Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
учебно-методический материал по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Шибанова Вероника Владимировна

В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя  образовательная  практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать Юного петербуржца, любящего и знающего свой город. Данная форма  работы,  за последние 10 лет,  развивается  по ряду  направлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для  освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

ГБ ОУ школа № 529 – 6- 8 -е классы,                                                                               учитель – Шибанова Вероника Владимировна

       Одна из задач петербургского образования– воспитание нравственного гражданина - Юного петербуржца, любящего и знающего свой город. Наше  образовательное учреждение расположено в одном из красивейших районов Санкт-Петербурга - Петродворцовом, который включает в себя  знаменитый Государственный музей заповедник «Петергоф», а так же обширнейшие парковые территории, расположенные в Петергофе, Ломоносове и Стрельне.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

-    познакомить учащихся с историей и современно ситуацией  Петродворцового района Санкт-Петербурга;
-   формировать у учащихся представление о различных сторонах жизни жителей Петергофа;
-   развивать  у школьников  желание изучать историю и культуру своего края;                                                                                                                                      -    способствовать развитию гражданских и  патриотического качеств у учащихся, бережного отношения к истории Петергофа и Петербурга;                     -     создавать условия для изучения проблем своего района, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развивать желание  вносить свой личный вклад  в сохранение культурного наследия Петергофа;  
-    способствовать адаптации школьников к профессиональному самоопределению;                                                                                                         -  продолжать  способствовать становлению, развитию и упрочению  классного коллектива;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся.

   Краеведческое направление в нашем образовательном учреждении, изучение предмета история и культура Санкт-Петербурга, предметов искусства – музыки, мхк, искусство 8-9 кл.  имеет ряд особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

•  многопрофильный и интегративный характер содержания  обучения: история, архитектура, природа,  экология,  культура, современность; применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
•  использование  различных ресурсов  - образовательных и воспитательных  в изучаемом пространстве  микросреды, субрегиона (изучение своей «малой родины», своего района);


•  реализация  различных подходов  в деятельности учащихся - личностного, деятельностного, исследовательского;
•  возможности  привлечь учащихся  привлекательной деятельностью – прогулки, экскурсии, пленэрная практика, которые  вызывают непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию у ребят;
• практически неограниченные  возможности  использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

        Все это нацеливает меня как  учителя на организацию проблемного обучения, использование проектно-исследовательских форм обучения, практических работ. Именно поэтому на протяжении многих лет стараюсь отстаивать такую важную форму работы, как летнюю краеведческую практику.

 В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя краеведческая практика для учащихся 6-7 классов. Данная форма  работы,    за последние 10 лет,  развивается  по ряду  направлений:

• Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное)                                                                                                                            •  Этнокультурное краеведение (художественное, литературное и др.)                                            • Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время летней практики)                                                                                                                            • Музейное краеведение (изучение родного края  в пространстве музеев ГМЗ «Петергоф», музеев ОУ и ведомственных музеев Петродворцового района)                                 • Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)                                              • Семейное краеведение ( участие родителей в подготовке и проведении экскурсионных практик в пространстве района)

      Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы  в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это  направление в работе нашего образовательного учреждения, которое ставит сложные задачи перед учителем и учениками:

-  исследовать пространство района;                                                                                           -  получить практические навыки работы на образовательных маршрутах;
- ознакомиться с фондами музеев, их особенностями, местоположением. 

       Все это требует от учителя особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса  средствами краеведения.

.

Описание летней краеведческой практики

       Летняя краеведческая практика является учебной практикой для учеников 6,7 классов. Работа учащихся в конце практики оценивается системой «зачёт/незачёт». Зачёт по практике складывается из практической и теоретической части (работа с маршрутными листами на объектах, приобретение теоретических знаний, домашняя подготовка, творческие задания, тестовые задания).

Цель и задачи летней краеведческой практики

Цель летней краеведческой практики состоит в осуществлении связи теории с практикой обучения. В ходе практики происходит углубление теоретических и формирование практических знаний  учащихся в городском пространстве Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Задачами летней краеведческой практики являются:

приобретение навыков разработки и проведения экскурсий;

овладение методикой сбора краеведческого материала;

формирование интереса и уважительного отношения к разнообразию этнокультур и конфессий своего района.

воспитание патриотического отношения к истории района, города.

Содержание летней краеведческой практики

      Летняя краеведческая практика предполагает практическое ознакомление  ребят с разными формами музейной работы (составления экскурсионного маршрута, работа на объекте, поиск исторического материала,  публичное выступление), а также работой в пространстве городской среды  (ведение беседы с респондентом, ведение записей в полевой тетради, изготовление схем, зарисовок, фото-, видеосъемка).

                      Место проведения летней краеведческой практики

Местом проведения музейно-краеведческой практики являются:

  • музеи и музейные экспозиции  ГМЗ «Петергоф»;  

  • парки Петродворцового района  (регулярные и пейзажные), избираемые в соответствии с планом проведения практики и индивидуальными и исследовательскими возможностями учащихся.
  • Краеведческий отдел Централизованной библиотечной системы Петродворцового района.

       Время и сроки проведения летней краеведческой  практики

       Время прохождения практики – начало июня месяца в  течение 5 дней по 2 часа в день.  Участие учащегося в летней краеведческой практике определяется с учётом прямого пожелания ребенка и родителей, а также выбора руководителя практики. На выбор  учащегося и руководителя могут повлиять медицинские показатели. Окончательное распределение  учащихся на летнюю краеведческую практику осуществляется на основании  списка (не более 15 человек на одного руководителя), заверенного директором школы.

        Началу летней краеведческой практики предшествует выступление учителя на майском родительском собрании, на котором  разъясняется порядок прохождения практики, её тематика и программа, формы, виды и сроки отчётности по итогам практики, проводится инструктаж по технике безопасности.

        Контроль и подведение итогов летней краеведческой  практики

       Предусмотрены следующие формы контроля и отчётности учащихся:

  • устные обсуждения экскурсий и экспозиций;
  • практикумы по проведению экскурсий, методике сбора краеведческого материала;
  • опросные листы;
  • фотоматериалы (по возможности)

       Итогом летней краеведческой  практики  в дальнейшем может стать написание  учащимися реферативной или исследовательской работы по теме, выбранной учеником на практике. Все материалы хранятся в архиве кабинета руководителя летней краеведческой практике и могут быть использованы при разработке  творческих проектов, подготовке к краеведческим конкурсам и олимпиадам.Вот такие вопросы используются мною  на итоговой встречи, гаде каждый может высказать свою точку зрения о ходе проведения практики, дать рекомендации и советы.

Во время практики  я узнал (а)…                                                                                                   Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Было интересно…                                                                                                                 Хочу посоветовать…
Было трудно…
Мне хочется сказать спасибо…



Предварительный просмотр:

ГРУППА___________________________________________________________________________________________________

МАРШРУТ  образовательного путешествия

О чем «рассказывает» Петергоф

        

     Знакомство с любым городом начинается с того, что мы внимательно всматриваемся в его «лицо»: разглядываем здания и  памятники, гуляем по площадям и скверам, проспектам и переулкам, осваиваем особенности планировки, наблюдаем за повседневной жизнью города.

Ответить на этот вопрос вы сможете если:

  • Совершите путешествие по Петергофу и исследуете разнообразные городские объекты на маршруте.
  • Попробуете «расшифровать» сообщения, хранящиеся в городе, используя собственный опыт и знания, наблюдения.

Остановка  №1.  Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 49   Разводная ул., 9

          Немного истории.   Особняк Н. В. Всеволожского, псевдоготика. Особняк построен в 1836-1938 гг. предположительно арх. Г. Фоссати. Сначала этой дачей владел друг А. С. Пушкина камергер Н. В. Всеволожский, потом внук княгини Елены Павловны герцог Г. Г. Мекленбург-Стрелицкий. Затем здание приобрело Гвардейское экономическое общество, и здесь стали торговать всем необходимым для офицеров гвардии: как продовольствием, так и промтоварами.

 Объект № 1  вашего маршрута -   Верстовой столб

Что написано на верстовом столбе? Что это означает?

О какой стране напоминает форма верстового столба? Почему?

Остановка  № 2.  Найдите парк, который встречал гостей, приезжавших по суше в летнюю царскую резиденцию. Ваш маршрут начинается от  его Главных ворот. Дайте   НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА № 2.  ___________________________________________________

В чем особенность звеньев ограды Верхнего парка (материал, расположение)? Сколько их в каждой секции?

Что изображено на маскаронах на столбах Верхнего парка? Выскажи предположение – почему?

Определите, с какого места император мог окинуть взглядом весь Верхний сад. Какие чувства он мог испытывать?

Справедливо ли утверждение, что Верхний сад является прекрасным образцом регулярного парка? Если да, то почему?

Какие геометрические фигуры и в виде чего вы нашли в Верхнем парке?

Напишите не менее двух причин, по которым это здание  дворца охраняется государством?

ОБЪЕКТ №  3. Следующий объект вашего маршрута находится с  восточной стороны ограды Верхнего парка. Найдите площадь, одноименную с главной площадью Санкт-Петербурга. Площадь находится рядом с церковным корпусом Большого Петергофского дворца.

Немного истории.    Стала так называться с 1838 года из-за своей близости к Большому Петергофскому дворцу, а так как площадь примыкает к церковному флигелю дворца, то её еще часто называли и Церковной.  В 1920-х годах Церковную площадь переименовали в Советскую.   В 1993 году Советской площади возвращено ее историческое название.

Дайте   НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА ________________________________________________________________________________________________________

Какие музеи находятся на этой площади?  

В каком стиле построены здания на этой площади?

Объясни, на основании чего ты сделал(а) этот вывод?

ОБЪЕКТ № 4.   Найди знаменитый музей Петергофа, посвященный  известным представителям нескольких поколений династии, среди которых  были:  талантливый живописец и театральный декоратор, автор трудов по истории русской и мировой живописи, участник художественного объединения «Мир искусства», виртуозный акварелист, архитектор, художники др. Выясни и впиши недостающее.

Дайте   НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА _________________________________________________________________________

        Музей семьи ___________      расположен в здании бывшего _____________________корпуса, построенного в 1854 г. по проекту_____________________________, одного из представителей известной династии. Музей открыт в ________________     году  по   инициативе_________________________________,   выдающегося театрального художника, оформившего около 300 спектаклей в театрах мира, в том числе и в знаменитом миланском «Ла Скала».

ОБЪЕКТ № 5.   Следующий городской объект находится недалеко, но вначале вам нужно найти  четырехугольный пруд с хорошо очерченной береговой линией, которая представляет собой систему земляных валов с тенистыми аллеями в верхней части.  

       Немного истории.   Этот пруд является частью системы водоснабжения знаменитых фонтанов Петергофа. По  Краснопрудному каналу вода поступает в него из Ольгина пруда, а затем подается в Нижний парк, где скапливается в Пирамидальном пруду, питающем фонтан "Пирамида". Из этого же пруда частично питается Драконий каскад, известный также как "Шахматная гора", а также подается вода к Римским фонтанам, фонтанам Монплезира и императорской купальне. История пруда уходит своими корнями в эпоху императрицы Анны Иоанновны. Он был сооружен в 1739 году и получил свое название благодаря располагавшимся поблизости деревянным конюшням, которые были окрашены в красный цвет. Название прижилось и сохранилось на протяжении нескольких столетий. Согласно другой версии, название могло быть связано с тем, что с берегов пруда открывается красивый вид на собор Святых апостолов Петра и Павла.

ДАЙТЕ   НАЗВАНИЕ  ОБЪЕКТА__________________________________________________________________________________

ОБЪЕКТ № 6    За прудом, на Санкт-Петербургском проспекте,  найдите площадь, напоминающую о революционных событиях.  

         Немного истории.    С 1825 года площадь  носила  название Манежной, т.к. на площади стояло деревянное здание манежа лейб-гвардии Драгунского полка, в 1836 году архитектор И.Шарлемань по «Высочайшему повелению» перестроил здание для Императорского театра, и в 1837 году площадь получила название Театральной. В ночь на 20-е июня в 1910 г. театр сгорел до основания. В 1911 г. на месте сгоревшего театра архитектор А.К. Меняев разбил сквер с двумя небольшими фонтанчиками. В 1918 г. площадь стала называться площадью Спартака.  В 1927 г., к десятилетию Советской власти, в сквер перенесли с кадетского плаца прах погибших участников революции, гражданской войны и подавления Кронштадтского восстания. Тогда же по проекту А.Ф. Шварца и директора дворцов-музеев Петергофа Н. И. Архипова над прахом погибших был сооружён памятник, сохранившийся до нашего времени.

ДАЙТЕ  НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА __________________________________________________________________________________

Найдите памятник, установленный посередине площади. Какими выразительными средствами пользовался скульптор? Опишите этот объект.

На доме № 6    найдите мемориальную доску. Выясните какие архитекторы жили на месте этого дома?

   

ОБЪЕКТ №  7.      Найдите объект -   Грандиозное здание, которое занимает целый квартал на границе  парка Александрии  и Нижнего парка. Огромный трапецевидный в плане комплекс c  девятью массивными башнями по углам и зубчатыми стенами.

Немного истории.    По моделям Т. Дылова были созданы декоративные детали зданий, скульптор Д. Иенсен изготовил множество терракотовых украшений, среди них 12 гербов города Петергофа. Все чугунные детали отлиты на заводе Берда в СПб. С началом Крымской войны денежные расходы на строительство были урезаны. Архитектор не сумел воплотить все свои замыслы - устроить бассейн для купания лошадей, установить перед манежем конную скульптурную группу П. К. Клодта, украсить фасад средней башни часами с колоколом.

В каком стиле построено это здание? Аргументируйте ответ. Приведите не менее 4 –х доказательств

Сделайте схематичные рисунки и подпишите найденные элементы этого стиля.

Предположите, что могло находиться в этом здании.

Какой средневековый объект он напоминает?



Предварительный просмотр:

Урок по Мировой художественной культуре в 11 классе.

Патриотизм и героика в русской музыке - опера «Князь Игорь» А.П. Бородина

Учитель – Шибанова В.В.

Тема урока: Опера «Князь Игорь»

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:
– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Образовательные задачи урока:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.

Воспитательные задачи урока:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
– Развить интерес к изучению музыкальной литературы

Материалы и пособия для ученика:

Инструмент фортепиано.

Музыкальный центр.

Диск с записью фрагментов музыкальных произведений.

Компьютер.

Мультимедийный проектор

Экран для показа презентации. 

Ход урока:

Учитель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. И вы видите, что сегодня здесь присутствует много гостей – давайте улыбнемся им и начнем работать. Прошу всех садиться.        

Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославовичу Новгород-Северскому

Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков.

1.  Вопросы для повторения ранее изученного
Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)

  • Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
  • С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся? (Опера «Князь Игорь»)
  • Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)
  • Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
  • Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)
  • Сколько действий? (4 действия)
  1. Изучение нового материала

Учитель: И так,  мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.

Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:

Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»

Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.

Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож  1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Само отношение Игоря к затмению характеризует его.

 Автор «Слова» объясняет мотивы Игоря так:

«Ум князя уступил  желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». В источниках упоминаются другие слова князя:

«Не известно, нам ли к худу или врагам нашим».

В опере эти слова звучат так:

«Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы.

Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам?

Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!

Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу?

Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с  самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.

В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Что такое ария?

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.

Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? ( определяют сложную трехчастную форму).

Слушание арии Игоря.

 Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))

  1. Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
  2. Каково настроение героя? (мрачное)
  3. Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
  4. О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.

 Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!

Слушание: «Плач Ярославны» 

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

 Да к милому на море шлю рано по утрам.

 Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,

 Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

 Я омою князю раны на его кровавом теле.

 Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?

 Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.

 Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,

 В море синем корабли лелея?

 Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?

 По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?

 Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

 Да к милому на море шлю рано по утрам.

 Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,

 Через каменные горы

 в половецкий край дорогу

 Ты пробил,

 Там насады Святослава до кобякова полку

 Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,

 Днепр, родной наш Днепр!

 Вороти ко мне милого,

 Чтоб не лить мне горьких слёз,

 Да к милому на море не слать рано по утрам.

 Ох, ты, солнце, солнце красно,

 В небе ясном ярко светишь ты,

 Всех ты греешь, всех лелеешь,

 Всем ты любо, солнце;

 Ох, красно солнце!

 Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?

 Ах! Что ж в безводном поле жаждой

 Ты стрелкам луки стянуло,

 И колчаны им истомой горем запекло?

 Зачем?

Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?

Ответ учащихся: простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.

Учитель: И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.

  Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.

Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра»

Пляска девушек.

НЕВОЛЬНИЦЫ.

Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша,

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,

Негой воздух полон,

Там под говор моря

Дремлют горы в облаках;

Там так ярко солнце светит,

Родные горы светом заливая,

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зеленых,

И сладкий виноград растет.

Там тебе привольней, песня,

Ты туда и улетай

сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.

Слушание: Половецкая пляска с хором.

Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение  реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.

 Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.

Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.        

 - Ребята, скажите, а есть ли место  героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)

-Приведите примеры таких песен и докажите.

(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).

 - А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?

(мужественный, сильный и т.д.)

- Совершенно верно!

Учитель: вспомните песню, которую мы учили на прошлом уроке.  

Песня « Офицеры»

- Трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь.

Исполнение песни: «Офицеры»

Песня из кинофильма "Офицеры"  - "От героев былых времен...". Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича.

 От героев былых времен

 Не осталось порой имен.

 Те, кто приняли смертный бой,

 Стали просто землей и травой...

 Только грозная доблесть их

 Поселилась в сердцах живых.

 Этот вечный огонь, нам завещан и одним,

 Мы в груди храним.

 Погляди на моих бойцов -

 Целый свет помнит их в лицо.

 Вот застыл батальон в строю...

 Снова старых друзей узнаю.

 Хоть им нет двадцати пяти,

 Трудный путь им пришлось пройти,

 Это те, кто в штыки поднимался как один,

 Те, кто брал Берлин!

 Нет в России семьи такой,

 Где не памятен был свой герой.

 И глаза молодых солдат

 С фотографий увядших глядят...

 Этот взгляд, словно высший суд,

 Для ребят, что сейчас растут.

 И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

 Ни с пути свернуть!

Учитель: Мы отдаем дань памяти этим людям и помним о них всегда. А героическая тема в музыке продолжает жить уже много-много веков.

Вернёмся к опере: «Князь Игорь». Мы говорили, что поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы. Поэтому неоценим подвиг князя Игоря для потомков.

Таким образом, драматические события 1185 года, связанные с ними мысли и переживания, свидетельствовавшие о трудном времени разобщенности и раздробленности Руси XII века, 700 лет спустя вдохновили А.П. Бородина на создание удивительного музыкального произведения – оперы «Князь Игорь».

Еще спустя сто лет, в 1969 году, был снят одноименный фильм-опера – «Князь Игорь».

Виктор Петрович Астафьев об опере «Князь Игорь»

       «Слово о полку Игореве» воспитывает патриотизм, уважение к истории нашей родины, к ее героическому народу. А еще — вызывает удивление.

 Астафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу Русской музыки , потому что эта опера действительно великолепна . В ней отражаются важные события того времени и в ней присутствуют эмоции всех её персонажей .

4.Итог урока.

  • Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).
  • Как звали жену князя Игоря Святославича?
  • Какие действия оперы посвящены показу образов Востока?
  • В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)

Учитель: Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.

Спасибо за внимание! Урок окончен.

Домашнее задание:

Подготовиться к викторине по опере «Князь Игорь».



Предварительный просмотр:

Учитель музыки, МХК  классный руководитель – Шибанова Вероника Владимировна

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА - специальный выпуск «Школьное время»

- Добрый день, дорогие друзья, выпускники и родители! Уважаемые учителя и гости! -  -  Сегодня в эфире специальный выпуск «Школьное время».

( Звучит «Время, вперед»  Г.В.Свиридова)

- Тема сегодняшнего выпуска телешоу  «Птенцы из гнездища» …кто же они? - молодые и прыткие выпускники, которые стремятся поскорее погрузиться во взрослую жизнь и показать всем невзгодам свои коготки. Обычные наивные птенчики или целеустремленные ястребы, летящие на крыльях собственных амбиций ??? Именно это предстоит сегодня нам понять. Итак, в студию к нам пожаловали старые, опытные ученики, которые провели 11 чудесных лет в школе номер 529,   встречаем  (звучит Имперский марш)

Говорят, что школа - это второй дом. А почему второй?

Давайте подсчитаем, сколько времени ученик 11 класса проводит в школе и дома. Семь уроков ежедневно плюс факультативы плюс индивидуальные консультации...
Плюс переменки с классным руководителем, плюс дежурство  по школе плюс внеклассные мероприятия...
А сколько времени мы проводим дома? Подсчитали? Поэтому мы с полным правом можем утверждать, что школа - это наш первый дом!
А поскольку школа – первый наш  дом, попросим заглянуть в нашу студию главу семейства – директора  школы ... У нее 417 детей!


(Спускается со сцены, подходит к директору общеобразовательного учреждения.)

 Уважаемая  Нина Николаевна! Вы, как глава семейства, причем столь многочисленного, шумного, непоседливого, разновозрастного, наверное, привыкли к тому, что Вам часто приходится решать самые разнообразные вопросы. Скажите, пожалуйста, с детьми,   какого возраста чаще возникают проблемы в их воспитании и обучении? (Ответ директора)


Со старыми птицами вы уже познакомились. В «гнездо» под названием 11 «А» в последние годы сваливалось множество разнообразных и непоседливых птенцов, все они харизматичны и уникальны по-своему.

Итак,  встречаем некоторых из них    (Major Lazer – Get Free ft. Amber (What So Not Remix))…

-  Добрый день, пернатые! Хотелось бы задать вам вопрос - что необычного происходило в школе с момента вашего появления?
Когда мы пришли в школу, нам она показалась самой что ни на есть обычной, но после того, как мы начали внедряться в нее глубже, поняли, что это совсем не так….да вы сами можете убедиться в этом, посмотрев на экран
.      (фильм)
Действительно обычного мало… итак, с чего начиналась история этих птенцов пусть они сами об этом и расскажут. (выход «Орлята, учатся летать»)

 
-   Вот и промелькнули, пролетели, растаяли, как дым, стали прошлым школьные годы.
 

-  А мы ведь окончили не просто школу, а учебно-воспитательный комплекс.

-   Ну,  было бы закономерно адресовать следующий вопрос заместителю руководителя общеобразовательного процесса. (Спускается со сцены.)
-    Уважаемая Алевтина Викторовна, а что же интересного, может быть, запоминающегося было у вас с нами в школьной жизни?    (Ответ заместителя директора.)
-   Спасибо, Дело было вечером, делать  было  есть чего. Мечты - мечтами, а забот  у  одиннадцатиклассников - полон рот. От них кружилась  голова, и вспоминаешь ты едва  кто ты и как тебя зовут.

- Рефераты, сочинения, изложения, тесты... зачеты, проекты, контрольные, экзамены закончены.

-    А главное, все это сдано! Значит мы выросли!!! Теперь можно улетать из гнезда!!!

Песня воробьев

  1.  В гнезде мы весело поем – 2 раза

Ведь все экзамены сданы…а воробьи чирик - чирик…..

  1. Какая грустная пора – 2 раза

Простимся  с школой навсегда… а воробьи чирик - чирик…..

-    Школьные годы для нас не прошли даром, многое останется у нас в памяти,
многое мы будем вспоминать с улыбкой - взлеты и падения, которые происходили с нами …это ведь своеобразный опыт,  который  очень поможет нам в жизни.

-    Ну, а чтобы доходчиво объяснить то, что с нами было, мы хотели бы вам показать несколько миниатюр.
 -    Ну что же…было бы интересно посмотреть, что такого особенного творилось в нашей школе.


СЦЕНКА ПРО РУССКИЙ ЯЗЫК
 Маша: иногда преподаватели жалеют о своих просьбах. Итак, на уроке.
Диана:…(начинает мямлить стих)…
Влад: Еремина , стоп. Что ты там мямлешь?? Это же поэзия! Читай с выражением!
Диана: …(нормально рассказывает и прыгает из окна)…
Егор:…(…эксцентричный стих…)
Влад: СТОП  (орет)…давай просто текст  (Звучит громкая музыка)


СЦЕНКА ПРО УРОК  МУЗЫКИ:

Маша:  Все помнят уроки музыки? Как нам всегда с трудом давалось пение….Никто из нас не любил  солировать…
СЦЕНКА ПРО УРОК МАТЕМАТИКИ:

Саша Д.: "Пифагоровы штаны во все стороны равны"... Так, Кориненко, повтори, что я сейчас сказала!

Рома:  Александра Германовна, ну мне это не пригодится, я биологом буду!

Голос за кадром: ПРОШЛО 15 ЛЕТ

<музыка «ответ принят»>

Егор: Ну что ж, я напоминаю, что у нас в студии биолог из Санкт-Петербурга, и вопрос на 3 миллиона рублей: чьи штаны во все стороны равны?

Рома: Ну пусть будет Ньютона...

Егор: Это неправильный ответ

Рома: Блииин!

Егор: Правильный ответ...

Рома: Да ну нафиг, все равно не пригодится!

СЦЕНКА ПРО ЕГЭ:

Маша: С самого первого класса учителя начинают нас готовить к Единому Государственному Экзамену. И вот настал этот момент.

Маша: А теперь о наболевшем…

<музыка «новости»>

Итак, здравствуйте,  в эфире новости, и в центре нашего внимания ЕГЭ.

  1. Необъяснимо, но факт: 5% отличников, поступивших по результатам ЕГЭ в СПбГУ, не смогли расшифровать название вуза.
  2. Хорошие новости:
    Выпускников, не сумевших сдать ЕГЭ, приглашаем сдать ЭКГ, ФКГ, ЭЭГ и прочее. Приём будет производиться медкомиссией oкружного вoеннoгo кoмиссaриaта.

<кто-то вбегает с мешком, музыка на этом останавливается>

  1. Всем сидеть и не рыпаться! А ну-ка, давайте сюда свои мобилы!
    - Это что, ограбление?
    - Это ЕГЭ.

< музыка продолжается>

4)     Диалог старшеклассников:

 -Ну вот не сдам я ЕГЭ и что дальше?
-    А дальше метлу в руки и ты "дизайнер по ландшафту".

5)    Сенсация! Для того, чтобы поступить в институт Склифосовского, не нужно сдавать  ЕГЭ.

6) Новости из мира науки: случайно сбежавшая из зоопарка дрессированная обезьяна, забредшая в МГУ на ЕГЭ, случайным образом заполняя бланк ответов, поступила на матмех.

7) Социологический опрос. На вопрос анкеты "Что вы собираетесь делать после школы? " выпускники школ в основном ответили "Если повезет, то ничего…"

Рома: А кто же высиживал этих птенцов,  когда они еще были  яйцами….. кто  же учил их летать,  наблюдал за  их первыми неумелыми  полетами…..это   их замечательные птицы - родители.

Слово нашим   родителям  – Встречаем!!!

Рома: Мы снова в нашей студии …    Слово сейчас предоставляется нашей гостье, которая от всего нашего гнезда выразит слова благодарности нашим дорогим взрослым птицам - учителям в песне.

 -   Спасибо Александра! Ну что же, обратимся к зрителям нашей студии.  Дорогие птички, вылетайте скорее все сюда - на эту сцену… я думаю,  что вам тоже есть, что сказать этим замечательным птицам.

Стихи учителям

Танец – вручение цветов кл. руководителю

Стихи

"Мы тем кто остался желаем удачи..."  на мелодию песни  «Маша +Саша»

1. В школе много лет учились,
Все учились хорошо
И вам скажем по секрету
Что нам очень повезло
Много разного узнали
Нас узнала школа вся
Мы друг друга полюбили
Мы огромная семья
Припев:
         Мы тем кто остался желаем удачи
         По больше пятерок всегда получать
         Забыть мы не сможем родимую школу          2 раза
         И будем мы часто ее вспоминать.
2.  Много знаний получили,
И спасибо вам за них
Вам любимые родные
Самым классным говорим
Если в жизни будет туго
Или просто иногда
Заходить к вам будем в гости
Что бы помнили всегда
Припев:



Предварительный просмотр:

Урок   в 6 классе  «Воспитание Петербуржца 21 века»                                                                                Технология «Творческое портфолио»

Цели урока: через творческую продуктивную,  исследовательскую деятельность способствовать формированию у учащихся 6 класса представления о том, что петербуржец, независимо от его национальности, вероисповедания, места рождения, социального происхождения обладает отличительными чертами поведения, использует культурный потенциал города,  наследует традиции предыдущих поколений.

Задачи: Создать педагогические условия, при которых ребята:

  • Воспримут «культурность» жителей Петербурга как закономерное явление;
  • Поймут, что петербуржцы должны обладать определенными качествами;      
  •  Оценят собственное поведение и поведение одноклассников. 

Планируемые результаты:

Личностные: • Формирование потребности в практическом использовании знаний; • Развитие и поддержание интереса к изучению истории и культуре Петербурга; • Развитие целеустремлённости, инициативности; • Развитие доброжелательности.

Предметные: • Понимание роли владения  знаниями в современном мире. Метапредметные: • Развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. • Развитие самооценки.

Оборудование:  карандаши, фломастеры, клей, листы бумаги формата А3, компьютер, мультимедийный проектор, экран.                                                                                       Образовательные технологии:  «Творческое Портфолио.                     Предварительная подготовка: подобрать высказывания, стихотворения, музыкальное сопровождение, разбить детей на команды, оформить кабинет, подготовить участников.                                                                

Ход урока

    Учитель представляют команды и команды приветствуют друг друга? Капитаны представляют свои названия команд и объясняют свой выбор.

Первый этап работы  мотивирует творческую деятельность каждого участника. Уже на одной стороне листа формата А3 был создан коллективный этап «Я и моя команда – Нравственный кодекс петербуржца». Ребята познакомились с кодексом и выяснили, какие черты петербуржцев присущи каждому из них.  Предлагается на второй странице  листа написать слово «Петербуржец». - А кто такие петербуржцы? -  - Каким, по вашему представлению, должен быть настоящий петербуржец?  Составьте в своей группе синквейн.  Выясняем, что получилось у каждой команды. Озвучиваем варианты команд. Приклеиваем листы с синквейном на свой лист.

Второй этап – работа с  материалом  в группе, погружение в него. Сегодня мы с вами постараемся разобраться, а какие они настоящие жители Петербурга? Сейчас каждой из групп предлагается задание.                                                                                           • ГРУППА 1.Каков сегодня образ Юного Петербуржца, вашего сверстника, жителя нашего города на примере ваших наблюдений? Составить свод правил для нашего класса на основании  анкетирования  культурных поездок.                                                                                              • ГРУППА 2.Образ Петербурга глазами иностранцев. (Работа с высказываниями гостей города о петербуржцах). Задание: Прочитайте высказывания о петербуржцах. Подчеркните в текстах слова, которыми иностранцы характеризуют петербуржцев.   Составьте  исходя из высказываний образ петербуржца.                                                                                                                 • ГРУППА 3. Петербуржский стиль поведения. (Работа с объявлениями и описанием поведения на улицах города. Задание: Прочитайте тексты. Обратите внимание на выделенные слова. Используя их, сформулируйте стиль поведения настоящих петербуржцев.  Петербургский стиль  поведения – это…(перечисление понятий, предложенные ребятами).                                                                                •  ГРУППА  4. Черты настоящего петербуржца  - почетных жителей Петербурга. -   А знаете ли вы кого-нибудь из них?  Задание: прочитайте биографии знаменитых петербуржцев, почетных граждан нашего города и сформулируйте отличительные  качества, черты настоящих петербуржцев.                                          Третий этап: Подводим итог работы групп. Каждый капитан зачитывает, что получилось. При чтении получившихся  правил, сводов, характеристик  идет  взаимообогащение, самокоррекция,  поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже сказанному.                                                                               Четвертый этап. Какими качествами должен обладать петербуржец?        Каждая команда заполняет филворд  –   на каждую букву записывает качество, присущее петербуржцам.

С

А

Н

К

Т

-

П

Е

Т

Е

Р

Б

У

Р

Г

Пятый этап. Кульминация творческого процесса – из всех получившихся текстов группа склеивает коллаж. «Творческое Портфолио» групп можно разместить на стене, на доске или просто разложить по свободным столам.  Главное,  всем посмотреть, что получилось. Проводим мини-экскурсию по «картинной галерее». 

Шестой этап – рефлексия. Я вас приглашаю к дереву Дружбы. Каждый из вас возьмет сейчас в руки разноцветные осенние листья и подумает, какой лист появится на дереве. Если сегодня вы узнали для себя что-то новое – вы повесите на дерево зеленый лист; если у вас сегодня были затруднения в работе  - вы повесите желтый лист; если вам сегодня понравилось, вы готовы сказать друг другу спасибо за работу – появится красный лист. Пожалуйста, приглашаю к дереву Дружбы.

      Вам довелось на берегах Невы родиться и учиться?
      Но петербуржцем станет только тот,
      Кто над собой научится трудиться,
      Культурней становясь из года в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"

В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...

Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...

Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

    Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы  в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это ...