуляцией.

4.Начало овладения основами музыкальной грамоты и сольфеджио.

5.Овладение основами культуры поведения на сцене.

6.Исполнение песен в унисон (вокальной группой) и индивидуальное.

7.Умение  анализировать исполнение вокального произведения.

8.Воспитывать чувство прекрасного, музыкальный вкус, сопереживание выбранному образу.

9.Воспитывать активного участника  в творческой жизни коллектива(концерты, фестивали, конкурсы и т.д.)

Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:

 

•        наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

•        владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

•        проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

•        уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

•        верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

•        быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

•        петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

•        соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

•        исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

III. Формы и методы контроля, критерии оценок.

                   

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

•        уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;

•        степень выразительности исполнения;

•        проявление творческой активности;

•        учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Музыкальный центр
  • Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
  • Ноутбук
  • Экран
  • Мультимедиа проектор
  • Синтезатор

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.        Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.        Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

3.        Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

4.        Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

5.        Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

6.        Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.

Аудиоматериалы.

1.        «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».

2.        «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».

3.        «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».

4.        «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина.

Электронные ресурсы

1.        http://www.mp3sort.com/

2.        http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.        http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.        http://alekseev.numi.ru/

5.        http://talismanst.narod.ru/

6.        http://www.rodniki-studio.ru/

7.        http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.        http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.        http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.        http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.        http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.        http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.        http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.        http://notes.tarakanov.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса

Программа кружка с учащимися начальной школы...

Программа внеурочной деятельности "Чистый голос"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО...

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"

Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения....

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, "Звонкие голоса" для 7х классов.

        Воспитание духовности является одной из наибо          Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие учащихся должны ид...

Программа вокального кружка "Звонкие голоса"

Программа вокального кружка "Звонкие голоса" для детей дошкольного возраста (3-7лет)...