Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
материал по теме

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:

  • письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
  • музыкальное наследие
  • музейное пространство;

Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx_2.docx26.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Многоканальная модель освоения культурного наследия»

Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие  классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:

  • письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
  • музыкальное наследие
  • музейное пространство;

Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.

Группа 1.Письменные источники.

1.В библиотеке познакомьтесь с содержанием книг, посвященных развитию музыкально-театральной культуры XIX столетия. (Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. Советский композитор, 1992 г., Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. Л., 1959 г., Елизарова Н.А. Театры Шереметева. М., 1994 г, Яковкина Н.И. История русской культуры. 1-я половина XIX века. СПб, 1998 г., Асеев Б. Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. - М., 1986., Родина Т. А. Русское театральное искусство в начале XIX века. - М., 1961. Зорина А.П. Могучая кучка  - М.: Музыка Год: 2013 ) Посмотрите отобранные издания

2. Составьте представление о содержании каждой из этих книг и отберите те из них, которые, на ваш взгляд, дают представление о музыкально-театральной жизни XIX века .

3. Используя только те тексты, с которыми вы работали при выполнении задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о музыкально-театральной жизни XIX века.

Для создания целостного рассказа обратите внимание на:

а) важнейшие исторические события;

б) композиторов и поэтов, создавших выдающиеся музыкальные и поэтические произведения;

в) ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства

г) условия существования и  развития классической оперы XIX века 

Если на основании отобранных источников невозможно составить представление о каком-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в письменных источниках.

Рассматриваемые

аспекты

Письменные

источники

Музыкальное

наследие

Музейное

пространство

Городское

пространство

Важнейшие исторические события

Композиторы и поэтов, создавшиевыдающиеся музыкальные и поэтические произведения;

Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства

Условия существования и  развития классической оперы XIX века

                                 Задание к практикуму

«Многоканальная модель освоения культурного наследия»

Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века  через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:

  • письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
  • музыкальное наследие
  • музейное пространство;

Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.

      Группа 2. Музыкальное наследие.

  1. Вашей группе предстоит познакомиться  со самыми значимыми произведениями, наиболее яркими представителями  классического оперного  искусства России XIX века (одно-два на выбор), прослушав аудио-видео запись или посмотреть спектакль в Мариинском, Михайловском театре, учебном театре при консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова   (на выбор)
  • Жизнь за Царя  - 1836 - М.И. Глинка
  • Хованщина - 1886 - М.П.Мусоргский
  • Борис Годунов - 1874 - М.П.Мусоргский
  • Евгений Онегин - 1879 - П.И.Чайковский
  • Пиковая дама - 1890 - П.И.Чайковский
  • Князь Игорь - 1890 - А.П.Бородин

2. Попытайтесь ответить на вопросы:

  • Какое впечатление они производят на слушателя?
  • Какие темы волнуют композиторов в эти годы и почему?
  • Как музыкально-театральное искусство откликнулось  на исторические события

        XIX века и какое это имело значение?

  • Какова роль театрально-декорационного искусства в спектакле?

 3. Используя только впечатления и знания, полученные при выполнении этого задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о музыкально-театральном искусстве XIX века в России (например, в Санкт-Петербурге).  Если на основании прослушанных материалов невозможно описать какой-либо из перечисленных аспектов таблицы, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась нераскрытой.

4. Попробуйте самостоятельно придумать декорации к просмотренному спектаклю (на выбор)

Рассматриваемые

аспекты

Письменные

источники

Музыкальное

наследие

Музейное

пространство

Городское

пространство

Важнейшие исторические события

Композиторы и поэтов, создавшие выдающиеся музыкальные и поэтические произведения;

Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства

Условия существования и  развития классической оперы XIX века

                                 Задание к практикуму

«Многоканальная модель освоения культурного наследия»

Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века  через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:

  • письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
  • музыкальное наследие
  • музейное пространство;

Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.

            Группа 3. Музейное пространство

1. Вашей группе предстоит поработать в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства  по адресу:  Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 и познакомиться с музейными экспозициями и экспонатами,  хранящими память музыкального и театрального наследия России XIX века. Во время просмотра экспозиции постарайтесь найти ответы на вопросы, которые помогут вам реконструировать черты города того времени:

  • По какому принципу построена экспозиция? Какое впечатление она производят?
  • Как предметы и экспонаты раскрывают историю развития оперного искусства?
  • Какие экспонаты, представленные в экспозиции, рассказывают о первых оперных постановках?
  • Какие постановки русской классической оперы XIX века представлены в экспозиции?

2. Из представленных в экспозиции экспонатов отберите те, которые, на ваш взгляд, позволяют понять:

  • Кто из людей искусства повлиял на развитие музыкально-театральной культуры России XIX века?
  • Почему оперу называют синтетическим видом искусства?
  • Какие произведения искусства были созданы в период зарождения и развития классической оперы в XIX веке?
  • Как эти произведения отражают эпоху того времени?

3. Используя только «текст» музейной экспозиции заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление об условиях развития музыкального театра в России XIX века.

 Если на основании представленных в музее экспонатов невозможно описать какой-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в музее.

Рассматриваемые

аспекты

Письменные

источники

Музыкальное

наследие

Музейное

пространство

Городское

пространство

Важнейшие исторические события

Композиторы и поэтов, создавшие выдающиеся музыкальные и поэтические произведения;

Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства

Условия существования и  развития классической оперы XIX века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...

Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя  образовательная  практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...

Способы освоения современного искусства, или что такое многоканальная модель?

Освоение современного искусства носит субъективный характер, сложно поддается объяснению и изучению. Разработанный алгоритм действий (многоканальная модель), позволяет рассмотреть любую тему более дет...

Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

    Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы  в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это ...

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Урок изучения нового материала. Работа на уроке с рабочими листами...

Культурное пространство Европы и культура Руси

Презентация к уроку по теме: Культурное пространство Европы и культура Руси...